Развитие рынка нефтепродуктов - одно из приоритетных направлений развития экономики региона
С таким посылом согласились участники рабочего совещания, которое прошло 8 декабря 2017 г. в Вологодском УФАС России.
В совещании приняли участие заместитель Губернатора области Виталий Тушинов, заместитель начальника Департамента ТЭК и тарифного регулирования Михаил Кривохижин, председатель постоянного комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Денис Долженко, а также представители крупнейших поставщиков на рынке нефтепродуктов региона ООО «Лукойл-Волганефтепродукт», ПАО «Газпром нефть», ООО «Газпромнефть-Центр».
Открывая рабочую встречу, Наталия Мерзлякова отметила, что проблема цен на бензин и дизельное топливо является социально значимой и актуальной для всех жителей региона.
«Мы собрались обсудить дальнейшие перспективы решения этого вопроса, так как применение только мер административного воздействия, не приводит к ожидаемому результату. И только эффективное взаимодействие региональной власти и основных участников рынка, качественное изменение нормативных правил, влияющих на развитие рынка может сдвинут с точки безысходности ситуацию в нашей области» - обратилась к присутствующим Наталия Валерьевна.
Заместитель Губернатора Виталий Тушинов отметил, что из-за сложившейся ситуации с ценами на бензин бюджет Вологодской области несет серьезные потери. Так, например, перевозчики - потенциальные потребители топлива проходят участки федеральной трассы по территории области без дозаправки.
- Мы предприняли достаточно активные шаги для привлечения на территорию Вологодской области новых участников этого процесса, - заметил Виталий Тушинов. - Одним из них стала группа компаний «Шелл» – это «Шелл-АЗС». На сегодня у нас появился новый оператор на территории области – ПАО «Газпром нефть», но их доля на рынке пока незначительна. Из двухсот автозаправочных станций, присутствующих на территории Вологодской области, шестьдесят одна АЗС – это станции «Лукойл-Волганефтепродукт».
Виталий Тушинов отметил, что отсутствие в Вологодской области нефтеперерабатывающей промышленности приводит к необходимости ввозить все виды бензинов и дизельного топлива в регион из соседних регионов, что не может не сказываться на уровне цен и влияет на развитие рынка.
Одним из важных аспектов является наличие нефтебаз в Вологодской области. Сегодня их три – вологодская, череповецкая, великоустюгская. До недавнего времени функционировали еще нефтебазы, которые на сегодняшний день закрыты или выкуплены в частную собственность. Достаточно большой интерес могут представлять те нефтебазы, которые хорошо логистически связаны с Волго-Балтийским путем, что обеспечит дешевизну доставки топлива. Но на сегодняшний день белозерская нефтебаза закрыта, вытегорская находится в частных руках. Поэтому тем интересантам, которые готовы активно представлять свои позиции в Вологодской области, в первую очередь стоит задуматься о возможном возобновлении деятельности этих нефтебаз, поскольку их логистическое преимущество очевидно.
Виталий Тушинов пояснил, что для привлечения новых игроков на рынок нефтепродуктов необходимо решать вопрос изменения зоны присутствия самого крупного игрока - ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». Если такие договоренности будут достигнуты, то группа компаний «ЛУКОЙЛ» может получить снижение доли на рынке, что повлечет расширение зоны присутствия других компаний и в итоге поменяется ситуация, связанная с доминированием на рынке.
В рамках мероприятий по строительству дороги в обход города Вологды Правительством Вологодской области запланирована возможность использования нескольких земельных участков под строительство АЗС для привлечения новых операторов. А инвестиционный интерес к этим площадкам будет обеспечен за счет подготовки в процессе строительства дороги и инфраструктурных объектов.
Заместитель начальника Департамента ТЭК и тарифного регулирования Михаил Кривохижин проинформировал участников совещания, что в рамках подписанного соглашения с ПАО «Газпром нефть» планируется строительство около 20 автозаправочных станций по основным магистралям на территории Вологодской области.
- Правительство занимается не только развитием рынка нефтепродуктов, но и газомоторного топлива, - отметил Михаил Кривохижин, - в перспективе транспорт будет заправляться не только бензином, но и газомоторным топливом.
Руководитель ярославского филиала ООО «ГАзпромнефть-Центр» Дмитрий Шиндяпин отметил, что для привлечения на рынок новых игроков необходимо информационное сопровождение программы развития дорожной сети Вологодской области. В частности, хотелось бы оперативно получать информацию о торгах по предоставлению земельных участков в рамках строительства.
По мнению представителей крупных поставщиков нефтепродуктов, участвующих в рабочей встрече, одним из барьеров входа на рынок новых операторов является сложность приобретения земельных участков под строительство АЗС.
В связи с этим старший государственный инспектор Олег Сучков выступил с предложением аккумулировать всю информацию о государственных и муниципальных торгах по продаже или аренде земельных участков размещать на сайте Правительства и Департамента ТЭК и тарифного регулирования.
Председатель постоянного комитета по экономической политике и собственности Законодательного Собрания области Денис Долженко, выступая перед участниками рабочей встречи, заметил:
- Делая выводы об уровне цен, наши граждане не обращают внимания на такую вещь, как бонусы и стимулирующие программы, у многих компаний они есть, есть и у «ЛУКОЙЛА». Эти программы стимулируют потребителя, происходит накопление баллов, с учетом которых цена на топливо уже будет не такая, как указана на стеллах АЗС. Эти акции направлены на привлечение клиентов и должны учитываться при мониторинге и анализе ценовой ситуации.
Подводя итоги рабочей встречи, Наталия Мерзлякова выразила надежду, что в рамках принятого в регионе Стандарта конкуренции рынок нефтепродуктов будет утвержден как приоритетный или социально значимый, на развитие которого будут направлены самые действенные механизмы.