• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обобщенные итоги публичных обсуждений и ответы на вопросы, поступившие в ходе публичных обсуждений за 1 квартал 2020 года

17 марта 2020 года  состоялись Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Вологодского УФАС России за 1 квартал 2020 года в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок в режиме online-трансляции на канале YouTube.

Провел Публичные обсуждения заместитель руководителя Вологодского УФАС России Сергей Осипов.

         Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Вологодское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на вопросы, поступившие до начала мероприятия.

 

         Поскольку публичные слушания проводились в режиме     online-трансляции, сбор вопросов был организован в режиме электронной связи. На слушания поступило 4 вопроса, касающиеся практики применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» и контроля соблюдения антимонопольного законодательства. Вопросы с ответами приведены ниже, а также размещены в соответствующем отделе раздела «Публичные обсуждения – вопрос-ответ».

 

Вопросы, поступившие к публичным обсуждениям, с ответами

 

1 вопрос. Подлежит ли отклонению заявка участника аукциона, который представил при аккредитации в ЕИС скан учредительного документа (устава), полученного им из регистрационного органа в форме электронного документа?

Подлежит ли отклонению заявка участника аукциона, в отношении которого оператором электронной площадки в составе документов, предусмотренных ч. 11 ст. 24.1 Закона о контрактной системе представлена выписка из ЕГРЮЛ в форме копии электронного документа, подписанного ЭЦП Минком связи РФ?

 

Ответ. Порядок рассмотрения вторых частей заявок при проведении аукциона в электронной форме установлен ст. 69 Закона о контрактной системе.

Так, заявка на участие в электронном аукционе признается
не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 11 ст. 24.1 Закона о контрактной системе  оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными частью 2 настоящей статьи, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе копий учредительных документов участника закупки (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык учредительных документов юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя).

Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает представление указанных документов в электронном виде.

Следовательно, признание заявки, не соответствующей требованиям документации, в связи с наличием электронных документов, предусмотренных ч. 11 ст. 24.1 Закона о контрактной системе, является недопустимым.

 

2 вопрос.

Реклама микрозаймов. Слоган: «Займы. ПРОСТО ЧЕСТНО И В ИТОГЕ ДЕШЕВЛЕ» - должна ли такая реклама содержать условия займа или достаточно указать, кто предоставляет займ?

Ответ. Согласно п.3 статьи 28 закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее. Таким образом, закон не говорит о том, что указанная реклама обязательно должна содержать условия займа. Но в случае, если будет указано хотя бы одно условие, то должны быть перечислены и все остальные.

       В соответствии со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Согласно Федеральному закону "О банках и банковской деятельности" кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику - физическому лицу, а также указывать перечень и размеры платежей заемщика - физического лица, связанных с несоблюдением им условий кредитного договора. В расчет полной стоимости кредита должны включаться платежи заемщика - физического лица по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора, в том числе платежи указанного заемщика в пользу третьих лиц, в случае если обязанность этого заемщика по таким платежам вытекает из условий кредитного договора, в котором определены такие третьи лица (ст. 30).

Банк России указанием от 13 мая 2008 г. N 2008-У "О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита" установил порядок расчета и доведения кредитной организацией до заемщика - физического лица полной стоимости кредита, предоставленного кредитором заемщику по кредитному договору, которая определяется в процентах годовых по приведенной в указании формуле.

Письмом Федеральной антимонопольной службы и Банка России от 26 мая 2005 г. NN ИА/7235, 77-Т "О рекомендациях по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов" предложены Рекомендации по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов.

Предложено, до заключения кредитного договора, предоставлять информацию с указанием:

наименования кредитной организации, регистрационного номера, места нахождения, контактного телефона и WEB-сайта кредитной организации;

минимального (максимального) срока потребительского кредита;

минимальной (максимальной) суммы потребительского кредита (лимит кредитования), а также валюты потребительского кредита;

расходов потребителя по получаемому кредиту, состоящих из годовых процентов по потребительскому кредиту и при наличии дополнительных расходов по потребительскому кредиту, включающих все виды платежей кредитной организации и третьим лицам (например, страховым организациям, оценщикам и почтовым службам), связанные с предоставлением, использованием и возвратом потребительского кредита (рекомендована специальная форма);

информации по расчету суммы процентов и дополнительных расходов потребителя за пользование кредитом и иных расходов по нему: порядок и периодичность начисления процентов (иллюстрируется примерами расчета);

графика платежей по потребительскому кредиту, в котором указываются числовые значения платежей, направленных непосредственно на погашение потребительского кредита, процентов по потребительскому кредиту, а также при наличии дополнительных расходов по потребительскому кредиту (рекомендована специальная форма);

примерного перечня документов, необходимых для оценки кредитоспособности потребителя;

примерного перечня возможных видов обеспечения по кредиту (при наличии);

условий досрочного погашения кредита;

размера неустойки (штрафа, пени), в том числе за просрочку платежа по потребительскому кредиту, и порядка расчета суммы неустойки (штрафа, пени);

других условий, выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита, в том числе о необходимости заключения договоров с третьими лицами;

имеющихся ограничений для получения потребительского кредита;

информации о возможном увеличении расходов по потребительскому кредиту (увеличение размеров процентной ставки, дополнительных расходов, неустойки (штрафа, пени);

информации о способах погашения задолженности по потребительскому кредиту.

Комментируемая статья Федерального закона устанавливает, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

Необходимо отметить, что при таких условиях наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях  оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Вместе с тем рекламодатель не обязан указывать конкретный размер дополнительных расходов, которые понесет заемщик, воспользовавшись рекламируемой банковской услугой. Достаточно перечисления таких расходов.

В то же время к информации, определяющей фактическую стоимость кредита, не может быть отнесена информация о неблагоприятных последствиях нарушения договора на оказание финансовых услуг, которые может понести заемщик при неисполнении обязательства, поскольку указанные последствия не могут быть определены рекламодателем до возникновения факта нарушения соответствующих условий договора (пункты 24 и 25 Постановления ВАС N 58).

Поскольку распространяемая реклама по предоставлению в кредит денежных средств направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, то применительно к кредитованию существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 января 2009 г. N 15340/08).

К иным "существенным" условиям рекламы в контексте рассматриваемого вопроса относится информация о целевом характере кредита, об условиях начисления процентов, о досрочном погашении кредита и уплате процентов в случае несогласия заемщика с установлением новой процентной ставки за пользование кредитом, об условиях отказа в предоставлении кредита, о сроке предоставления кредита (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2011 г. по делу N А79-7333/2010).

3 вопрос.

Вопрос. Видим, что в некоторых газетах пометка «реклама» стоит у поздравлений и объявлений «требуются на работу». Как правильно?
Ответ:
данные объявления не являются рекламой . см. статью 13 закона «О рекламе».

4 вопрос.  Необходимо ли самостоятельным юридическим лицам в составе администрации отдельно утверждать Положение об антимонопольном комплаенсе?

Ответ: Орган местного самоуправления вправе самостоятельно  определять меры, которые требуется предпринять для достижения целей внедрения антимонопольного комплаенса и,  соответственно,  обеспечение снижения нарушения антимонопольного законодательства, которое являетя одним из основных ключевых показателей, установленных Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации.