Решение № 18-15/14

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № 18-15/14
Дата публикации: 17 ноября 2014, 15:30

 

Исх. № 6168

от 14.11.2014г.

Департамент лесного комплекса Вологодской области

160000. г. Вологда, ул. Герцена, 27

 

Жуков Аркадий Арнольдович

185011, г. Петрозаводск, ул. Некрасова, д. 25, кв. 2

 

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области

г. Вологда, ул. Горького, 35

 

ЗАО «Белый ручей»

162940, Вологодская обл., Вытегорский р-н, п. Депо, ул. Советская, 2

 

 

Решение № 18-15/14

                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2014 года

 

Осипов Сергей Владимирович – зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анфимова Светлана Леонидовна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станисловович – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 18-15/14 по признакам нарушения Департаментом лесного комплекса Вологодской области, расположенным по адресу: г. Вологда, ул. Герцена, 27, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Вологодской области (далее – Управление) поступило заявление предпринимателя Жукова А.А. с жалобой на действия Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее – Департамент) по необоснованному препятствованию осуществлению его деятельности. Жуков А.А. обратился в Департамент лесного комплекса области с просьбой выделить лесной участок в полосе отвода автомобильной дороги для оказания услуг дорожного сервиса (кафе, стоянка, место для отдыха) в Вытегорском районе около 341 км трассы «Вологда-Медвежьегорск» и провести аукцион. Департамент лесного комплекса отказал в выделении лесного участка и проведении аукциона.

Департамент в своих объяснениях указывает, что решение вопроса о выделении лесного участка под рекреационные цели и последующее проведение аукциона по его предоставлению является правом Департамента, а не его обязанностью. Учитывая это, а также отсутствие денежных средств на проведение работ по постановке данного участка на кадастровый учет, без чего невозможно провести аукцион, Департамент полагает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения  дела Комиссией установлено следующее.

Заявитель имеет намерение осуществлять деятельность по оказанию услуг придорожного сервиса (кафе, стоянка, место для отдыха) на трассе «Вологда-Медвежьегорск» около отворотки на д. Ольково.

Заявителем 26 августа 2013 года направлено в адрес Департамента обращение с просьбой предоставить в аренду земельный участок лесного фонда под рекреационные цели (оказание услуг дорожного сервиса: кафе, стоянка, место для отдыха) площадью 1 га, расположенный в квартале 63 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества Вологодской области (около 341 км трассы «Вологда-Медвежьегорск», отворотка на д. Ольково). На указанное обращение Департаментом 16 сентября 2013 года дан ответ, в котором указано на необходимость обратиться в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, т.к. указанный орган решает вопрос о размещении объектов дорожного сервиса.

Заявитель 31 октября 2013 года повторно обратился в Департамент с просьбой передать в аренду участок лесного фонда под рекреационные цели (оказание услуг дорожного сервиса: кафе, стоянка, место для отдыха) площадью 1 га, расположенный в квартале 63 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества Вологодской области. Департамент 29 ноября 2013 года направил заявителю ответ об отказе в предоставлении данного участка, в связи с отсутствием финансовых средств на проведение кадастровых работ и согласия арендатора данного лесного участка – ООО «Белый ручей».

Администрацией Вытегорского муниципального района в адрес Департамента направлялись письма с просьбой обеспечить выделение земельного участка лесного фонда в выделах 12, 16 квартала 63 Андомского участкового лесничества в рекреационных целях и проведения аукциона по предоставлению права аренды на данный участок (письма от 09.01.2014г. и 26.08.2014г.). Мотивированные данные обращения необходимостью развития туризма в Вытегорском районе и обеспечения придорожного сервиса.

Кроме того, заявитель 27 февраля 2014 года снова обратился в Департамент с требованием о выделении указанного лесного участка, но данное обращение было оставлено без ответа.

 

Согласно справке Департамента дорожного хозяйства и транспорта области, представленной письмом от 04.07.2014г. № 05-1343, на трассе «Вологда-Медвежьегорск» ближайший 341 км трассы объект придорожного сервиса (кафе) расположен на 319 км трассы, а ближайшая площадка для отдыха расположена на 222 км трассы, больше объектов придорожного сервиса в сторону Медвежьегорска в Вологодской области на трассе нет.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.10.2009г. № 860 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода» на автомобильных дорогах III категории максимальное расстояние между площадками для отдыха не может превышать 50 км, а между пунктами общественного питания 100 км.

