Обобщенные итоги рассмотрения анкет и обобщенные ответы на вопросы, поступившие в ходе публичных обсуждений за 4 квартал 2019 года

9 декабря 2019 года  состоялись Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Вологодского УФАС России за 4 квартал 2019 года в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок. Слушания проходили в актовом зале Вологодского государственного университета.

Провел Публичные обсуждения заместитель руководителя Вологодского УФАС России Сергей Осипов.

        Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Вологодское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на указанные в специальных анкетах и поступившие до начала мероприятия вопросы.

В слушаниях приняли участие 50 человек, из них 12  заполнили анкеты.

Средний бал по соответствию мероприятия ожиданиям участников составил 4,9 баллов из 5 возможных.

         Участникам было предложено оценить по 5-бальной шкале проведенные Публичные обсуждения по нескольким позициям:

- по тематической направленности – 4,9;

- по программе – 4,8;

- по квалификации выступающих – 4,9;

- по организации мероприятия – 5

 

Вологодское УФАС России публикует ответы на вопросы, поступившие до начала проведения мероприятия.

 

         На адрес электронной почты Вологодского УФАС России  поступило 4 вопроса. Вопросы с ответами приведены ниже, а также размещены в соответствующем отделе раздела «Публичные обсуждения – вопрос-ответ».

Вопросы, поступившие к публичным обсуждениям, с ответами

Вопрос 1:

В течение какого срока может быть подана жалоба в  порядке статьи 18.1 Федерального закона ОТ 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»?
Ответ: 
Согласно частям  4 и 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов тортов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном рассматриваемой статьей, допускается в течение 3 месяцев со дня подведения итогов торг ов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Указанными положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрены следующие сроки, в течение которых может быть подана жалоба: 1)не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов; 2)в течении 3 месяцев со дня подведения итогов торгов, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися.

В случае, если предусмотрена необходимость размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», указанные сроки отсчитываются со дня такого размещения.

Необходимо обратить внимание на то, что при подаче жалоб на торги в рамках процедур приватизации государственного или муниципального имущества, установлены иные сроки подачи жалоб.

В соответствии с пунктом 1 части 25 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи в антимонопольный орган допускается в течение 5 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенном в соответствии со статьей 15 Закона о приватизации, или, если размещение на данном сайге не предусмотрено, со дня подписания протокола о признании претендентов участниками торгов (протокола о признании претендентов участниками продажи при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения либо продажи без объявления цены) либо в течение пяти рабочих дней со дня размещения на данном сайге или, если размещение на данном сайте не предусмотрено, со дня подписания протокола об итогах проведения продажи подлежащего приватизации имущества.
Следовательно, жалобы на торги в рамках приватизации государственного или муниципального имущества могут быть поданы в срок не позднее 5 рабочих дней со дня:
размещения на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» протокола о признании претендентов участниками торгов;
размещения на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» протокола об итогах проведения продажи подлежащего приватизации имущества.
С учетом установленных сроков подачи жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган должен руководствоваться следующим.
1. Если при подаче жалобы Заявителем нарушен описанный выше трехмесячный срок, такая жалоба должна быть рассмотрена антимонопольным органом в общем порядке, то есть в соответствии с Административным регламентом.
Нарушение трехмесячного срока подачи жалобы в антимонопольный орган не является основанием для возвращения жалобы Заявителю.
2. Если при подаче жалобы Заявителем нарушен десятидневный срок, то: в случае, если антимонопольному органу до принятия жалобы к рассмотрению достоверно известно о факте заключения договора по результатам торгов, такая жалоба должна рассматриваться в порядке, установленном Административным регламентом;
если до принятия жалобы к рассмотрению антимонопольному органу достоверно не известно о наличии заключенного по результатам торгов договора, жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. В этом случае антимонопольный орган ориентируется на трехмесячный срок возможности подачи жалобы.
Если в последнем случае о факте заключения договора комиссии антимонопольного органа стало известно в ходе рассмотрения жалобы по существу, комиссия прекращает рассмотрение такой жалобы и выносит решение, в котором должно быть указано на отсутствие у комиссии правовых оснований для принятия жалобы к рассмотрению и рассмотрения ее по существу.
Следует обратить внимание, что если процедура закупки не состоялась, и комиссией антимонопольного органа установлен факт заключения договора с единственным участником такой закупки и (или) пропуск заявителем десятидневного срока обжалования, такая жалоба должна быть рассмотрена по существу в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В случае если договор заключен до истечения десятидневного срока подачи жалобы в антимонопольный орган, такая жалоба должна быть рассмотрена комиссией антимонопольного органа по существу. Однако, в случае принятия решения о признании жалобы обоснованной, комиссия не выдавает предписание об устранении допущенных нарушений.

Вопрос 2
Имеет ли заказчик право в извещении о проведении электронного аукциона  одновременно предусмотреть преимущества для организаций инвалидов и ограничения по участию в электронном аукционе субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций?

Ответ:
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.
Указанные преимущества могут быть установлены в случае закупки товаров, работ, услуг согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта».
Таким образом, если объектом закупки являются товары, работы, услуги из вышеуказанного перечня, то установление преимуществ организациям инвалидов наряду с ограничением в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, не противоречит Закону № 44-ФЗ.

Вопрос 3
Имеет ли право территориальный орган ФАС России  проводить внеплановую проверку, если жалоба признана необоснованной?
Ответ: 

Согласно статье 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку на следующих основаниях:
1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;
2)  поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного предписания.
Таким образом, в соответствии со статьей 99 ФЗ №44  комиссия  территориального органа ФАС России  вправе проводить внеплановую проверку.

Вопрос 4
Согласно части 5 статьи 45 Закона, заказчик в течение 3-х рабочих дней рассматривает банковскую гарантию. Необходимо ли по результатам рассмотрения составлять какой-либо документ?
Ответ: 

Такой необходимости нет.  Результатом рассмотрения в 3-дневный срок банковской гарантии является либо признание ее как документа, обеспечивающего исполнение контракта, либо признания такой банковской гарантии не соответствующей требованиям документации о закупке, и, как следствие, не заключением контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предоставившим такую банковскую гарантию, и признанием такого поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонившимся от заключения контракта.