• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Контроль органов власти

Ползучий платон

На рынке обязательных платежей в России работают частные структуры — так называемые операторы социально значимых проектов.Они обещают улучшить нашу жизнь: обезопасить товары специальной маркировкой качества, отремонтировать дороги, купить новые автомобили «скорой», сделать передвижения по городу комфортными и удобными. Но сколько и кто на самом деле на этом зарабатывает?«Премьер» решил познакомить читателей с федеральными и не только схемами легального отъема средств.МИЛЛИАРД В ЧУЖОЙ КОРЗИНЕВпервые с такой формой государственно-частного партнерства на федеральном уровне мы столкнулись в 2016 году, когда начала работу знаменитая система «Платон».Сначала была озвучена проб­лема: российские дороги испытывают огромную нагрузку. Страна у нас большая, автомобили колесят из конца в конец, перевозят тяжелые грузы и разрушают дорожное покрытие. Государство неспособно покрыть все расходы на ремонт дорог. А ремонтировать дороги надо. И с этим трудно не согласиться.Решать проблему доверили государственной корпорации «Ростех». В ноябре 2015 года вступает в силу Постановление Правительства № 504 об установлении на российских дорогах платы за тонну перевозимого груза в счёт возмещения вреда, причиняемого федеральным дорогам. «Плата за тонны» — поэтому эта система получает название «Платон». Под действие закона попадают все автомобили с разрешенной массой более 12 тонн. Право на создание системы Ростех передает частной структуре ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», учредителями которого выступили, в том числе, три физических лица. Наиболее известный — сын российского миллиардера Игорь Роттенберг. Сейчас ООО «РТ-Инвест» является федеральным оператором системы «Платон», который взимает плату с каждого многотонника, проходящего по федеральным трассам, в размере 1 руб­ля 90 копеек за километр. За всё время действия системы в Дорожный фонд России поступил 41 миллиард рублей. А что получает частная структура-оператор?В концессионном соглашении, заключенном между Росавтодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» сроком на 13 лет, в пункте 8 буквально сказано: «Базовый размер платы концедента по концессионному соглашению составляет 10 миллиардов 610 миллионов рублей (без учета НДС) в год и состоит из неиндексируемой и индексируемой частей.Индексируемая часть базового размера платы концедента по концессионному соглашению составляет 46% базового размера платы концедента по концессионному соглашению. Индексация осуществляется в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен. Механизм индексации индексируемой части базового размера платы концедента устанавливается в концессионном соглашении».«Концедент» — это и есть ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Конечно, за эту плату компания Игоря Роттенберга должна приобрести и обеспечивать работу 481 стационарного и 100 мобильных объектов системы контроля, нести затраты на систему регистрации, однако за 13 лет даже без индексации сумма, которую в итоге получит компания за услуги оператора, составит порядка 137 миллиардов (!) рублей. Весьма доходный бизнес.ПРИВАТИЗАЦИЯ «СКОРОЙ»Познакомимся с еще одним частным оператором — ООО «Эффективная система здравоохранения», которое тоже работает на территории Вологодской области и обеспечивает станции и больницы автомобилями скорой помощи.Как и в случае с системой «Платон», сначала была обозначена социальная проблема: износ автопарка «Скорой» в 2013 году в России составил порядка 46%. В рублевом эквиваленте обновление парка автомашин стоило бы федеральному бюджету около 15 миллиардов рублей. Решением проблемы призвано было заняться АНО «Агентство Стратегических Инициатив» (АСИ), созданное в 2011 году Правительством РФ.В 2013 году на рынок выходит партнер АСИ, частная структура ООО «Эффективная система здравоохранения», зарегистрированная в Санкт-Петербурге. Основным учредителем компании является сын члена правления компании «Газпромнефть» Даниил Барышников.В 2013 году Вологодская область стала первым из пяти регионов, заключивших договор на получение услуг с ООО «Эффективная система здравоохранения». Таким образом, средства, выделяемые двум станциям скорой помощи в Череповце и Вологде и ряду центральных районных больниц на перевозку и оказание помощи пациентам, теперь переводятся на счет частной фирмы. О том, сколько тратит на это ОМС, можно узнать из доклада бывшего начальника Департамента здравоохранения области Игоря Маклакова за 2016 год:«По итогам проведённого в декабре 2013 года совместного аукциона для двух городов заключены договоры с ООО «Эффективная система здравоохранения» на оказание транспортных услуг в течение 3 лет (с 1 января 2014 года по 1 января 2017 года). Были получены 20 автомобилей скорой медицинской помощи класса «В» в Вологде (сумма договора на услугу транспорта 12 автомобилей — 86 миллионов рублей) и в Череповце (сумма договора на услугу транспорта 8 автомобилей — 57 миллионов рублей). Данное мероприятие позволило обновить автопарк городских станций на 30%. На втором этапе реализации проекта на аутсорсинг была передана транспортная услуга оставшегося парка автомобилей станций скорой медицинской помощи в объеме 40 автомобилей скорой медицинской помощи. Общее количество поступивших автомобилей распределилось следующим образом: по итогам совместного аукциона в конце 2014 года заключены контракты на оказание транспортных услуг в течение более 2-х лет на сумму 101 миллион рублей для Вологды и 152 миллиона рублей для Череповца.В настоящее время реализован и третий этап проекта. В августе 2015 года заключены контракты на оказание комплексных услуг по обеспечению деятельности учреж­дений скорой медицинской помощи (транспортная услуга) с ООО «Эффективная система здравоохранения» в количестве 28 автомобилей на сумму 186 миллионов рублей. Новые автомобили поступили в семь центральных районных больниц Вологодской области».Если наш читатель думает, что новые автомобили — собственность Вологодской области, то он ошибается. Все машины принадлежат ООО «Эффективная система здравоохранения». Это частная собственность конкретной фирмы, учредитель которой — конкретный человек. Станции скорой помощи покупают за счет средств Фонда ОМС только услугу. В среднем такая «аренда» одной машины обходится в сумму порядка 2,5 миллиона в год, соответственно за три года — 7,5 миллиона рублей, за пять лет — 12,5 миллиона. Конечно, средства идут в том числе на зарплату водителей, на амортизацию автопарка, ремонт и запчасти и аренду офисов. Оператор получает прибыль за исключением налогов и затрат. Кстати, об аренде офисов. «Премьер» нашел прелюбопытное решение суда, датированное 2016 годом, из которого следует, что ООО «Эффективная система здравоохранения» арендует, например, 52-метровый офис в башне «Империя» делового центра Москва-сити за… 5 149,72 доллара США в месяц. Это больше 330 тысяч (!) рублей по курсу на день публикации этого материала.К слову, в 2017 году Кировская область отказалась от услуг ООО «Эффективная система здравоохранения» и намерена восстановить свой парк автомашин.ПОМЕТЯТА вот еще один частный оператор, работающий под эгидой национальной идеи, — ООО «Оператор-Центр развития перспективных технологий» (ООО «Оператор — ЦРПТ»), который отвечает в России за систему маркировки товаров.Изначально на уровне правительства было озвучено, что россиян надо спасать путем создания единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, которая призвана бороться с конт­рафактом, подделкой и «серым» нелегальным рынком. И опять-таки ну кто с этим поспорит?! По последним данным, порядка 70% (!), например, рынка черной икры в России приходится на нелегальный оборот. А статистика по легкой промышленности показывает, что около 35% от общего объема на этом рынке являются либо фальсификатом, либо конт­рабандой. И в таком случае никто не несет ответственности за наше здоровье и безопасность.В результате Правительством РФ был утвержден перечень десяти групп товаров, которые в России с 2019 года будут подлежать обязательной маркировке. Это табачная продукция, духи и туалетная вода, одежда из кожи, пальто, плащи, куртки, штормовки и ветровки, обувь, постельное, столовое, кухонное белье. А в декабре стартует пилотный проект по маркировке черной икры. Кстати, начинается он с Вологодской области, где в Кадуйском районе работает крупнейший ее производитель — рыботорговая фирма «Диана». В эксперименте участвуют Минпромторг, Рос­тех и Центр разработки перспективных технологий (ЦРПТ), который выступил оператором проекта и уже работает на рынке маркировки шуб. Центр развития перспективных технологий является совместным проектом миллиардера Алишера Усманова, ГК «Ростех» и «Элвис-Плюс Групп» Александра Галицкого. На товары будет наноситься двухмерный код Data Matrix. Механизм отслеживания каждой единицы товара будет фиксировать все операции с ним с момента нанесения на производстве метки и до продажи конечному потребителю. Сколько за это заплатит потребитель, пока не совсем понятно. Проект по тотальной маркировке товаров в России только набирает обороты. Но производитель и продавец будут вынуждены закладывать расходы на обязательную маркировку в конечную стоимость товара.ПРИПАРКОВАЛИСистема операторов настолько прижилась в России, что её берут на вооружение и муниципалитеты. В частности, именно такой механизм хотели реализовать в Вологде в 2015-2016 годах.Сначала, как и полагается, была озвучена социальная проблема: количество автотранспорта в Вологде растет, узкие старые улицы в центральной части города с невысокой пропускной способностью не справляются, что несет дополнительный дискомфорт жителям.Поэтому в 2015 году было принято решение об организации платных парковочных мест. При этом изначально из бюджета города в проект не закладывалось ни копейки, а к реализации был привлечен инвестор с государственным капиталом ПАО «Ростелеком» (48,71% акций компании принадлежат Российской Федерации в лице Росимущества). Оператором проекта выступило муниципальное бюджетное учреж­дение «Дорремстрой», которое заключило договор с ПАО «Рос­телеком» на сумму 89 792 856,99 рубля. В свою очередь «Ростелеком» привлекает в качестве подрядчика ООО «Городские парковки», которое непосредственно занимается установкой лицензионного оборудования для паркинга. Стоимость услуг ООО «Городские парковки» составила 55 314 021 руб­ль. А ПАО «Ростелеком» предъявило к МБУ «Доррем­строй» счет уже на 89 792 856,99 руб­ля. Хотя фактическая сумма поставленных работ и услуг вместе с услугами «Ростелекома» составила 78 312 350,67 рубля.В итоге Вологодское УФАС пришло к выводу, что разница, по сравнению с расчетной ценой договора, заключенного между МБУ «Дорремстрой» и ПАО «Ростелеком», составила 34 478 835 рублей. Возмещать эти деньги должны были мы с вами — жители города Вологды.«Население переплатило бы лишние 34 478 835,48 рубля за возможность пользования платными парковками», — подвело итог Вологодское УФАС и… остановило проект, обратившись в суд. В мае этого года все парковочные автоматы с улиц города были демонтированы. И это пока единственная история, которая закончилась для наших кошельков благополучно... 

Владельцы киосков избежали повышения аренды в 10 раз

Алексей ТретьяковВологодская городская Дума отозвала свое решение о новом порядке размещения объектов нестационарной торговли, которое грозило предпринимателям повышением арендной платы в несколько раз. Схватились за головуСразу 13 обращений владельцев объектов нестационарной торговли Вологды поступило в адрес регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Степана Ткачука. Бизнесмены были обеспокоены тем, что депутаты гордумы планируют внести изменения в действующий много лет в областном центре порядок размещения ларьков и киосков.Все обратившиеся работают на основании договоров аренды земельных участков, заключенных задолго до 1 марта 2015 года. И в случае принятия депутатами решения им пришлось бы переоформить ранее заключенные с городской администрацией договоры аренды без проведения торгов на договоры на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта или объекта по оказанию услуг населению. При этом размер платы по договору должен был рассчитываться по новой методике.- Предлагаемая формула расчета цены договора устанавливала базовую ставку стоимости квадратного метра - 2323 рубля 2 копейки в год, но не содержала экономического обоснования указанной суммы. Отсутствовало также экономическое обоснование «коэффициентов специализации объектов и коэффициентов территории размещения объектов», - поясняет Степан Ткачук. - Кроме того, формула содержит множитель 8 - площадь места размещения. Из предложенной методики невозможно однозначно установить, что понимается под площадью места размещения - размер земельного участка, установленный Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города, либо площадь самого объекта.Даже предварительные расчеты предпринимателей по предлагаемой методике, с которыми они и обратились к бизнес-уполномоченному, оказались неутешительными. В случае если приравнять площадь места размещения торговой точки к площади земельного участка, то это привело бы к увеличению годовой платы от 10 до 16 раз. Вести в таких условиях бизнес было просто-напросто нерентабельно. - О готовящемся решении мы узнали случайно в декабре прошлого года. По своим каналам получили копию проекта документа и схватились за голову. Если по действующим договорам аренды за участок примерно в 300 квадратных метров (130-150 квадратных метров сам павильон плюс охранная зона) мы платим в среднем 70 тысяч рублей в год, то по новой методике размер аренды возрастал до 1 миллиона рублей. И это если торговая точка специализируется на продуктах питания. Для сферы услуг - шиномонтажа, автосервиса - коэффициент, а значит, и арендная плата, мог возрасти еще больше. Кроме того, новые договоры могли вогнать нас в настоящую кабалу. Малейшая просрочка - и штрафы, пени и так далее. Однозначно пришлось бы закрываться, - говорит один из участников инициативной группы предпринимателей, директор ООО «ВС» Вадим Упадышев. «Сырой» проектОпираясь на эти обращения, уполномоченный по защите прав предпринимателей попросил Вологодское УФАС проверить предлагаемый законопроект.Вердикт антимонопольного ведомства был категоричен: проект муниципального правового акта противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». А его принятие будет способствовать нарушению прав индивидуальных предпринимателей. «Антимонопольный орган считает, что при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов и иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, органы местного самоуправления ограничены в своих полномочиях и не имеют право принимать муниципальные правовые акты, устанавливающие положения, порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению, в том числе по заключению договоров о размещении, установлению платности и выдаче каких-либо разрешений на данные объекты», - говорится в официальном сообщении Вологодского УФАС.Соответствующее предостережение антимонопольщики вынесли органу местного самоуправления в феврале нынешнего года. В самой гордуме утверждают, что решение было отозвано еще до получения каких-либо рекомендаций со стороны УФАС. - Проект решения внесен городской администрацией в конце ноября прошлого года. Документ был рассмотрен на комитете по вопросам местного значения и законности 19 декабря. По мнению депутатов, проект был «сырой», он отложен и направлен в Контрольно-счетную палату. В заключении КСП также указывалось на недостатки в документе. Мы встретились с мэром, обсудили необходимость доработки проекта, и в итоге проект был отозван администрацией 25 января. Предостережение УФАС поступило лишь спустя месяц, 26 февраля. Никакой роли в рассмотрении указанного проекта, соответственно, данное обращения УФАС не сыграло, - пояснил «Красному Северу» глава Вологды Юрий Сапожников.По большому счету, не очень важно, чья заслуга в том, кто в данном случае отстоял права владельцев киосков - антимонопольное ведомство с подачи уполномоченного или депутаты гордумы, отправившие документ на доработку. Каждый из них просто выполнил свою работу. Важен результат. Впрочем, эксперты не исключают, что поднимать арендную плату все равно придется. Но происходить это будет, скорее всего, уже по-другому и не столь резко. А при принятии подобных решений должностным лицам не стоит забывать недавнее жесткое заявление губернатора Олега Кувшинникова:- На местном уровне мы должны делать все возможное для снижения налоговой нагрузки на бизнес, особенно в приоритетных отраслях экономики. Нужно дать возможность предприятиям развиваться. Так же нещадно надо бороться с административными барьерами и коррупцией. Я буду лично реагировать на все звонки, поступившие на «горячую линию». Мы не позволим оказывать давление на бизнес.

Четвертый пошел: ликвидация административных барьеров в строительной отрасли

Областной деловой журнал "Бизнес и власть", № 2 - 2016г.  

УФАС России по Вологодской области контролирует отношения власти и бизнеса

В Управлении ФАС России по Вологодской области прошла пресс-конференция, на которой подведены итоги работы за 2013 год, сообщает ИА «СеверИнфо».

Вологодское УФАС оштрафовало две строительные компании

Вологодское УФАС вынесло два постановления о назначении административного наказания по 350 тысяч рублей двум строительным компаниям ООО «СТК...

УФАС: «Тарифы на утилизацию отходов в Вологде завышают»

Вологодское УФАС направило заявление в суд о признании недействительным решение городской Думы о повышении тарифа на утилизацию...

Не по-детски

Строительству пяти детских садов в Вологде, которые должны решить проблему очередей, мешают ярославские и московские фирмы.

Страницы