Таким образом, автомобильная дорога «Вологда-Медвежьегорск» (А-119) в Вологодской области (0-390 км) на участке после 222 км не обеспечена в должной мере объектами дорожного сервиса, в частности площадками для отдыха и пунктами общественного питания.

Кроме того, заявителем заключен договор № 209031-ПС от 4 августа 2014 года с КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» на устройство и дальнейшую эксплуатацию примыкания в полосе постоянного отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Демино-Ольково, км 0+050 влево в Вытегорском районе Вологодской области. Автомобильная дорога «Демино-Ольково» примыкает к автомобильной дороге «Вологда-Медвежьегорск». Таким образом, заявителем предприняты конкретные действия по реализации своего намерения по размещению объектов придорожного сервиса. В тоже время дальнейшее согласование размещения объектов придорожного сервиса, также как и само их размещение невозможно без получения прав владения и пользования истребуемым земельным участком.

 

Истребуемый заявителем лесной участок находится в составе лесного участка, переданного для заготовки древесины в аренду ЗАО «Белый ручей» по договору аренды лесного участка от 25 августа 2008 года № 02-02-16/233-2008 (далее – договор аренды от 25.08.2008г.). Согласно письмам ЗАО «Белый ручей» от 23 мая 2014 года и 2 сентября 2014 года общество не возражает в передаче в аренду заявителю испрашиваемого им участка, в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ, для осуществления им рекреационной деятельности, в т.ч. размещение объектов отдыха.

Согласно пп. в п. 8 договора аренды от 25.08.2008г. арендодатель имеет право передавать в аренду третьим лицам лесной участок для использования его по всем видам, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса РФ, за исключением заготовки древесины, без согласования с Арендатором, но с уведомлением его о передаче лесного участка.

Согласно части 2 статьи 25 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, лесной участок может использоваться как в целях заготовки древесины, так и в целях осуществления рекреационной деятельности, а также в иных целях.

 

Согласно пункту 2.1 Положения о Департаменте лесного комплекса области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 № 1108 (далее – Положение) целью деятельности Департамента как органа исполнительной государственной власти области является осуществление управленческих и административных полномочий в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Департамент предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, в том числе организует и проводит аукционы по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в пределах полномочий, определенных лесным законодательством, а также заключает договоры аренды лесных участков. Департамент принимает решение об образовании лесных участков в пределах земель лесного фонда при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также при проведении на землях лесного фонда в границах области лесоустройства (пункт 2.3.13 Положения).

Таким образом, вопросы выделения лесного участка и предоставления его в аренду для использования в рекреационных целях путем проведения аукциона относятся к компетенции Департамента.

 

Департамент длительное время (более года) без предусмотренных законом оснований не предпринимает действий по выделению испрашиваемого заявителем лесного участка и предоставления его в аренду для использования в рекреационных целях путем проведения аукциона. Данное бездействие Департамента лишает заявителя возможности получить право аренды на испрашиваемый лесной участок и в дальнейшем осуществлять деятельность, связанную с предоставлением услуг придорожного сервиса: площадки для отдыха и пункта общественного питания. Таким образом, бездействие Департамента ведет к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности заявителем, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно информации, представленной заявителем в письме от 10 сентября 2014 года, им рассматривалось несколько участков для устройства кемпинга и места отдыха, в т.ч. участки предложенные администрацией Вытегорского района. Все рассмотренные участки, кроме испрашиваемого, не подходят для указанной цели, т.к. либо не имеют близлежащих точек подключения электричества, либо находятся на очень большом удалении от автомобильной дороги, либо имеют очень мягкий грунт, не позволяющий разместить кемпинг, либо расположение участка не позволяет размещать объекты придорожного сервиса, т.к. не соответствует требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения. Кроме того, Департаментом также не было предложено иных участков, отвечающих указанной цели.

 

Доводы Департамента относительно невозможности размещения объектов дорожного сервиса, планируемых к размещению заявителем, на лесном участке, выделенном для рекреационных целей, комиссия не принимает по следующим основаниям.

Согласно статье 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1). При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (часть 2). На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (часть 3). Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4).

Согласно пункту 4 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 № 62 (далее – Правила), для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.

В соответствии с пунктом 7 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:

осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса РФ лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое);

возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса РФ временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство;

возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности;

пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов (пункт 8 Правил).

Часть 7 статьи 21 Лесного кодекса РФ предусматривает утверждение Правительством РФ перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов,  резервных лесов, строительство и эксплуатация которых допускается на землях лесного фонда. Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов,  резервных лесов (далее – Перечень).

Согласно пункту 6 Перечня в эксплуатационных лесах разрешается строительство и эксплуатация, в том числе, следующих объектов:

площадка для игр (детская), отдыха, занятий спортом, установки мусоросборников;

форма малая архитектурная (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны);

элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина);

линия связи;

линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения;

постройка временная, используемая в рекреационных целях;

трубопровод подземный;

кемпинг.

Заявитель планирует использовать испрашиваемый участок в целях организации отдыха, для чего разместить на нем кемпинг, линию электропередач, элементы благоустройства, формы малые архитектурные, в т.ч. для организации питания, контейнеры-мусоросборники, наземную туалетную кабину. Указанные сооружения относятся к временным постройкам, при этом заявитель не планировал размещение объектов капитального строительства. Кроме того, на испрашиваемом участке не находятся лесные насаждения, что исключает их повреждение и изменение природных ландшафтов. Таким образом, планируемая заявителем к осуществлению деятельность соответствует деятельности, разрешенной действующим законодательством на лесных участках, используемых в рекреационных целях.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011г. № 14686/10).

В случаях, когда в законодательстве сформулированы определенные правила, направленные на защиту конкурентной среды, при нарушении таких норм дополнительного доказывания возможности наступления негативных последствий для конкуренции не требуется. Данная позиция также отражена в пункте 1 рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа по итогам заседания 6-7 октября 2011 года в г. Вологде.

Следовательно, необоснованное препятствование осуществлению деятельности заявителем бездействием Департамента является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, т.к. данное бездействие, однозначно, в силу законодательного определения, может повлечь негативные последствия для конкуренции.

Учитывая изложенное, бездействие Департамента в виде отказа от выделения лесного участка в составе выделов 12,16 квартала 63 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества общей площадью 1 га, испрашиваемого заявителем, для осуществления рекреационной деятельности и проведения аукциона по предоставлению права аренды на данный участок для осуществления рекреационной деятельности, является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать Департамент лесного комплекса Вологодской области, нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Выдать Департаменту лесного комплекса Вологодской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе обеспечить проведение торгов на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в отношении лесного участка в составе выделов 12,16 квартала 63 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества общей площадью 1 га, испрашиваемого заявителем.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 

stdClass Object ( [vid] => 9748 [uid] => 5 [title] => Решение № 18-15/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9748 [type] => solution [language] => ru [created] => 1416227517 [changed] => 1416227517 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1416227517 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Исх. № 6168

от 14.11.2014г.

Департамент лесного комплекса Вологодской области

160000. г. Вологда, ул. Герцена, 27

 

Жуков Аркадий Арнольдович

185011, г. Петрозаводск, ул. Некрасова, д. 25, кв. 2

 

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области

г. Вологда, ул. Горького, 35

 

ЗАО «Белый ручей»

162940, Вологодская обл., Вытегорский р-н, п. Депо, ул. Советская, 2

 

 

Решение № 18-15/14

                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2014 года

 

Осипов Сергей Владимирович – зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анфимова Светлана Леонидовна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станисловович – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 18-15/14 по признакам нарушения Департаментом лесного комплекса Вологодской области, расположенным по адресу: г. Вологда, ул. Герцена, 27, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Вологодской области (далее – Управление) поступило заявление предпринимателя Жукова А.А. с жалобой на действия Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее – Департамент) по необоснованному препятствованию осуществлению его деятельности. Жуков А.А. обратился в Департамент лесного комплекса области с просьбой выделить лесной участок в полосе отвода автомобильной дороги для оказания услуг дорожного сервиса (кафе, стоянка, место для отдыха) в Вытегорском районе около 341 км трассы «Вологда-Медвежьегорск» и провести аукцион. Департамент лесного комплекса отказал в выделении лесного участка и проведении аукциона.

