Решение № 279-10АМЗ/14

Номер дела: № 279-10АМЗ/14
Дата публикации: 21 ноября 2014, 15:39

                                                                ООО «Газпром межрегионгаз

 Вологда»  160004, г. Вологда,

 ул. Октябрьская, д. 51

факс: (8172) 57-01-90

 

                                                                                                       ОАО «Территориальная                                         Генерирующая Компания № 2»

                                                                                    Юридический адрес: 150040, г.    Ярославль, проспект Октября 42

Почтовый адрес: 160012, 

г. Вологда, Советский проспект,

д. 141 А

 

Решение № 279-10АМЗ/14

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено  17 ноября 2014 года.                                                            г. Вологда

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Щепелин Валентин Петрович – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Власов Алексей Алексеевич – начальник отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

Докшин Максим Игоревич – старший государственный инспектор отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления

Ласкин Михаил Владимирович – ведущий специалист-эксперт отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

Смышляева Ирина Александровна – ведущий специалист-эксперт отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

При участии представителей: со стороны ОАО «ТГК № 2» Новиковой Ольги Николаевны (доверенность № 0001юр/451-14 от 17.06.2014 г.), Дряхловой Анны Александровны (доверенность № 0001-юр/480-14 от 07.07.2014 г.) и представителей со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» Пеганова Александра Николаевича (доверенность № 10-12/49 от 11.08.2014 г.), Гончарова Дмитрия Александровича (доверенность № 10-12/25 от 30.05.2014 г.).

Рассмотрев дело № 279-10АМЗ/14 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Вологда»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Вологодского УФАС России 11.07.2014 г. поступило заявление от открытого акционерного общества «Территориальная Генерирующая Компания № 2» (далее – Заявитель, ОАО «ТГК № 2») о злоупотреблении доминирующим положением со стороны общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Вологда» (далее – Ответчик, Общество).

В соответствии с приказом Управления № 368 от 09.10.2014 г. в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» возбуждено дело № 279-10АМЗ/14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Из заявления и представленных материалов следует, что между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» (Поставщик) и ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (Покупатель) заключен договор поставки газа № 10-4-0913/13 от 17.09.2012г. (далее - договор поставки). Поставка газа осуществляется для нужд Вологодской ТЭЦ Главного управления ОАО «ТГК № 2» по Верхневолжскому региону.

Письмом от 03.07.2014 г. № 05/1909, направленным в адрес ОАО «ТГК № 2» посредством электронной связи (входящий от 04.07.2014г. № 009641), ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» уведомило Заявителя о возможном ограничении поставки газа с 25.07.2014 г.

Кроме того, письмом от 09.07.2014г. № 04/1961 ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» уведомило ОАО «ТГК № 2» о сокращении поставки с 10.07.2014 г. на теплоисточник ОАО «ТГК № 2» путем изменения режима работы ГРС «Вологда». На 11.07.2014 согласно рапорта НСС происходит снижение давления газа, что могло привести к полной остановке парогазовой установки Вологодской ТЭЦ и, соответственно, полному прекращению теплоснабжения потребителей г. Вологда. По мнению Заявителя ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» нарушило п. 4 ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции», т.к. ввело ограничение поставки газа в отношении ОАО «ТГК № 2» на территории г. Вологда при отсутствии соблюдения предусмотренных действующим законодательством условий.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.

Газ является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома г. Вологды и прекращение его поставки исключает возможность надежного и качественного теплоснабжения потребителей, своевременно и добросовестно оплачивающих потребляемые ресурсы на длительный период времени. На территории города Вологда 99% потребителей ОАО «ТГК № 2» являются добросовестными плательщиками за тепловую энергию, нарушение прав которых является недопустимым. В частности, основной объем тепловой энергии у ОАО «ТГК № 2» приобретает МУП «Вологдагортеплосеть» для перепродажи конечным потребителям, которыми являются, в большей своей части, жилищные организации, приобретающие тепловую энергию для целей оказания коммунальных услуг гражданам, проживающих в многоквартирных домах, а также собственники жилых домов, социально значимые объекты и т.д. Соответственно, ограничение/прекращение подачи тепловой энергии потребителям (приобретающих тепловую энергию у МУП «Вологдагортеплосеть»), добросовестно оплачивающих поставленную им тепловую энергию, недопустимо.

Заявитель считает, что введение ограничения/прекращения поставки газа в отношении ОАО «ТГК № 2» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» приведет к нарушению теплоснабжения жителей города, добросовестно оплачивающих потребляемые коммунальные ресурсы.

В пункте 6 Порядка № 1 предусмотрено, что в случаях, когда к сетям принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно- энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

До введения процедуры ограничения режима подачи газа между ОАО «ТГК № 2» и ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» не были урегулированы вопросы бесперебойной подачи ресурсов абонентам ОАО «ТГК № 2», своевременно оплачивающим поставляемые ресурсы - добросовестным потребителям (граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах, социальные объекты и иные потребители).

Ограничения и прекращения поставки ресурсов возможно только на основании соглашения, заключенного между газоснабжающей и организацией потребителем, и принятие такого решения в одностороннем порядке не допускается. Поскольку между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ОАО «ТГК № 2» не было достигнуто соглашения об обеспечении подачи газа добросовестным потребителям в необходимых для них объемах, ограничение и прекращение в одностороннем порядке поставок газа Заявитель считает неправомерным.

Таким образом, по мнению представителей ОАО «ТГК № 2», действия Общества по ограничению поставки газа ОАО «ТГК № 2» на территории г. Вологда, свидетельствуют о злоупотреблении ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» своим доминирующим положением и создают препятствия для исполнения ОАО «ТГК № 2» своих обязанностей перед потребителями по предоставлению им тепловой энергии.

ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» не согласившись с доводами ОАО «ТГК № 2» пояснило следующее.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ОАО «ТГК № 2» заключен договор поставки газа № 10-4-0913/13 от 17.09.2012г. в соответствии с условиями которого, Поставщик принял на себя обязанность поставлять с 01.01.2013г. по 31.12.2017  г. природный газ и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а Покупатель - принимать и оплачивать газ (пункт 2.1 Договора).

Дополнительным соглашением от 09.12.2013 к Договору поставки газа № Ю-4-0913/13 Стороны согласовали месячные объемы поставки газа в 2014 году, в том числе в июле 2014 года в количестве 3 500,000 тыс.м3 газа. Пунктом 2.7 Договора стороны закрепили возможность изменения месячных объемов газа, поставляемых по договору.

Заявка на изменение объемов предоставляется Покупателем, при этом дополнительные объемы газа, превышающие договорные объемы, указанные в пункте 2.1 Договора, выделяются поставщиком по отдельному договору, заключаемому сторонами. При этом указанным пунктом 2.7 Договора так же закреплено право Поставщика отказать в выделении/поставке дополнительных объемов газа при наличии задолженности.

В связи с наличием задолженности за ранее поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом от 20.06.2014 № 05/1772 отказал ОАО «ТГК № 2» в выделении дополнительных объемов газа на июль 2014 года. Договорной объем поставки газа в июле 2014 года не изменился и составил 3 500,000 тыс.м3 газа в месяц.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» считает необоснованными претензии со стороны ОАО «ТГК № 2» так как действий, направленных на ограничение или прекращение поставки газа ниже объемов, установленных заключенным договором поставки газа, Общество не предпринимало.

Утверждение ОАО «ТГК № 2» о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» положений Порядка прекращения или ограничения подачи газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно - энергетических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 (далее - Порядок), также считают необоснованным, так как данным Порядком определяется последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению потребителя при неоплате поданных топливно - энергетических ресурсов. ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» проводил ограничения, связанные с перерасходом газа Покупателем и с целью ограничения поставки газа до установленной суточной нормы, что предусмотрено п. 15 Правил и п. 3.2 заключенного Договора.

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» нет нарушения Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в границах Вологодской области. Приказом Управления ФАС по Вологодской области от 26.12.2008г. № 311 (измене внесены приказом № 356 от 23.11.2010 г.) ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35 %, с долей более 50 % на рынке реализации природного газа.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.

В силу ст. 8 Закона о газоснабжении правила поставки газа утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 18 указанного Закона, поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Закона.

Согласно п. 1 ст. 546 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 данного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для одностороннего отказа поставщика от исполнения договора в силу статьи 523 Гражданского кодекса РФ является существенное нарушение покупателем условия договора, в частности, в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.

Пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998г. № 162 (далее - Правила), предусмотрено уменьшение либо полное прекращение поставки газа покупателям только в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ.

Из материалов дела следует, что между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ОАО «ТГК № 2» заключен договор поставки газа № 10-4-0913/13 от 17.09.2012г. в соответствии с условиями которого, Поставщик принял на себя обязанность поставлять с 01.01.2013г. по 31.12.2017  г. природный газ и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а Покупатель - принимать и оплачивать газ (пункт 2.1 Договора).

