РТС и ФАС России обсудили все вопросы совершенствования розничного топливного рынка.

3 декабря 2012 года на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ) состоялось совещание представителей Российского топливного Союза (РТС) c участием Руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игоря Артемьева и заместителя Руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина. Главной темой стала выработка механизмов реализации предложений, направленных РТС в адрес Президента РФ Владимира Путина в части совершенствования розничного топливного рынка России.

Участники совещания признали объективность представленного РТС анализа развития ситуации на розничном топливном рынке в 2011-2012 гг. и актуальность внесенных предложений по ее улучшению.

На совещании обсуждались вопросы развития биржевой торговли на рынке нефтепродуктов, организации биржевых торгов, функционирования системы регистрации внебиржевых сделок, создания единых для отечественного рынка биржевых и внебиржевых индексов, формирования торговой политики ВИНК-ов и обеспечительных механизмов по выставлению ими на биржевые торги устанавливаемых объемов (не менее 10% от производимых) нефтепродуктов, а также реализации принципов равнодоступности к реализуемым на бирже ресурсам топлива для всех участников торгов.

В качестве положительного сигнала для участников рынка было отмечено сообщение о создании совместным приказом ФАС России и Федеральная налоговая служба (ФНС России) Рабочей группы по вопросам ценообразования для целей применения законодательства о налогах и сборах и антимонопольного законодательства. Ее основной задачей является сближение позиций ведомств по вопросу определения рыночного ценообразования и выработке механизмов установления справедливых цен для целей налогообложения и антимонопольного регулирования, в том числе на рынках нефти и нефтепродуктов.

Признано актуальным и необходимым скорейшее создание Биржевого Совета с участием всех заинтересованных госструктур и субъектов рынка в целях дальнейшего развития биржевой торговли нефтепродуктами. Подтверждена также необходимость формирования системы практической подготовки и обучения независимых субъектов рынка для участия в биржевых торгах.

По мнению участников совещания, принятие разработанных ФАС России законопроектов «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» будет способствовать созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке нефтепродуктов. Подтверждена необходимость организационного разделения оптовых и розничных структур ВИНК-ов при реализации нефтепродуктов в регионах их доминирования.

В ходе дискуссии представители РТС поддержали необходимость ускорения издания совместного приказа ФАС России и Минэнерго России «Об установлении минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефтепродуктов и утверждении требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках».

На совещании представители РТС выразили озабоченность прогнозными последствиями предстоящего введения в Российской Федерации с 1 января 2013 года экологических требований Класса - 3 к реализуемому моторному топливу, с учетом уже имеющегося опыта негативных проявлений 2011 года в результате введения Класса-3. ФАС России проинформировал участников совещания о мерах, направленных на сохранение стабильных условий функционирования рынков нефтепродуктов, обсуждаемых в настоящее время заинтересованными органами власти.

Также представители РТС подняли вопрос, связанный с возможным несоблюдением установленных требований качества к моторному топливу при его реализации, особенно в тех регионах, где цены ниже, чем в регионах с сопоставимыми условиями. В связи с этим, ФАС России проинформировало о заключенном соглашении с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Росстандарт контролирует соблюдение требований регламента с учетом имеющихся инструментальных средств. Так, если в рамках проверок Росстандартом будет установлено, что АЗС не указывают на стелле и в кассовых чеках класс моторного топлива, то Росстандарт рассматривает данные действия на предмет нарушения требований регламента. ФАС России же контролирует недопущение недобросовестной конкуренции. К примеру, в случае выявления фактов реализации моторного топлива с не соответствующим заявленной марке показателем «октановое число», то вышеуказанные действия в пределах своей компетенции рассматривает ФАС России.

Были обсуждены варианты повышения эффективности взаимодействия центрального аппарата ФАС и его территориальных органов с независимыми субъектами топливного рынка при разрешении возникающих проблемных вопросов в области формирования конкурентной среды в регионах России, обеспечения недискриминационного доступа к инфраструктуре и топливным ресурсам, при выстраивании взаимоотношений с ВИНК-ами. Подтверждена важность участия представителей топливозаправочного бизнеса в работе Общественных советов при территориальных органах ФАС. Привлечено внимание руководителей ФАС к повышению действенности принимаемых антимонопольных решений на региональном уровне и сокращению временных параметров их принятия по поступающим обращениям субъектов рынка.

Признано необходимым на основе проведения ФАС России детализированных анализов рынка нефтепродуктов и с учетом мониторинга ценовой ситуации на топливном рынке, целесообразность задействования для этих целей товарных интервенций с использованием биржи и др.рыночных механизмов.

Совещание носило деловой характер и конструктивную тональность, а также отражало взаимную заинтересованность руководителей ФАС России и представителей бизнес-структур в создании конкурентного розничного топливного рынка.