Результаты проведения анализа состояния конкурентной среды на рынках тепловой энергии на территории г. Вологды и г. Череповца Вологодской области за 2009 - 2010 г.г.

 Результаты проведения анализа состояния конкурентной среды на рынках тепловой энергии на территории г. Вологды и г. Череповца Вологодской области  за 2009 - 2010 г.г.  

      Анализ состояния конкурентной среды на рынках тепловой энергии на территории г. Вологды и г. Череповца Вологодской области  за 2009 - 2010 г.г. был проведён Вологодским УФАС России в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 27.09.2010 № 551 (далее – План работы). Данный анализ проведён в соответствии с  Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению, направленными в территориальные  органы ФАС России письмом  от 07.12.10 г. № АЦ/43443 (далее Методические рекомендации).

      Целью проведения данного анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынках тепловой энергии.

        Анализ состояния конкурентной среды на рынках тепловой энергии проведён в соответствии с  вышеназванными Методическими рекомендациями  и  в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 и  зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 N 18026 (далее – Порядок).

       В качестве источников исходной информации использовались сведения, полученные у  следующих организаций:

     - Управления по технологическому и  экологическому надзору Ростехнадзора  по Вологодской области  (о перечне всех производителей теплоэнергии, реализующих её сторонним покупателям на территории г. Вологды и г. Череповца, и также  о наличии резерва / дефицита (в Гкал/час) в разрезе по каждому теплоисточнику).

     - Региональной энергетической комиссии Вологодской области (о зарегистрированных организациях, отпускающих  теплоэнергию, в отношении которых осуществляется государственное регулирование).

    - Администрации г. Вологды (о перечне  организаций - производителей теплоэнергии на территории г. Вологды, осуществляющих продажу теплоэнергии).

- мэрии г. Череповца (о перечне  организаций - производителей теплоэнергии на территории г. Череповца, осуществляющих продажу теплоэнергии).

     - выявленных 34 субъектов рынков тепловой энергии (реквизиты исходящих писем  указаны в таблице).                                                                                                                            

В соответствии с требованиями Методических рекомендаций и Порядка в качестве временного интервала исследования  рынков тепловой энергии на территории г. Вологды и г. Череповца Вологодской области  был выбран  период 2009 - 2010 г.г.

         Процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включала:

А)  предварительное определение товара. Предварительное определение товара проводилось на основе  условий договоров, заключенных в отношении теплоэнергии, на основе  нормативных актов, регулирующих деятельность по обороту теплоэнергии, на основе  общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

         В исследуемый период между субъектами рынка теплоэнергии (опрашиваемыми респондентами – субъектами рынка теплоэнергии) заключены следующие виды договоров:

        - договор теплоснабжения. Предмет договора: отпуск и оплата  тепловой энергии

       - договор на отпуск теплоэнергии. Предмет договора: отпуск и оплата  тепловой энергии

       - договор купли-продажи теплоэнергии. Предмет договора: отпуск и оплата  тепловой энергии

       - договор поставки теплоэнергии. Предмет договора: отпуск и оплата  тепловой энергии

        - гос. контракт на отпуск теплоэнергии. Предмет договора: отпуск и оплата  тепловой энергии

        - муницип. контракт на отпуск теплоэнергии. Предмет договора: отпуск и оплата  тепловой энергии

         - договор на оказание коммунальных услуг. Предмет договора: оказание коммунальных услуг по  теплоснабжению

         Таким образом, на основе условий договоров, заключенного в отношении товара, предварительно определили товар – «теплоэнергия».

Согласно пп. «б» предварительно определили товар на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Статьёй  2 Федерального закона  от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определены  следующие понятия:

1) тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);

2) качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;

3) источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;

4) теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;

5) тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок;

6) тепловая мощность (далее - мощность) - количество тепловой энергии, которое может быть произведено и (или) передано по тепловым сетям за единицу времени;

7) тепловая нагрузка - количество тепловой энергии, которое может быть принято потребителем тепловой энергии за единицу времени;

8) теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;

9) потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

11) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

12) передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя;

14) система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;

16) теплосетевая организация - организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

        При определении продуктовых границ рынка также принималось во внимание нормативные акты органа государственного регулирования тарифов на теплоэнергию – Региональной энергетической комиссией Вологодской области.

        Решением Региональной энергетической комиссией администрации Вологодской области от  17.09.99 г. № 83 «Об утверждении Положения о Реестре энергоснабжающих организаций Вологодской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование»  утверждено  Положение о реестре энергоснабжающих организаций Вологодской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование. В данный Реестр включаются коммерческие организации, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие, в частности:

     - продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии;

      - услуги по передаче и распределению электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) по сетям (в случае заключения договоров на услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии) потребителям на потребительском рынке энергии;

Данный Реестр на потребительском рынке энергии ведется Региональной энергетической комиссией Вологодской области (РЭК Вологодской области), в частности, по разделу 2 и разделу 4:

раздел 2 - поставка тепловой энергии (мощности);

раздел 4 - услуги по передаче и распределению тепловой энергии (мощности);

         Данный нормативный акт также позволил принять в качестве продуктовых границ рынка – теплоэнергию.

РЭК Вологодской области осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления, если права по установлению тарифов не делегированы этими органами региональной энергетической комиссии Вологодской области) потребителям, расположенным на территории Вологодской области. РЭК Вологодской области утверждает тарифы на тепловую энергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями, путём  принятия соответствующих постановлений.

           Таким образом, на основании нормативных актов, регулирующих исследуемую нами деятельность, предварительно определили товар – теплоэнергию.

  Согласно пп. «в» предварительно определили товар на основе общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

       По п. «в».  Согласно постановлению Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301 о принятии и введении в действие Общероссийского классификатора продукции  (ОКП) ("Общероссийский классификатор продукции" ОК 005-93, утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301) группировка «теплоэнергия» имеет код 01 2000. Дальнейшее классификационное деление данной группировки в данном Классификаторе осуществлено на ряд классификационных группировок (по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам).

       Согласно постановлению Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" деятельность, связанная с введением в оборот тепловой энергии имеет ряд кодов по ОКВЭД :

40.3      Производство, передача и распределение  пара  и  горячей

          воды (тепловой энергии)

40.30     Производство, передача и распределение  пара  и  горячей

          воды (тепловой энергии)

40.30.1   Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)

          Эта группировка включает:

          - производство пара и горячей  воды  (тепловой  энергии)

          электростанциями   и   самостоятельными  котельными  для

          отопления, горячего водоснабжения и других целей

          Эта группировка также включает:

          - производство охлажденной воды или  льда  (натурального

          из воды) для охлаждения

40.30.11  Производство пара  и  горячей  воды  (тепловой  энергии)

          тепловыми электростанциями

40.30.12  Производство пара  и  горячей  воды  (тепловой  энергии)

          атомными электростанциями

40.30.13  Производство пара  и  горячей  воды  (тепловой  энергии)

          прочими   электростанциями   и   промышленными   блок  -

          станциями

40.30.14  Производство пара  и  горячей  воды  (тепловой  энергии)

          котельными

40.30.17  Производство охлажденной  воды или льда (натурального из

          воды) для охлаждения

40.30.2   Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)

40.30.3   Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

          Эта группировка включает:

          - распределение пара и горячей воды  по  тепловым  сетям

          среди потребителей (населения,  промышленных предприятий

          и т.п.)

          - деятельность по оперативно - диспетчерскому управлению

          технологическими процессами в тепловых сетях

Таким образом, на основании вышеизложенного в качестве продуктовых границ рынка определили товар – это тепловая энергия

Вывод по п.А.   Таким образом, на данном этапе процедуры оценки состояния конкурентной среды предварительно определены продуктовые границы товарного рынка  - это  тепловая энергия

Б) выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

          На законодательном уровне определено понятие  «тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление) (основание - ст.  2 Федерального закона  от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").

        Также на законодательном уровне введены в оборот следующие виды деятельности, связанные с тепловой энергией (производство, передача и распределение  пара  и  горячей воды (тепловой энергии). Этим видам деятельности присвоены вышеназванные коды по ОКВЭД, входящие в группировку 40.3 «Производство, передача и распределение  пара  и  горячей воды (тепловой энергии)»: 40.30, 40.30.1,  40.30.11,  40.30.12, 40.30.13, 40.30.14, 40.30.17, 40.30.2, 40.30.3.  Опрашиваемыми в ходе анализа рынка респонденты – субъекты рынка теплоэнергии указали на наличие / соответствие  выполняемой деятельности (связанной с введением в оборот теплоэнергии) вышеназванным  кодам по ОКВЭД.          

        Следовательно, тепловая энергия не является взаимозаменяемой с другими товарами  и представляет  самостоятельный  товар, обращающийся на рынке тепловой энергии .

Вывод по  п.Б:    Таким образом, предварительно определили товар – тепловая энергия.

В)   определение взаимозаменяемых товаров.

Порядок определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Исходя из существа  ответов респондентов (опрашиваемых в ходе анализа рынка теплоэнергии за 2009 и 2010 г.г. и являющиеся, в ряде случаев одновременно продавцами и потребителями теплоэнергии) и из существа жалоб покупателей теплоэнергии, постоянно поступающих в Вологодское УФАС России на действия на рынке теплоэнергии, данные хозсубъекты фактически не заменяли и не были  готовы заменить товар теплоэнергию другим при потреблении.

Согласно п.3.7. Порядка товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

       Фактически, вышеназванные респонденты и заявители не заменяли товар (теплоэнергию) другим товаром при потреблении. Факты рассматриваемых жалоб в Вологодское УФАС России свидетельствует о том, что такая замена не имела место на товарном рынке теплоэнергии.

Согласно п.3.8. Порядка при выявлении взаимозаменяемых товаров используется один или несколько из следующих методов:

- "тест гипотетического монополиста" (готовность покупателей заменить товар в результате повышения цены на него на 5 - 10 процентов в период дольше одного года);

- анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен;

- расчет показателя перекрестной эластичности спроса в соответствии с пунктом 3.10 настоящего Порядка.

         Фактически, данные методы не используем, т.к. на теплоэнергию распространяется государственное регулирование путём утверждения тарифов (основание – п.3 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (вместе с "Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации").  РЭК Вологодской области осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления, если права по установлению тарифов не делегированы этими органами региональной энергетической комиссии Вологодской области) потребителям, расположенным на территории Вологодской области. Для организаций, отпускающих теплоэнергию и находящихся в муниципальной собственности, тарифы устанавливаются органами местного самоуправления Вологодской области.

Вывод по  п.В:   на основании вышеизложенного принимаем в качестве продуктовых границ рынка  - тепловая энергия.

        Общий вывод: таким образом, продуктовыми границами рынка является тепловая энергия.

Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

А)  предварительное определение географических границ товарного рынка.

Фактически, следующее обстоятельство, позволило предварительно определить географические границы рынка тепловой энергии – это фактическое месторасположение тепловых нагрузок контрагентов с которыми продавцы теплоэнергии заключили  договоры на реализацию теплоэнергии.  Границы их расположения – это соответствующие сегменты территории  г. Вологда и г. Череповца (основание – ответы респондентов, являющихся продавцами теплоэнергии).

Б)  выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями)

Согласно п.4.3. Порядка были выявлены условия обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями).

   Географические границы рынка тепловой энергии  определены по принципу признания покупателями равной доступности данного товара, а именно их экономической возможностью воспользоваться услугами хозсубъектов, имеющих в своём распоряжении  объекты, посредством которых осуществляется производство / реализация тепловой энергии.

     Согласно полученной информации от респондентов  (продавцов теплоэнергии)  у  Продавцов  теплоэнергии отсутствует техническая возможность обеспечить постоянное (круглогодичное) теплоснабжение близлежащих объектов, которые получают теплоэнергию в настоящее время от теплоисточников иных организаций (т.е. которые находятся в других географических границах). Любые переключения требуют строительства и реконструкции тепловых сетей, а также реконструкции котельных с  увеличением их тепловой  мощности. Ряд респондентов  (продавцов теплоэнергии)  указали на наличие потенциальной такой технической возможности, но при этом ориентировочные совокупные затраты (которые потребуются Продавцу) составляют нескольких сотен млн. руб. 

       Согласно полученной информации от респондентов - Продавцов теплоэнергии:

       - величина ориентировочных совокупных затрат (стоимость проектных работ, строительно-монтажных работ, оборудования и материалов), которые могут потребоваться контрагентам данных Продавцов теплоэнергии на организацию теплоснабжения своих объектов от других близлежащих теплоисточников (т.е. от иных, чем от  котельной фактического Продавца  теплоэнергии) может составить несколько десятков млн. руб  (для создания теплоисточника мощностью 20 Гкал/час). Это экономически нецелесообразно для покупателя теплоэнергии.

       - нет экономической возможности у покупателей теплоэнергии в течение 1 года организовать  теплоснабжение   (сменить фактический теплоисточник на  близлежащие теплоисточники).

       Следовательно, опрошенные продавцы продают теплоэнергию в географических границах, не совпадающих с территорией зоны деятельности других продавцов теплоэнергии и фактически осуществляют деятельность на рынках теплоэнергии в разных географических границах.

Согласно п.4.3. Порядка при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитываются:

- требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара);

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

- наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (приобретателя рассматриваемого товара);

          С учётом данных требований Порядка и требований п.1.5. Порядка (при анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках используются сведения, полученные, в частности, от органов местного самоуправления) были получены ответы от администрации г. Вологды и  мэрии г. Череповца об отсутствии технической возможности у организаций - производителей теплоэнергии в г. Вологде и г. Череповце обеспечить круглогодичное теплоснабжение объектов потребителей, которые уже получают в настоящее время теплоэнергию от  соответствующих теплоисточников (т.е. о невозможности фактически обеспечить себе увеличение  количества потребителей теплоэнергии за счёт их перехода от других теплоисточников).

 Вывод по  п.Б:   географические границы товарного рынка тепловой энергии  – это соответствующие сегменты территории  г. Вологда и г. Череповца на которых продают теплоэнергию соответствующие продавцы.

В) определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

         Определение географических границ товарного рынка осуществляется методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах);

          Данный метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов) в г. Вологде и в г. Череповце позволил выявить следующее:

          -  осуществляют продажу  теплоэнергии 27 продавцов г. Вологде в и 7 продавцов в г. Череповце

          - географические границы в которых реализовывается теплоэнергия – это следующие соответствующие сегменты территории г. Вологды и г. Череповца: (27 рынков в г. Вологде и 7 рынков в г. Череповце в границах соответствующих  улиц месторасположения объектов теплоснабжения). 

          Вывод по  п.В:    Таким образом, предварительно определённые географические границы рынка тепловой энергии  подтверждены и для целей дальнейшего анализа приняты соответствующие границы 27 рынков в г. Вологде и 7 рынков в г. Череповце.

         Общий вывод: таким образом, подлежат рассмотрению рынки тепловой энергии  в соответствующих географических границах г. Вологды и г. Череповца (27 рынков в г. Вологде и 7 рынков в г. Череповце).

       Состав субъектов рынка тепловой энергии был определён на основании сведений, полученных от источников:

     - Управления по технологическому и  экологическому надзору Ростехнадзора  по Вологодской области 

     - Региональной энергетической комиссии Вологодской области

    - администрации г. Вологды

 - мэрии г. Череповца

Фактически, количество выявленных хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих на рынках теплоэнергии в вышеназванных географических границах, является достаточным, т.к. количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации  и не может быть расширено за счет иной информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

 Согласно п.5.3. вышеназванного Порядка на основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определяются хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке.

        Фактически, субъектами рынков тепловой энергии в г. Вологде являются 27 хозсубъектов и в г. Череповце - 7 хозсубъектов.

   В качестве покупателей этой услуги выступают хозсубъекты, являющиеся юридические и физические лица, заключившие соответствующие договоры (предмет - теплоэнергия) с продавцами теплоэнергии.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

       Фактически, объемы продаж теплоэнергии в соответствующих географических границах каждого из 27 рынков в г. Вологде и 7 рынков в г. Череповце образуют ресурсы  каждого из данных рынков.

Согласно п.6.3. вышеназванного Порядка доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

        Фактически, ввиду деятельности только по 1-му продавцу на каждом из 27 рынков теплоэнергии в г. Вологде и 7 рынков теплоэнергии в г. Череповце,  доля у данных продавцов  на данных рынках составляет по 100 %.

         В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - при 70% <=  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - при 45% <=  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

- низкий - при  < 45% или HHI < 1000.

         Показатели уровня концентрации на каждом из 27 рынков теплоэнергии в г. Вологде и 7 рынков теплоэнергии в г. Череповце  не рассчитываются ввиду наличия на них только по 1-му продавцу.

         Фактически, уровни концентрации вышеназванных рынков – высокие.

К барьерам входа на рынок теплоэнергии, препятствующим или затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на данном товарном рынке, опрошенные  продавцы теплоэнергии отнесли следующие ограничения:

а) экономические ограничения, в том числе:

 - объёмы первоначальных инвестиций и капитальных затрат для входа на данный рынок (ориентировочные величины этих затрат - 60 млн. руб. (при этом, срок окупаемости этих кап. вложений: 5 - 7 лет)

- объёмы первоначальных инвестиций и капитальных затрат - более 5 млн. руб. (при этом, срок окупаемости этих кап. вложений:  более 15 лет)

 - объёмы первоначальных инвестиций и капитальных затрат для входа на данный рынок (ориентировочные величины этих затрат  - 80 млн. руб.;

- низкая привлекательность  теплового рынка, обусловленная  высоким уровнем затрат

- недостаток свободных объёмов природного газа для  успешной реализации  проектов по строительству газовых котельных,

  б) административные ограничения:

   - высокая  себестоимость производства теплоэнергии, низкие тарифы на теплоэнергию. Так в ответе респондент указал на то, что  при гос. регулировании РЭК Вологодской области обеспечивает компенсацию только прямых затрат и часть общехозяйственных, а прибыль в тариф вообще не  закладывает

- низкая привлекательность  теплового рынка, обусловленная  высоким уровнем затрат и низкой рентабельностью.

- ограничение деятельности и предоставление льгот отдельным хозсубъектам (данные ограничения не были конкретизированы в ответах)

- препятствия в отведении земельных участков,

-  не решение вопросов стабильного теплоснабжения. Так, ОАО «Северный коммунар» неоднократно и безрезультатно представлял  свои предложения в администрацию г. Вологды о консервации маломощной  котельной  МУП "Вологдагортеплосеть" (ул. Разина, 20 Гкал/час) и о переподключении её нагрузки на  котельную ОАО «Северный коммунар», имеющую значительный резерв мощности.

На вопрос (преодолимы/непреодолимы барьеры входа на рынок теплоэнергии в соответствующих географических границах, а именно, затраты на преодоление таких барьеров оправдываются ли доходами) 42% респондентов  не ответили, 31% - указали на непреодолимость, а 27% указали на преодолимость этих барьеров.

        Рынки теплоэнергии в соответствующих географических границах в г. Вологде (27 рынков) и в г. Череповце (7 рынков) является неконкурентными. При этом данные рынки относятся к следующему виду рынков (по уровню развития конкуренции) – рынки с неразвитой конкуренцией.

Оценка перспективы  изменения  состояния конкурентной среды  на данных рынках  следующая:

 -  изменений не ожидается, рынки стабильные  по составу  продавцов,

 -  количество покупателей, объёмы рынков, тарифы на теплоэнергию не окажут воздействие на состояние конкуренции на них в перспективе.

Наличие барьеров входа (экономические ограничения, административные ограничения) на товарные рынки в г. Вологде (27 рынков) и в г. Череповце (7 рынков), значительная доля на них продавцов теплоэнергии (100 %) - это факторы, способствующие ограничению конкуренции на рынках теплоэнергии. Необходимо и в дальнейшем уделять особое внимание на действия данных продавцов теплоэнергии.

        По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынках тепловой энергии на территории г. Вологды и г. Череповца Вологодской области  22 организации (по товару тепловая энергия, код 40.30  ОКВЭД, код 01 2000  ОКП, с долей более 50%,  в соответствующих географических границах) приказом Вологодского УФАС России от 11.05.11 г. № 136 были включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.