Дополнительным соглашением от 09.12.2013 к Договору поставки газа № Ю-4-0913/13 Стороны согласовали месячные объемы поставки газа в 2014 году, в том числе в июле 2014 года в количестве 3 500,000 тыс.м3 газа. Письмом № 1000-27/В от 10.07.2014 ОАО «ТГК № 2» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» проект дополнительного соглашения о выделении дополнительных объемов газа. Но в связи с наличием задолженности за ранее поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом от 20.06.2014 № 05/1772  отказал ОАО «ТГК № 2» в выделении дополнительных объемов газа. Таким образом, договорной объем поставки газа в июле 2014 года не изменился и составил 3 500,000 тыс.м3 газа в месяц. Пунктом 2.1 Договора определено, что суточный (среднесуточный) договорной объем поставки газа (суточная норма) по Договору определяется путем деления месячного договорного объема поставки газа на количество дней соответствующего месяца поставки газа. Таким образом, суточный договорной объем газа, подлежащий поставке в июле 2014 года, составляет 112,9 тыс.м3 газа в сутки (3 500,0 /31 = 112,9).

Статьей 541 ГК РФ закреплена обязанность энергоснабжающей организации подавать абоненту энергию в количестве, предусмотренном договором, с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Пунктом 12 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 (далее - Правила), закреплена обязанность покупателя отбирать газ в количестве определенном в договоре поставки газа, а пунктом 15 Правил поставщику предоставлено право проводить принудительное ограничение поставки газа до установленной суточной нормы при перерасходе газа покупателем.

Таким образом, в связи с систематическим нарушением ОАО «ТГК № 2» своих обязательств по заключенному договору поставки газа в части выборки газа, а именно - отбор газа в объеме, превышающим максимальный суточный объем, что подтверждается данными телеметрии, ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом № 04/1905 от 03.07.2014 потребовал от ОАО «ТГК № 2» войти в суточную норму газопотребления, установленную на июль 2014 года, и предупредил о возможном принудительном ограничении поставки газа.

В связи с тем, что ОАО «ТГК № 2» не выполнило законные требования ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» о самостоятельном сокращении отбора газа до установленной договором суточной нормы Ответчик письмом № 04/1961 от 09.07.2014 повторно потребовал ОАО «ТГК № 2» соблюдения дисциплины газопотребления и срочного принятия мер самоограничения для вхождения в установленный договором режим газопотребления. В случае не исполнения данных требований, ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» предупредил о принудительном сокращении поставки газа до установленных договором объемов с 10.07.2014.

Заявителем вышеуказанные требования не были исполнены, поэтому по указанию Поставщика (письмо № 04/1976 от 10.07.2014) и ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ЦПДД ОАО «Газпром», были проведены работы по ограничению поставки газа на газоиспользующее оборудование ОАО «ТГК № 2» с целью введения в режим газопотребления.

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу что ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» своими действиями не злоупотребляло своим доминирующим положением, а лишь защищало свои нарушенные права.

На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23, 41, 48 ч.1 п.2 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» нарушений антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 9798 [uid] => 5 [title] => Решение № 279-10АМЗ/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9798 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416573676 [changed] => 1416573676 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416573676 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                                ООО «Газпром межрегионгаз

 Вологда»  160004, г. Вологда,

 ул. Октябрьская, д. 51

факс: (8172) 57-01-90

 

                                                                                                       ОАО «Территориальная                                         Генерирующая Компания № 2»

                                                                                    Юридический адрес: 150040, г.    Ярославль, проспект Октября 42

Почтовый адрес: 160012, 

г. Вологда, Советский проспект,

д. 141 А

 

Решение № 279-10АМЗ/14

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено  17 ноября 2014 года.                                                            г. Вологда

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Щепелин Валентин Петрович – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Власов Алексей Алексеевич – начальник отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

Докшин Максим Игоревич – старший государственный инспектор отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления

Ласкин Михаил Владимирович – ведущий специалист-эксперт отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

Смышляева Ирина Александровна – ведущий специалист-эксперт отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

При участии представителей: со стороны ОАО «ТГК № 2» Новиковой Ольги Николаевны (доверенность № 0001юр/451-14 от 17.06.2014 г.), Дряхловой Анны Александровны (доверенность № 0001-юр/480-14 от 07.07.2014 г.) и представителей со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» Пеганова Александра Николаевича (доверенность № 10-12/49 от 11.08.2014 г.), Гончарова Дмитрия Александровича (доверенность № 10-12/25 от 30.05.2014 г.).