Департамент в своих объяснениях указывает, что решение вопроса о выделении лесного участка под рекреационные цели и последующее проведение аукциона по его предоставлению является правом Департамента, а не его обязанностью. Учитывая это, а также отсутствие денежных средств на проведение работ по постановке данного участка на кадастровый учет, без чего невозможно провести аукцион, Департамент полагает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения  дела Комиссией установлено следующее.

Заявитель имеет намерение осуществлять деятельность по оказанию услуг придорожного сервиса (кафе, стоянка, место для отдыха) на трассе «Вологда-Медвежьегорск» около отворотки на д. Ольково.

Заявителем 26 августа 2013 года направлено в адрес Департамента обращение с просьбой предоставить в аренду земельный участок лесного фонда под рекреационные цели (оказание услуг дорожного сервиса: кафе, стоянка, место для отдыха) площадью 1 га, расположенный в квартале 63 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества Вологодской области (около 341 км трассы «Вологда-Медвежьегорск», отворотка на д. Ольково). На указанное обращение Департаментом 16 сентября 2013 года дан ответ, в котором указано на необходимость обратиться в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, т.к. указанный орган решает вопрос о размещении объектов дорожного сервиса.

Заявитель 31 октября 2013 года повторно обратился в Департамент с просьбой передать в аренду участок лесного фонда под рекреационные цели (оказание услуг дорожного сервиса: кафе, стоянка, место для отдыха) площадью 1 га, расположенный в квартале 63 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества Вологодской области. Департамент 29 ноября 2013 года направил заявителю ответ об отказе в предоставлении данного участка, в связи с отсутствием финансовых средств на проведение кадастровых работ и согласия арендатора данного лесного участка – ООО «Белый ручей».

Администрацией Вытегорского муниципального района в адрес Департамента направлялись письма с просьбой обеспечить выделение земельного участка лесного фонда в выделах 12, 16 квартала 63 Андомского участкового лесничества в рекреационных целях и проведения аукциона по предоставлению права аренды на данный участок (письма от 09.01.2014г. и 26.08.2014г.). Мотивированные данные обращения необходимостью развития туризма в Вытегорском районе и обеспечения придорожного сервиса.

Кроме того, заявитель 27 февраля 2014 года снова обратился в Департамент с требованием о выделении указанного лесного участка, но данное обращение было оставлено без ответа.

 

Согласно справке Департамента дорожного хозяйства и транспорта области, представленной письмом от 04.07.2014г. № 05-1343, на трассе «Вологда-Медвежьегорск» ближайший 341 км трассы объект придорожного сервиса (кафе) расположен на 319 км трассы, а ближайшая площадка для отдыха расположена на 222 км трассы, больше объектов придорожного сервиса в сторону Медвежьегорска в Вологодской области на трассе нет.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.10.2009г. № 860 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода» на автомобильных дорогах III категории максимальное расстояние между площадками для отдыха не может превышать 50 км, а между пунктами общественного питания 100 км.

Таким образом, автомобильная дорога «Вологда-Медвежьегорск» (А-119) в Вологодской области (0-390 км) на участке после 222 км не обеспечена в должной мере объектами дорожного сервиса, в частности площадками для отдыха и пунктами общественного питания.

Кроме того, заявителем заключен договор № 209031-ПС от 4 августа 2014 года с КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» на устройство и дальнейшую эксплуатацию примыкания в полосе постоянного отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Демино-Ольково, км 0+050 влево в Вытегорском районе Вологодской области. Автомобильная дорога «Демино-Ольково» примыкает к автомобильной дороге «Вологда-Медвежьегорск». Таким образом, заявителем предприняты конкретные действия по реализации своего намерения по размещению объектов придорожного сервиса. В тоже время дальнейшее согласование размещения объектов придорожного сервиса, также как и само их размещение невозможно без получения прав владения и пользования истребуемым земельным участком.

 

Истребуемый заявителем лесной участок находится в составе лесного участка, переданного для заготовки древесины в аренду ЗАО «Белый ручей» по договору аренды лесного участка от 25 августа 2008 года № 02-02-16/233-2008 (далее – договор аренды от 25.08.2008г.). Согласно письмам ЗАО «Белый ручей» от 23 мая 2014 года и 2 сентября 2014 года общество не возражает в передаче в аренду заявителю испрашиваемого им участка, в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ, для осуществления им рекреационной деятельности, в т.ч. размещение объектов отдыха.

Согласно пп. в п. 8 договора аренды от 25.08.2008г. арендодатель имеет право передавать в аренду третьим лицам лесной участок для использования его по всем видам, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса РФ, за исключением заготовки древесины, без согласования с Арендатором, но с уведомлением его о передаче лесного участка.

Согласно части 2 статьи 25 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, лесной участок может использоваться как в целях заготовки древесины, так и в целях осуществления рекреационной деятельности, а также в иных целях.

 

Согласно пункту 2.1 Положения о Департаменте лесного комплекса области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 № 1108 (далее – Положение) целью деятельности Департамента как органа исполнительной государственной власти области является осуществление управленческих и административных полномочий в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Департамент предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, в том числе организует и проводит аукционы по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в пределах полномочий, определенных лесным законодательством, а также заключает договоры аренды лесных участков. Департамент принимает решение об образовании лесных участков в пределах земель лесного фонда при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также при проведении на землях лесного фонда в границах области лесоустройства (пункт 2.3.13 Положения).

Таким образом, вопросы выделения лесного участка и предоставления его в аренду для использования в рекреационных целях путем проведения аукциона относятся к компетенции Департамента.

 

Департамент длительное время (более года) без предусмотренных законом оснований не предпринимает действий по выделению испрашиваемого заявителем лесного участка и предоставления его в аренду для использования в рекреационных целях путем проведения аукциона. Данное бездействие Департамента лишает заявителя возможности получить право аренды на испрашиваемый лесной участок и в дальнейшем осуществлять деятельность, связанную с предоставлением услуг придорожного сервиса: площадки для отдыха и пункта общественного питания. Таким образом, бездействие Департамента ведет к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности заявителем, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно информации, представленной заявителем в письме от 10 сентября 2014 года, им рассматривалось несколько участков для устройства кемпинга и места отдыха, в т.ч. участки предложенные администрацией Вытегорского района. Все рассмотренные участки, кроме испрашиваемого, не подходят для указанной цели, т.к. либо не имеют близлежащих точек подключения электричества, либо находятся на очень большом удалении от автомобильной дороги, либо имеют очень мягкий грунт, не позволяющий разместить кемпинг, либо расположение участка не позволяет размещать объекты придорожного сервиса, т.к. не соответствует требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения. Кроме того, Департаментом также не было предложено иных участков, отвечающих указанной цели.

 

Доводы Департамента относительно невозможности размещения объектов дорожного сервиса, планируемых к размещению заявителем, на лесном участке, выделенном для рекреационных целей, комиссия не принимает по следующим основаниям.

Согласно статье 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1). При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (часть 2). На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (часть 3). Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4).

Согласно пункту 4 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 № 62 (далее – Правила), для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.

В соответствии с пунктом 7 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:

осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса РФ лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое);

возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса РФ временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство;

возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности;

пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов (пункт 8 Правил).

Часть 7 статьи 21 Лесного кодекса РФ предусматривает утверждение Правительством РФ перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов,  резервных лесов, строительство и эксплуатация которых допускается на землях лесного фонда. Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов,  резервных лесов (далее – Перечень).

Согласно пункту 6 Перечня в эксплуатационных лесах разрешается строительство и эксплуатация, в том числе, следующих объектов:

площадка для игр (детская), отдыха, занятий спортом, установки мусоросборников;

форма малая архитектурная (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны);

элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина);

линия связи;

линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения;

постройка временная, используемая в рекреационных целях;

трубопровод подземный;

кемпинг.

Заявитель планирует использовать испрашиваемый участок в целях организации отдыха, для чего разместить на нем кемпинг, линию электропередач, элементы благоустройства, формы малые архитектурные, в т.ч. для организации питания, контейнеры-мусоросборники, наземную туалетную кабину. Указанные сооружения относятся к временным постройкам, при этом заявитель не планировал размещение объектов капитального строительства. Кроме того, на испрашиваемом участке не находятся лесные насаждения, что исключает их повреждение и изменение природных ландшафтов. Таким образом, планируемая заявителем к осуществлению деятельность соответствует деятельности, разрешенной действующим законодательством на лесных участках, используемых в рекреационных целях.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011г. № 14686/10).

В случаях, когда в законодательстве сформулированы определенные правила, направленные на защиту конкурентной среды, при нарушении таких норм дополнительного доказывания возможности наступления негативных последствий для конкуренции не требуется. Данная позиция также отражена в пункте 1 рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа по итогам заседания 6-7 октября 2011 года в г. Вологде.

Следовательно, необоснованное препятствование осуществлению деятельности заявителем бездействием Департамента является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, т.к. данное бездействие, однозначно, в силу законодательного определения, может повлечь негативные последствия для конкуренции.

Учитывая изложенное, бездействие Департамента в виде отказа от выделения лесного участка в составе выделов 12,16 квартала 63 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества общей площадью 1 га, испрашиваемого заявителем, для осуществления рекреационной деятельности и проведения аукциона по предоставлению права аренды на данный участок для осуществления рекреационной деятельности, является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать Департамент лесного комплекса Вологодской области, нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Выдать Департаменту лесного комплекса Вологодской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе обеспечить проведение торгов на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в отношении лесного участка в составе выделов 12,16 квартала 63 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества общей площадью 1 га, испрашиваемого заявителем.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Исх. № 6168

от 14.11.2014г.

Департамент лесного комплекса Вологодской области

160000. г. Вологда, ул. Герцена, 27

 

Жуков Аркадий Арнольдович

185011, г. Петрозаводск, ул. Некрасова, д. 25, кв. 2

 

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области

г. Вологда, ул. Горького, 35

 

ЗАО «Белый ручей»

162940, Вологодская обл., Вытегорский р-н, п. Депо, ул. Советская, 2

 

 

Решение № 18-15/14

                                                                    г. Вологда

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 14 ноября 2014 года

 

Осипов Сергей Владимирович – зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анфимова Светлана Леонидовна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станисловович – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

рассмотрев дело № 18-15/14 по признакам нарушения Департаментом лесного комплекса Вологодской области, расположенным по адресу: г. Вологда, ул. Герцена, 27, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление ФАС по Вологодской области (далее – Управление) поступило заявление предпринимателя Жукова А.А. с жалобой на действия Департамента лесного комплекса Вологодской области (далее – Департамент) по необоснованному препятствованию осуществлению его деятельности. Жуков А.А. обратился в Департамент лесного комплекса области с просьбой выделить лесной участок в полосе отвода автомобильной дороги для оказания услуг дорожного сервиса (кафе, стоянка, место для отдыха) в Вытегорском районе около 341 км трассы «Вологда-Медвежьегорск» и провести аукцион. Департамент лесного комплекса отказал в выделении лесного участка и проведении аукциона.

Департамент в своих объяснениях указывает, что решение вопроса о выделении лесного участка под рекреационные цели и последующее проведение аукциона по его предоставлению является правом Департамента, а не его обязанностью. Учитывая это, а также отсутствие денежных средств на проведение работ по постановке данного участка на кадастровый учет, без чего невозможно провести аукцион, Департамент полагает, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения  дела Комиссией установлено следующее.

Заявитель имеет намерение осуществлять деятельность по оказанию услуг придорожного сервиса (кафе, стоянка, место для отдыха) на трассе «Вологда-Медвежьегорск» около отворотки на д. Ольково.

Заявителем 26 августа 2013 года направлено в адрес Департамента обращение с просьбой предоставить в аренду земельный участок лесного фонда под рекреационные цели (оказание услуг дорожного сервиса: кафе, стоянка, место для отдыха) площадью 1 га, расположенный в квартале 63 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества Вологодской области (около 341 км трассы «Вологда-Медвежьегорск», отворотка на д. Ольково). На указанное обращение Департаментом 16 сентября 2013 года дан ответ, в котором указано на необходимость обратиться в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, т.к. указанный орган решает вопрос о размещении объектов дорожного сервиса.

Заявитель 31 октября 2013 года повторно обратился в Департамент с просьбой передать в аренду участок лесного фонда под рекреационные цели (оказание услуг дорожного сервиса: кафе, стоянка, место для отдыха) площадью 1 га, расположенный в квартале 63 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества Вологодской области. Департамент 29 ноября 2013 года направил заявителю ответ об отказе в предоставлении данного участка, в связи с отсутствием финансовых средств на проведение кадастровых работ и согласия арендатора данного лесного участка – ООО «Белый ручей».

Администрацией Вытегорского муниципального района в адрес Департамента направлялись письма с просьбой обеспечить выделение земельного участка лесного фонда в выделах 12, 16 квартала 63 Андомского участкового лесничества в рекреационных целях и проведения аукциона по предоставлению права аренды на данный участок (письма от 09.01.2014г. и 26.08.2014г.). Мотивированные данные обращения необходимостью развития туризма в Вытегорском районе и обеспечения придорожного сервиса.

Кроме того, заявитель 27 февраля 2014 года снова обратился в Департамент с требованием о выделении указанного лесного участка, но данное обращение было оставлено без ответа.

 

Согласно справке Департамента дорожного хозяйства и транспорта области, представленной письмом от 04.07.2014г. № 05-1343, на трассе «Вологда-Медвежьегорск» ближайший 341 км трассы объект придорожного сервиса (кафе) расположен на 319 км трассы, а ближайшая площадка для отдыха расположена на 222 км трассы, больше объектов придорожного сервиса в сторону Медвежьегорска в Вологодской области на трассе нет.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29.10.2009г. № 860 «О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода» на автомобильных дорогах III категории максимальное расстояние между площадками для отдыха не может превышать 50 км, а между пунктами общественного питания 100 км.

Таким образом, автомобильная дорога «Вологда-Медвежьегорск» (А-119) в Вологодской области (0-390 км) на участке после 222 км не обеспечена в должной мере объектами дорожного сервиса, в частности площадками для отдыха и пунктами общественного питания.

Кроме того, заявителем заключен договор № 209031-ПС от 4 августа 2014 года с КУ ВО «Управление автомобильных дорог Вологодской области» на устройство и дальнейшую эксплуатацию примыкания в полосе постоянного отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Демино-Ольково, км 0+050 влево в Вытегорском районе Вологодской области. Автомобильная дорога «Демино-Ольково» примыкает к автомобильной дороге «Вологда-Медвежьегорск». Таким образом, заявителем предприняты конкретные действия по реализации своего намерения по размещению объектов придорожного сервиса. В тоже время дальнейшее согласование размещения объектов придорожного сервиса, также как и само их размещение невозможно без получения прав владения и пользования истребуемым земельным участком.

 

Истребуемый заявителем лесной участок находится в составе лесного участка, переданного для заготовки древесины в аренду ЗАО «Белый ручей» по договору аренды лесного участка от 25 августа 2008 года № 02-02-16/233-2008 (далее – договор аренды от 25.08.2008г.). Согласно письмам ЗАО «Белый ручей» от 23 мая 2014 года и 2 сентября 2014 года общество не возражает в передаче в аренду заявителю испрашиваемого им участка, в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса РФ, для осуществления им рекреационной деятельности, в т.ч. размещение объектов отдыха.

Согласно пп. в п. 8 договора аренды от 25.08.2008г. арендодатель имеет право передавать в аренду третьим лицам лесной участок для использования его по всем видам, предусмотренным статьей 25 Лесного кодекса РФ, за исключением заготовки древесины, без согласования с Арендатором, но с уведомлением его о передаче лесного участка.

Согласно части 2 статьи 25 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Таким образом, лесной участок может использоваться как в целях заготовки древесины, так и в целях осуществления рекреационной деятельности, а также в иных целях.

 

Согласно пункту 2.1 Положения о Департаменте лесного комплекса области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 № 1108 (далее – Положение) целью деятельности Департамента как органа исполнительной государственной власти области является осуществление управленческих и административных полномочий в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Департамент предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, в том числе организует и проводит аукционы по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в пределах полномочий, определенных лесным законодательством, а также заключает договоры аренды лесных участков. Департамент принимает решение об образовании лесных участков в пределах земель лесного фонда при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также при проведении на землях лесного фонда в границах области лесоустройства (пункт 2.3.13 Положения).

Таким образом, вопросы выделения лесного участка и предоставления его в аренду для использования в рекреационных целях путем проведения аукциона относятся к компетенции Департамента.

 

Департамент длительное время (более года) без предусмотренных законом оснований не предпринимает действий по выделению испрашиваемого заявителем лесного участка и предоставления его в аренду для использования в рекреационных целях путем проведения аукциона. Данное бездействие Департамента лишает заявителя возможности получить право аренды на испрашиваемый лесной участок и в дальнейшем осуществлять деятельность, связанную с предоставлением услуг придорожного сервиса: площадки для отдыха и пункта общественного питания. Таким образом, бездействие Департамента ведет к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности заявителем, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно информации, представленной заявителем в письме от 10 сентября 2014 года, им рассматривалось несколько участков для устройства кемпинга и места отдыха, в т.ч. участки предложенные администрацией Вытегорского района. Все рассмотренные участки, кроме испрашиваемого, не подходят для указанной цели, т.к. либо не имеют близлежащих точек подключения электричества, либо находятся на очень большом удалении от автомобильной дороги, либо имеют очень мягкий грунт, не позволяющий разместить кемпинг, либо расположение участка не позволяет размещать объекты придорожного сервиса, т.к. не соответствует требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения. Кроме того, Департаментом также не было предложено иных участков, отвечающих указанной цели.

 

Доводы Департамента относительно невозможности размещения объектов дорожного сервиса, планируемых к размещению заявителем, на лесном участке, выделенном для рекреационных целей, комиссия не принимает по следующим основаниям.

Согласно статье 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1). При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (часть 2). На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты (часть 3). Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду (часть 4).

Согласно пункту 4 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 № 62 (далее – Правила), для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.

В соответствии с пунктом 7 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:

осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса РФ лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое);

возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса РФ временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство;

возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности;

пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

Размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов (пункт 8 Правил).

Часть 7 статьи 21 Лесного кодекса РФ предусматривает утверждение Правительством РФ перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов,  резервных лесов, строительство и эксплуатация которых допускается на землях лесного фонда. Распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов,  резервных лесов (далее – Перечень).

Согласно пункту 6 Перечня в эксплуатационных лесах разрешается строительство и эксплуатация, в том числе, следующих объектов:

площадка для игр (детская), отдыха, занятий спортом, установки мусоросборников;

форма малая архитектурная (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны);

элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина);

линия связи;

линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения;

постройка временная, используемая в рекреационных целях;

трубопровод подземный;

кемпинг.

Заявитель планирует использовать испрашиваемый участок в целях организации отдыха, для чего разместить на нем кемпинг, линию электропередач, элементы благоустройства, формы малые архитектурные, в т.ч. для организации питания, контейнеры-мусоросборники, наземную туалетную кабину. Указанные сооружения относятся к временным постройкам, при этом заявитель не планировал размещение объектов капитального строительства. Кроме того, на испрашиваемом участке не находятся лесные насаждения, что исключает их повреждение и изменение природных ландшафтов. Таким образом, планируемая заявителем к осуществлению деятельность соответствует деятельности, разрешенной действующим законодательством на лесных участках, используемых в рекреационных целях.

 

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011г. № 14686/10).

В случаях, когда в законодательстве сформулированы определенные правила, направленные на защиту конкурентной среды, при нарушении таких норм дополнительного доказывания возможности наступления негативных последствий для конкуренции не требуется. Данная позиция также отражена в пункте 1 рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа по итогам заседания 6-7 октября 2011 года в г. Вологде.

Следовательно, необоснованное препятствование осуществлению деятельности заявителем бездействием Департамента является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, т.к. данное бездействие, однозначно, в силу законодательного определения, может повлечь негативные последствия для конкуренции.

Учитывая изложенное, бездействие Департамента в виде отказа от выделения лесного участка в составе выделов 12,16 квартала 63 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества общей площадью 1 га, испрашиваемого заявителем, для осуществления рекреационной деятельности и проведения аукциона по предоставлению права аренды на данный участок для осуществления рекреационной деятельности, является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать Департамент лесного комплекса Вологодской области, нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». 

2. Выдать Департаменту лесного комплекса Вологодской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе обеспечить проведение торгов на право заключения договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в отношении лесного участка в составе выделов 12,16 квартала 63 Андомского участкового лесничества Вытегорского лесничества общей площадью 1 га, испрашиваемого заявителем.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Вологодской области.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 18-15/14 [format] => [safe_value] => № 18-15/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-17 12:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-11-14 08:30:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1416227517 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )