Коллективное сознательное

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

14 арбитражный апелляционный суд подтвердил вывод ФАС о существовании в Вологодской области «картельного сговора» в поставках продовольствия.

27 октября 2017 года Вологодское управление ФАС вынесло заключение о том, что в Вологодской области существует «картельный сговор» поставщиков продовольствия в бюджетные учреждения. 

Всего в деле был 21 фигурант. Трое из них обратились в суд, чтобы признать решение антимонопольщиков недействительным. Первая инстанция, Арбитражный суд Вологодской области, 13 июля 2018 года признала правоту предпринимателей. А вот апелляционная инстанция встала на сторону ФАС. Это первое подобное решение в Вологодской области.

ВСЁ ВПЕРВЫЕ

Всё началось ещё в 2008 году, когда заработала нынешняя система государственных закупок, основанная на аукционах и конкурсах. Если сейчас сами процедуры определения победителей происходят через специальную государственную информационную систему в Интернете, то тогда участники собирались очно и, примерно как в книге «12 стульев», делали по очереди ценовые предложения, поднимая специальные карточки. «Уже тогда мы увидели признаки того, что всё происходит не совсем честно, но ничего не могли с этим поделать. Но действующие нормы закона не позволяли нам повлиять на ситуацию», — рассказывает председатель областного комитета государственного заказа Александр Торопов.

Другой важный шаг на пути к оздоровлению ситуации — это создание в 2016 году «специализированного склада», который также называют уполномоченным складом.

«Специализированный склад оказывает услуги по приемке товаров от поставщиков-победителей торгов по поставкам продуктов, входному контролю по качеству, логистике и транспортировке в каждое учреждение скомплектованных партий разных товаров, — объясняют в правительстве области. — Благодаря реализации проекта «Специализированный склад» на территории области выявлены случаи недобросовестной конкуренции при проведении закупок на продукты питания». В декабре 2017 года вологодский опыт признали передовым на федеральном уровне и рекомендовали для внедрения в других регионах.

Областной «специализированный склад» заработал с октября 2016 года, за два месяца до выявления картельного сговора. А в декабре, спустя всего пару месяцев, удалось выявить договорённости ряда предпринимателей при проведении нескольких государственных закупок. Именно тогда прошли аукционы, по итогам которых сформировалось дело о «картельном сговоре».

Сложность расследования факта картельных сговоров заключается в том, что дела по ним ведёт Федеральная антимонопольная служба. 

УГОЛОВНО-АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ДЕЛО

Сложность расследования факта картельных сговоров заключается в том, что дела по ним ведёт Федеральная антимонопольная служба. Но у них нет того же инструментария, что у следственных органов. В нашем случае делу помогло расследование областного управления по борьбе с экономическими преступлениями. В 2017 году ФАС возбудила по России в целом 360 дел о картелях, из которых 85% — это сговоры на торгах. В Вологодской области подобное дело пока единственное.

Руководителя одной из череповецких фирм поймали на взятке. Причём она взяла деньги у своих коллег за то, что сама отказалась от участия в аукционе. В противном случае грозилась снизить цену до минимума, сделав победу нерентабельной. 5 сентября нынешнего года Череповецкий городской суд вынес решение по этому делу. Подозреваемая получила 4 года условно и штраф 240 тысяч рублей. Согласно базе данных суда, решение не было обжаловано.

Материалы дела УБЭП частично направило в Федеральную антимонопольную службу, и они стали частью доказательной базы по «делу о картеле». По информации ФАС, участники в определённых случаях «заранее делили между собой закупки, в том числе используя некие «квоты», «наценку», подавали заявки на интересующие их закупки, а заранее определенный участник побеждал по максимальной цене при неучастии остальных либо с минимальным снижением от цены контракта для создания вида конкурентных торгов».

Даже при анализе статистики видно, как действовали организаторы сговора. На целый ряд аукционов заявлялось от 7 до 13 участников, но непосредственное участие принимали один или два. Цену понижали, как правило, на 0,5-2%. Это притом что средний размер снижения при закупках продовольствия доходит до 15%. Предприниматели, чьё участие в картеле доказано, получили в 2016 году контрактов на 80 миллионов, в 2017-м — на 74 миллиона, в 2018-м — на 45 миллионов рублей.

«Проблема не только в том, что от их действий пострадал бюджет области. Cреди получателей продовольствия — и инвалиды, и пациенты самых разных отделений больниц, которые фактически не могут выбирать, что им есть. Участники картеля получают сверхприбыль за счёт социально уязвимых категорий населения: им поставляли продукты по завышенным ценам, весьма сомнительного качества и происхождения», — рассуждает Александр Торопов.

СПЕЦИФИКА РЫНКА

Рынок поставок продовольствия в бюджетные учреждения довольно специфический. Не в последнюю очередь потому, что большая часть товаров проходит через так называемый «специализированный склад»  — особую структуру, которая контролирует соответствие товара по качеству и количеству. Поставки идут зачастую партиями, которые стоят небольших денег и ничем не выделяются в общем перечне государственных закупок. Их получатели — это больницы, интернаты, центры социального обслуживания, которые предъявляют особенные требования к качеству.

Число поставщиков на рынке также относительно небольшое, хотя это и не единицы. «Премьер» проверил поставки отдельных продуктов и продуктовых наборов в социальные учреждения нескольких районов области и обнаружил, что у разных контрагентов есть специализация по видам товаров. К примеру, замороженную рыбу часто поставляет ООО «Хладокомбинат г. Череповца», замороженное мясо — ООО «Север-продукт» и ООО «Вологодский мясодел», масло — ООО «Меркурий» и предприниматель Анна Никифорова. В «дело о картеле» оказались непосредственно вовлечены трое — предприниматель Юрий Н., а также предприятие-поставщик мясных продуктов и организация из Череповца.

Решение суда о подтверждении выводов о «картельном сговоре» будет иметь последствия. «Согласно законодательству, теперь в отношении виновных и должностных лиц будет возбуждено административное производство», — сказал временно исполняющий обязанности руководителя Вологодского УФАС России Сергей Осипов. Эти вопросы  регулирует статья 14.32. КоАП РФ. В зависимости от квалификации по отдельным пунктам статьи, наказание может выражаться в штрафе, измеряемом миллионами рублей, либо дисквалификацией. Возможно, им придётся отвечать и по Уголовному кодексу.

Владимир Пешков