Рассмотрев дело № 279-10АМЗ/14 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Вологда»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Вологодского УФАС России 11.07.2014 г. поступило заявление от открытого акционерного общества «Территориальная Генерирующая Компания № 2» (далее – Заявитель, ОАО «ТГК № 2») о злоупотреблении доминирующим положением со стороны общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Вологда» (далее – Ответчик, Общество).

В соответствии с приказом Управления № 368 от 09.10.2014 г. в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» возбуждено дело № 279-10АМЗ/14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Из заявления и представленных материалов следует, что между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» (Поставщик) и ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (Покупатель) заключен договор поставки газа № 10-4-0913/13 от 17.09.2012г. (далее - договор поставки). Поставка газа осуществляется для нужд Вологодской ТЭЦ Главного управления ОАО «ТГК № 2» по Верхневолжскому региону.

Письмом от 03.07.2014 г. № 05/1909, направленным в адрес ОАО «ТГК № 2» посредством электронной связи (входящий от 04.07.2014г. № 009641), ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» уведомило Заявителя о возможном ограничении поставки газа с 25.07.2014 г.

Кроме того, письмом от 09.07.2014г. № 04/1961 ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» уведомило ОАО «ТГК № 2» о сокращении поставки с 10.07.2014 г. на теплоисточник ОАО «ТГК № 2» путем изменения режима работы ГРС «Вологда». На 11.07.2014 согласно рапорта НСС происходит снижение давления газа, что могло привести к полной остановке парогазовой установки Вологодской ТЭЦ и, соответственно, полному прекращению теплоснабжения потребителей г. Вологда. По мнению Заявителя ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» нарушило п. 4 ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции», т.к. ввело ограничение поставки газа в отношении ОАО «ТГК № 2» на территории г. Вологда при отсутствии соблюдения предусмотренных действующим законодательством условий.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.

Газ является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома г. Вологды и прекращение его поставки исключает возможность надежного и качественного теплоснабжения потребителей, своевременно и добросовестно оплачивающих потребляемые ресурсы на длительный период времени. На территории города Вологда 99% потребителей ОАО «ТГК № 2» являются добросовестными плательщиками за тепловую энергию, нарушение прав которых является недопустимым. В частности, основной объем тепловой энергии у ОАО «ТГК № 2» приобретает МУП «Вологдагортеплосеть» для перепродажи конечным потребителям, которыми являются, в большей своей части, жилищные организации, приобретающие тепловую энергию для целей оказания коммунальных услуг гражданам, проживающих в многоквартирных домах, а также собственники жилых домов, социально значимые объекты и т.д. Соответственно, ограничение/прекращение подачи тепловой энергии потребителям (приобретающих тепловую энергию у МУП «Вологдагортеплосеть»), добросовестно оплачивающих поставленную им тепловую энергию, недопустимо.

Заявитель считает, что введение ограничения/прекращения поставки газа в отношении ОАО «ТГК № 2» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» приведет к нарушению теплоснабжения жителей города, добросовестно оплачивающих потребляемые коммунальные ресурсы.

В пункте 6 Порядка № 1 предусмотрено, что в случаях, когда к сетям принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно- энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

До введения процедуры ограничения режима подачи газа между ОАО «ТГК № 2» и ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» не были урегулированы вопросы бесперебойной подачи ресурсов абонентам ОАО «ТГК № 2», своевременно оплачивающим поставляемые ресурсы - добросовестным потребителям (граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах, социальные объекты и иные потребители).

Ограничения и прекращения поставки ресурсов возможно только на основании соглашения, заключенного между газоснабжающей и организацией потребителем, и принятие такого решения в одностороннем порядке не допускается. Поскольку между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ОАО «ТГК № 2» не было достигнуто соглашения об обеспечении подачи газа добросовестным потребителям в необходимых для них объемах, ограничение и прекращение в одностороннем порядке поставок газа Заявитель считает неправомерным.

Таким образом, по мнению представителей ОАО «ТГК № 2», действия Общества по ограничению поставки газа ОАО «ТГК № 2» на территории г. Вологда, свидетельствуют о злоупотреблении ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» своим доминирующим положением и создают препятствия для исполнения ОАО «ТГК № 2» своих обязанностей перед потребителями по предоставлению им тепловой энергии.

ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» не согласившись с доводами ОАО «ТГК № 2» пояснило следующее.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ОАО «ТГК № 2» заключен договор поставки газа № 10-4-0913/13 от 17.09.2012г. в соответствии с условиями которого, Поставщик принял на себя обязанность поставлять с 01.01.2013г. по 31.12.2017  г. природный газ и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а Покупатель - принимать и оплачивать газ (пункт 2.1 Договора).

Дополнительным соглашением от 09.12.2013 к Договору поставки газа № Ю-4-0913/13 Стороны согласовали месячные объемы поставки газа в 2014 году, в том числе в июле 2014 года в количестве 3 500,000 тыс.м3 газа. Пунктом 2.7 Договора стороны закрепили возможность изменения месячных объемов газа, поставляемых по договору.

Заявка на изменение объемов предоставляется Покупателем, при этом дополнительные объемы газа, превышающие договорные объемы, указанные в пункте 2.1 Договора, выделяются поставщиком по отдельному договору, заключаемому сторонами. При этом указанным пунктом 2.7 Договора так же закреплено право Поставщика отказать в выделении/поставке дополнительных объемов газа при наличии задолженности.

В связи с наличием задолженности за ранее поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом от 20.06.2014 № 05/1772 отказал ОАО «ТГК № 2» в выделении дополнительных объемов газа на июль 2014 года. Договорной объем поставки газа в июле 2014 года не изменился и составил 3 500,000 тыс.м3 газа в месяц.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» считает необоснованными претензии со стороны ОАО «ТГК № 2» так как действий, направленных на ограничение или прекращение поставки газа ниже объемов, установленных заключенным договором поставки газа, Общество не предпринимало.

Утверждение ОАО «ТГК № 2» о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» положений Порядка прекращения или ограничения подачи газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно - энергетических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 (далее - Порядок), также считают необоснованным, так как данным Порядком определяется последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению потребителя при неоплате поданных топливно - энергетических ресурсов. ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» проводил ограничения, связанные с перерасходом газа Покупателем и с целью ограничения поставки газа до установленной суточной нормы, что предусмотрено п. 15 Правил и п. 3.2 заключенного Договора.

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» нет нарушения Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в границах Вологодской области. Приказом Управления ФАС по Вологодской области от 26.12.2008г. № 311 (измене внесены приказом № 356 от 23.11.2010 г.) ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35 %, с долей более 50 % на рынке реализации природного газа.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.

В силу ст. 8 Закона о газоснабжении правила поставки газа утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 18 указанного Закона, поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Закона.

Согласно п. 1 ст. 546 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 данного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для одностороннего отказа поставщика от исполнения договора в силу статьи 523 Гражданского кодекса РФ является существенное нарушение покупателем условия договора, в частности, в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.

Пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998г. № 162 (далее - Правила), предусмотрено уменьшение либо полное прекращение поставки газа покупателям только в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ.

Из материалов дела следует, что между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ОАО «ТГК № 2» заключен договор поставки газа № 10-4-0913/13 от 17.09.2012г. в соответствии с условиями которого, Поставщик принял на себя обязанность поставлять с 01.01.2013г. по 31.12.2017  г. природный газ и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а Покупатель - принимать и оплачивать газ (пункт 2.1 Договора).

Дополнительным соглашением от 09.12.2013 к Договору поставки газа № Ю-4-0913/13 Стороны согласовали месячные объемы поставки газа в 2014 году, в том числе в июле 2014 года в количестве 3 500,000 тыс.м3 газа. Письмом № 1000-27/В от 10.07.2014 ОАО «ТГК № 2» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» проект дополнительного соглашения о выделении дополнительных объемов газа. Но в связи с наличием задолженности за ранее поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом от 20.06.2014 № 05/1772  отказал ОАО «ТГК № 2» в выделении дополнительных объемов газа. Таким образом, договорной объем поставки газа в июле 2014 года не изменился и составил 3 500,000 тыс.м3 газа в месяц. Пунктом 2.1 Договора определено, что суточный (среднесуточный) договорной объем поставки газа (суточная норма) по Договору определяется путем деления месячного договорного объема поставки газа на количество дней соответствующего месяца поставки газа. Таким образом, суточный договорной объем газа, подлежащий поставке в июле 2014 года, составляет 112,9 тыс.м3 газа в сутки (3 500,0 /31 = 112,9).

Статьей 541 ГК РФ закреплена обязанность энергоснабжающей организации подавать абоненту энергию в количестве, предусмотренном договором, с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Пунктом 12 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 (далее - Правила), закреплена обязанность покупателя отбирать газ в количестве определенном в договоре поставки газа, а пунктом 15 Правил поставщику предоставлено право проводить принудительное ограничение поставки газа до установленной суточной нормы при перерасходе газа покупателем.

Таким образом, в связи с систематическим нарушением ОАО «ТГК № 2» своих обязательств по заключенному договору поставки газа в части выборки газа, а именно - отбор газа в объеме, превышающим максимальный суточный объем, что подтверждается данными телеметрии, ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом № 04/1905 от 03.07.2014 потребовал от ОАО «ТГК № 2» войти в суточную норму газопотребления, установленную на июль 2014 года, и предупредил о возможном принудительном ограничении поставки газа.

В связи с тем, что ОАО «ТГК № 2» не выполнило законные требования ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» о самостоятельном сокращении отбора газа до установленной договором суточной нормы Ответчик письмом № 04/1961 от 09.07.2014 повторно потребовал ОАО «ТГК № 2» соблюдения дисциплины газопотребления и срочного принятия мер самоограничения для вхождения в установленный договором режим газопотребления. В случае не исполнения данных требований, ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» предупредил о принудительном сокращении поставки газа до установленных договором объемов с 10.07.2014.

Заявителем вышеуказанные требования не были исполнены, поэтому по указанию Поставщика (письмо № 04/1976 от 10.07.2014) и ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ЦПДД ОАО «Газпром», были проведены работы по ограничению поставки газа на газоиспользующее оборудование ОАО «ТГК № 2» с целью введения в режим газопотребления.

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу что ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» своими действиями не злоупотребляло своим доминирующим положением, а лишь защищало свои нарушенные права.

На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23, 41, 48 ч.1 п.2 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» нарушений антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                                ООО «Газпром межрегионгаз

 Вологда»  160004, г. Вологда,

 ул. Октябрьская, д. 51

факс: (8172) 57-01-90

 

                                                                                                       ОАО «Территориальная                                         Генерирующая Компания № 2»

                                                                                    Юридический адрес: 150040, г.    Ярославль, проспект Октября 42

Почтовый адрес: 160012, 

г. Вологда, Советский проспект,

д. 141 А

 

Решение № 279-10АМЗ/14

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено  17 ноября 2014 года.                                                            г. Вологда

Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

Щепелин Валентин Петрович – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

Власов Алексей Алексеевич – начальник отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

Докшин Максим Игоревич – старший государственный инспектор отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления

Ласкин Михаил Владимирович – ведущий специалист-эксперт отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

Смышляева Ирина Александровна – ведущий специалист-эксперт отдела по антимонопольному и рекламному контролю Управления;

При участии представителей: со стороны ОАО «ТГК № 2» Новиковой Ольги Николаевны (доверенность № 0001юр/451-14 от 17.06.2014 г.), Дряхловой Анны Александровны (доверенность № 0001-юр/480-14 от 07.07.2014 г.) и представителей со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» Пеганова Александра Николаевича (доверенность № 10-12/49 от 11.08.2014 г.), Гончарова Дмитрия Александровича (доверенность № 10-12/25 от 30.05.2014 г.).

Рассмотрев дело № 279-10АМЗ/14 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Вологда»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Вологодского УФАС России 11.07.2014 г. поступило заявление от открытого акционерного общества «Территориальная Генерирующая Компания № 2» (далее – Заявитель, ОАО «ТГК № 2») о злоупотреблении доминирующим положением со стороны общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Вологда» (далее – Ответчик, Общество).

В соответствии с приказом Управления № 368 от 09.10.2014 г. в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» возбуждено дело № 279-10АМЗ/14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Из заявления и представленных материалов следует, что между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» (Поставщик) и ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (Покупатель) заключен договор поставки газа № 10-4-0913/13 от 17.09.2012г. (далее - договор поставки). Поставка газа осуществляется для нужд Вологодской ТЭЦ Главного управления ОАО «ТГК № 2» по Верхневолжскому региону.

Письмом от 03.07.2014 г. № 05/1909, направленным в адрес ОАО «ТГК № 2» посредством электронной связи (входящий от 04.07.2014г. № 009641), ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» уведомило Заявителя о возможном ограничении поставки газа с 25.07.2014 г.

Кроме того, письмом от 09.07.2014г. № 04/1961 ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» уведомило ОАО «ТГК № 2» о сокращении поставки с 10.07.2014 г. на теплоисточник ОАО «ТГК № 2» путем изменения режима работы ГРС «Вологда». На 11.07.2014 согласно рапорта НСС происходит снижение давления газа, что могло привести к полной остановке парогазовой установки Вологодской ТЭЦ и, соответственно, полному прекращению теплоснабжения потребителей г. Вологда. По мнению Заявителя ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» нарушило п. 4 ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции», т.к. ввело ограничение поставки газа в отношении ОАО «ТГК № 2» на территории г. Вологда при отсутствии соблюдения предусмотренных действующим законодательством условий.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.

Газ является необходимым элементом технологического процесса подачи горячей воды в жилые дома г. Вологды и прекращение его поставки исключает возможность надежного и качественного теплоснабжения потребителей, своевременно и добросовестно оплачивающих потребляемые ресурсы на длительный период времени. На территории города Вологда 99% потребителей ОАО «ТГК № 2» являются добросовестными плательщиками за тепловую энергию, нарушение прав которых является недопустимым. В частности, основной объем тепловой энергии у ОАО «ТГК № 2» приобретает МУП «Вологдагортеплосеть» для перепродажи конечным потребителям, которыми являются, в большей своей части, жилищные организации, приобретающие тепловую энергию для целей оказания коммунальных услуг гражданам, проживающих в многоквартирных домах, а также собственники жилых домов, социально значимые объекты и т.д. Соответственно, ограничение/прекращение подачи тепловой энергии потребителям (приобретающих тепловую энергию у МУП «Вологдагортеплосеть»), добросовестно оплачивающих поставленную им тепловую энергию, недопустимо.

Заявитель считает, что введение ограничения/прекращения поставки газа в отношении ОАО «ТГК № 2» со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» приведет к нарушению теплоснабжения жителей города, добросовестно оплачивающих потребляемые коммунальные ресурсы.

В пункте 6 Порядка № 1 предусмотрено, что в случаях, когда к сетям принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно- энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

До введения процедуры ограничения режима подачи газа между ОАО «ТГК № 2» и ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» не были урегулированы вопросы бесперебойной подачи ресурсов абонентам ОАО «ТГК № 2», своевременно оплачивающим поставляемые ресурсы - добросовестным потребителям (граждане, проживающие в многоквартирных жилых домах, социальные объекты и иные потребители).

Ограничения и прекращения поставки ресурсов возможно только на основании соглашения, заключенного между газоснабжающей и организацией потребителем, и принятие такого решения в одностороннем порядке не допускается. Поскольку между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ОАО «ТГК № 2» не было достигнуто соглашения об обеспечении подачи газа добросовестным потребителям в необходимых для них объемах, ограничение и прекращение в одностороннем порядке поставок газа Заявитель считает неправомерным.

Таким образом, по мнению представителей ОАО «ТГК № 2», действия Общества по ограничению поставки газа ОАО «ТГК № 2» на территории г. Вологда, свидетельствуют о злоупотреблении ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» своим доминирующим положением и создают препятствия для исполнения ОАО «ТГК № 2» своих обязанностей перед потребителями по предоставлению им тепловой энергии.

ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» не согласившись с доводами ОАО «ТГК № 2» пояснило следующее.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ОАО «ТГК № 2» заключен договор поставки газа № 10-4-0913/13 от 17.09.2012г. в соответствии с условиями которого, Поставщик принял на себя обязанность поставлять с 01.01.2013г. по 31.12.2017  г. природный газ и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а Покупатель - принимать и оплачивать газ (пункт 2.1 Договора).

Дополнительным соглашением от 09.12.2013 к Договору поставки газа № Ю-4-0913/13 Стороны согласовали месячные объемы поставки газа в 2014 году, в том числе в июле 2014 года в количестве 3 500,000 тыс.м3 газа. Пунктом 2.7 Договора стороны закрепили возможность изменения месячных объемов газа, поставляемых по договору.

Заявка на изменение объемов предоставляется Покупателем, при этом дополнительные объемы газа, превышающие договорные объемы, указанные в пункте 2.1 Договора, выделяются поставщиком по отдельному договору, заключаемому сторонами. При этом указанным пунктом 2.7 Договора так же закреплено право Поставщика отказать в выделении/поставке дополнительных объемов газа при наличии задолженности.

В связи с наличием задолженности за ранее поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом от 20.06.2014 № 05/1772 отказал ОАО «ТГК № 2» в выделении дополнительных объемов газа на июль 2014 года. Договорной объем поставки газа в июле 2014 года не изменился и составил 3 500,000 тыс.м3 газа в месяц.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» считает необоснованными претензии со стороны ОАО «ТГК № 2» так как действий, направленных на ограничение или прекращение поставки газа ниже объемов, установленных заключенным договором поставки газа, Общество не предпринимало.

Утверждение ОАО «ТГК № 2» о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» положений Порядка прекращения или ограничения подачи газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно - энергетических ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 (далее - Порядок), также считают необоснованным, так как данным Порядком определяется последовательность действий газоснабжающей организации по прекращению или ограничению потребителя при неоплате поданных топливно - энергетических ресурсов. ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» проводил ограничения, связанные с перерасходом газа Покупателем и с целью ограничения поставки газа до установленной суточной нормы, что предусмотрено п. 15 Правил и п. 3.2 заключенного Договора.

Изучив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» нет нарушения Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в границах Вологодской области. Приказом Управления ФАС по Вологодской области от 26.12.2008г. № 311 (измене внесены приказом № 356 от 23.11.2010 г.) ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35 %, с долей более 50 % на рынке реализации природного газа.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.

В силу ст. 8 Закона о газоснабжении правила поставки газа утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно ст. 18 указанного Закона, поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Закона.

Согласно п. 1 ст. 546 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 данного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для одностороннего отказа поставщика от исполнения договора в силу статьи 523 Гражданского кодекса РФ является существенное нарушение покупателем условия договора, в частности, в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.

Пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998г. № 162 (далее - Правила), предусмотрено уменьшение либо полное прекращение поставки газа покупателям только в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ.

Из материалов дела следует, что между ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ОАО «ТГК № 2» заключен договор поставки газа № 10-4-0913/13 от 17.09.2012г. в соответствии с условиями которого, Поставщик принял на себя обязанность поставлять с 01.01.2013г. по 31.12.2017  г. природный газ и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, цена которого является государственно регулируемой, а Покупатель - принимать и оплачивать газ (пункт 2.1 Договора).

Дополнительным соглашением от 09.12.2013 к Договору поставки газа № Ю-4-0913/13 Стороны согласовали месячные объемы поставки газа в 2014 году, в том числе в июле 2014 года в количестве 3 500,000 тыс.м3 газа. Письмом № 1000-27/В от 10.07.2014 ОАО «ТГК № 2» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» проект дополнительного соглашения о выделении дополнительных объемов газа. Но в связи с наличием задолженности за ранее поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом от 20.06.2014 № 05/1772  отказал ОАО «ТГК № 2» в выделении дополнительных объемов газа. Таким образом, договорной объем поставки газа в июле 2014 года не изменился и составил 3 500,000 тыс.м3 газа в месяц. Пунктом 2.1 Договора определено, что суточный (среднесуточный) договорной объем поставки газа (суточная норма) по Договору определяется путем деления месячного договорного объема поставки газа на количество дней соответствующего месяца поставки газа. Таким образом, суточный договорной объем газа, подлежащий поставке в июле 2014 года, составляет 112,9 тыс.м3 газа в сутки (3 500,0 /31 = 112,9).

Статьей 541 ГК РФ закреплена обязанность энергоснабжающей организации подавать абоненту энергию в количестве, предусмотренном договором, с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Пунктом 12 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 (далее - Правила), закреплена обязанность покупателя отбирать газ в количестве определенном в договоре поставки газа, а пунктом 15 Правил поставщику предоставлено право проводить принудительное ограничение поставки газа до установленной суточной нормы при перерасходе газа покупателем.

Таким образом, в связи с систематическим нарушением ОАО «ТГК № 2» своих обязательств по заключенному договору поставки газа в части выборки газа, а именно - отбор газа в объеме, превышающим максимальный суточный объем, что подтверждается данными телеметрии, ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» письмом № 04/1905 от 03.07.2014 потребовал от ОАО «ТГК № 2» войти в суточную норму газопотребления, установленную на июль 2014 года, и предупредил о возможном принудительном ограничении поставки газа.

В связи с тем, что ОАО «ТГК № 2» не выполнило законные требования ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» о самостоятельном сокращении отбора газа до установленной договором суточной нормы Ответчик письмом № 04/1961 от 09.07.2014 повторно потребовал ОАО «ТГК № 2» соблюдения дисциплины газопотребления и срочного принятия мер самоограничения для вхождения в установленный договором режим газопотребления. В случае не исполнения данных требований, ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» предупредил о принудительном сокращении поставки газа до установленных договором объемов с 10.07.2014.

Заявителем вышеуказанные требования не были исполнены, поэтому по указанию Поставщика (письмо № 04/1976 от 10.07.2014) и ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» и ЦПДД ОАО «Газпром», были проведены работы по ограничению поставки газа на газоиспользующее оборудование ОАО «ТГК № 2» с целью введения в режим газопотребления.

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу что ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» своими действиями не злоупотребляло своим доминирующим положением, а лишь защищало свои нарушенные права.

На основании изложенного, Руководствуясь  ст.ст. 23, 41, 48 ч.1 п.2 Закона «О защите  конкуренции»,  Комиссия Вологодского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Вологда» нарушений антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 279-10АМЗ/14 [format] => [safe_value] => № 279-10АМЗ/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-21 12:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-21 12:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416573676 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )