РЕШЕНИЕ №28-17/14

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: №28-17/14
Дата публикации: 26 сентября 2014, 11:24

ООО «Тиман Лес»

 

дер. Тиманова Гора,

Бабушкинский район,

Вологодская область, 161365

 

БУЗ ВО «Никольская ЦРБ»

 

ул. Володарского, д.10, г. Никольск,

Вологодская область, 162608

 

РЕШЕНИЕ №28-17/14

 

                                                                                                                                г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» сентября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «23» сентября 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Осипов Сергей Владимирович – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анфимова Светлана Леонидовна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Нестерова Людмила Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Ульяновская Наталья Вадимовна – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №28-17/14 по признакам нарушения БУЗ ВО «Никольская ЦРБ» (ул. Володарского, д.10, г. Никольск, Вологодская область, 162608) частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ограничении конкуренции при подготовке и проведении запроса котировок на право поставки расходных материалов для рентгенкабинета учреждения здравоохранения Вологодской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

общество с ограниченной ответственностью «Тиман Лес» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Управление федеральной антимонопольной службы России по Вологодской области с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Никольская Центральная районная больница» (далее – Учреждение, Заказчик) при подготовке и проведении запроса котировок на право поставки расходных материалов для рентгенкабинета учреждения здравоохранения Вологодской области.

Заявление подано Обществом в установленный законом срок, соответствует нормам Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и требованиям административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС №339 от 25 мая 2012 года.

Заявитель считает, что в техническом задании среди расходных рентгеновских материалов, подлежащих к поставке, Заказчик указал в графе № 11 «Рентгеноконтрастное средство», вещества, входящие в состав которого – Бария сульфат+Натрия цитрат, являются лекарственными средствами, соответственно участниками запроса котировок от 21.08.2014 № 0330300009914000068 могут являться только организации, обладающие лицензией на осуществление фармацевтической деятельности. Соответственно, включив в техническое задание на поставку расходных материалов для рентгенкабинета «Рентгеноконтрастное средство», Заказчик ограничил участие организациям, не обладающим лицензией на осуществление фармацевтической деятельности, тем самым нарушил положения частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По мнению Заказчика, техническое задание запроса котировок было сформировано таким образом в связи с потребностью учреждения в расходных материалах для рентген-кабинета, а также в целях своевременного оказания медицинской помощи населению, возможные поставщики были выявлены на основании коммерческих предложений. Вместе с тем представитель учреждения пояснил, что в случае установления антимонопольным органом фактов нарушения, БУЗ ВО «Никольская ЦРБ» проведет повторные запросы котировок с соблюдением требований антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии представитель ООО «Тиман Лес» требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении настоящего дела Комиссией антимонопольного органа установлены следующие обстоятельства.

21 августа 2014 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг было опубликовано извещение №0330300009914000068 о проведении запроса котировок на поставку расходных материалов для рентген-кабинета.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 2 сентября 2014 года, на основании части 6 статьи 77 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) запрос котировок признан несостоявшимся, победителем в запросе котировок признан участник размещения заказа – общество с ограниченной ответственностью «Люмин». Контракт между Учреждением и ООО «Люмин» на момент вынесения решения по делу №28-17/14 не заключен.

В силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, единый порядок осуществления закупок устанавливается в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке не может содержать требования к товару, информации, работам и услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Предметом размещения заказа являются расходные материалы для рентген-кабинета: пленка рентгеновская общего назначения, синечувствительная, представляющая собой двусторонне-эмульсированный фотографический материал, сенсибилизированный в синей части спектра, 13*18 №100, 18*24 №100, 30*40 №100, 15*40 №100, 24*30 №100; пленка рентгеновская для маммографических исследований; пленка дентальная для стоматологии; проявитель для машин в форме концентрата для быстрого приготовления рабочего раствора для обработки сине- и  зеленочувствительных пленок; фиксаж для машин в форме концентрата для быстрого приготовления рабочего раствора для обработки сине- и  зеленочувствительных пленок; восстановитель для проявителя в форме жидкого концентрата; восстановитель для проявителя, предназначенного для ручной обработки медицинских рентгеновских и флюорографических пленок в форме жидкого концентрата; фиксаж для приготовления рабочего раствора для ручной проявки.

Помимо расходных рентгеновских материалов (ОКПД 24.64.11.111 –фотопластинки рентгеновские и фотопленки плоские для медицинских, включая стоматологические, и ветеринарных целей) Заказчик указал в техническом задании «рентгеноконтрастное средство бария сульфат+натрия цитрат порошок для приготовления суспензии для приема внутрь» (ОКПД 24.42.23.120 – реагенты рентгеноконтрастные и другие диагностические, предназначенные для введения пациентам).

Лекарственные средства, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, а также перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, содержится в государственном реестре лекарственных средств (далее – Реестр).

Реестр является федеральной информационной системой, ведется в электронном виде с применением автоматизированной системы путем внесения в реестр реестровых записей.

Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными и предоставляются любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Реестру, указанные в техническом задании составляющие рентгеноконтрастного средства бария сульфат и натрия цитрат являются лекарственными средствами.

В силу пункта 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление фармацевтической деятельности требует получения лицензии.

Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года №1081 утвержден Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность.

Из вышеизложенного следует, что требование, включенное Заказчиком в пункт 11 технического задания запроса котировок, поставки рентгеноконтрастного средства бария сульфат+натрия цитрат, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Из анализа технического задания следует, что поставка 12 других наименований – расходных материалов, включенных Заказчиком в предмет запроса котировок, лицензированию не подлежит.

Таким образом, Заказчиком в предмет закупки, представленной единым лотом, включены единицы, подлежащие лицензированию и не подлежащие лицензированию.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении запроса котировок, если организаторами запроса котировок или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении запроса котировок в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в запросе котировок.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Включение (объединение) Заказчиком закупки в предмет запроса котировок, представленного единым лотом из 13 наименований медицинских наименований, подлежащих лицензированию и медицинских расходных средств не подлежащих лицензированию (свободно обращающихся на рынке), нарушает часть 1 и часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку приводит к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки расходных медицинских материалов, в связи с тем, что препараты по 12 позициям лота лицензированию не подлежат и могут быть представлены более широким кругом хозяйствующих субъектов.

Объединение указанных в техническом задании запроса котировок товаров сокращает круг его участников, ограничивает количество участников запроса котировок, которые могут принять участие в размещении заказа по отдельным единицам (которые подлежат лицензированию и, отдельно, которые не подлежат лицензированию), только теми, кто имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, что свидетельствует об установлении непредусмотренного федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничения доступа к участию в процедуре.

Фактическим подтверждением ограничения конкуренции, сокращения круга участников запроса котировок и нарушения положений части 1 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции является заявление ООО «Тиман Лес» о невозможности участия в обозначенной закупке в связи с необоснованным объединением Заказчиком в предмете запроса котировок единиц, поставляемых по лицензии, и без нее, а также факт наличия одной заявки на участие в запросе котировок от ООО «Люмин» – единственного участника, с которым рассматривался вопрос о заключении контракта.

Как было отмечено Заказчиком и не оспаривается Комиссией, цена рентгеноконтрастного средства является незначительной в сумме всей закупки – 1929 рублей 20 копеек при расчете начальной (максимальной) цены равной 298 905 рублям 32 копейкам.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, возможно путем заключения контракта с единственным поставщиком, в связи с чем довод о несвоевременной медицинской помощи населению в случае отсутствия претендентов на поставку рентгеноконтрастного средства Комиссией отклоняется.

 

Таким образом, с учетом вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Никольская ЦРБ» нарушившим часть 1 и часть 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

2. Бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Никольская ЦРБ» выдать:

- предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 02.09.2014 года закупки на право поставки расходных материалов для рентген-кабинета по извещению №0330300009914000068;

- предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе произвести закупку лекарственного средства –  бария сульфат+натрия цитрат порошок для приготовления суспензии для приема внутрь, требующего лицензирования со стороны участника, отдельно от расходных материалов, указанных в техническом задании.

 

stdClass Object ( [vid] => 9663 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ №28-17/14 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9663 [type] => solution [language] => ru [created] => 1415607952 [changed] => 1415607952 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1415607952 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ООО «Тиман Лес»

 

дер. Тиманова Гора,

Бабушкинский район,

Вологодская область, 161365

 

БУЗ ВО «Никольская ЦРБ»

 

ул. Володарского, д.10, г. Никольск,

Вологодская область, 162608

 

РЕШЕНИЕ №28-17/14

 

                                                                                                                                г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» сентября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «23» сентября 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Осипов Сергей Владимирович – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анфимова Светлана Леонидовна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Нестерова Людмила Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Ульяновская Наталья Вадимовна – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №28-17/14 по признакам нарушения БУЗ ВО «Никольская ЦРБ» (ул. Володарского, д.10, г. Никольск, Вологодская область, 162608) частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ограничении конкуренции при подготовке и проведении запроса котировок на право поставки расходных материалов для рентгенкабинета учреждения здравоохранения Вологодской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

общество с ограниченной ответственностью «Тиман Лес» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Управление федеральной антимонопольной службы России по Вологодской области с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Никольская Центральная районная больница» (далее – Учреждение, Заказчик) при подготовке и проведении запроса котировок на право поставки расходных материалов для рентгенкабинета учреждения здравоохранения Вологодской области.

Заявление подано Обществом в установленный законом срок, соответствует нормам Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и требованиям административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС №339 от 25 мая 2012 года.

Заявитель считает, что в техническом задании среди расходных рентгеновских материалов, подлежащих к поставке, Заказчик указал в графе № 11 «Рентгеноконтрастное средство», вещества, входящие в состав которого – Бария сульфат+Натрия цитрат, являются лекарственными средствами, соответственно участниками запроса котировок от 21.08.2014 № 0330300009914000068 могут являться только организации, обладающие лицензией на осуществление фармацевтической деятельности. Соответственно, включив в техническое задание на поставку расходных материалов для рентгенкабинета «Рентгеноконтрастное средство», Заказчик ограничил участие организациям, не обладающим лицензией на осуществление фармацевтической деятельности, тем самым нарушил положения частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По мнению Заказчика, техническое задание запроса котировок было сформировано таким образом в связи с потребностью учреждения в расходных материалах для рентген-кабинета, а также в целях своевременного оказания медицинской помощи населению, возможные поставщики были выявлены на основании коммерческих предложений. Вместе с тем представитель учреждения пояснил, что в случае установления антимонопольным органом фактов нарушения, БУЗ ВО «Никольская ЦРБ» проведет повторные запросы котировок с соблюдением требований антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии представитель ООО «Тиман Лес» требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении настоящего дела Комиссией антимонопольного органа установлены следующие обстоятельства.

21 августа 2014 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг было опубликовано извещение №0330300009914000068 о проведении запроса котировок на поставку расходных материалов для рентген-кабинета.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 2 сентября 2014 года, на основании части 6 статьи 77 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) запрос котировок признан несостоявшимся, победителем в запросе котировок признан участник размещения заказа – общество с ограниченной ответственностью «Люмин». Контракт между Учреждением и ООО «Люмин» на момент вынесения решения по делу №28-17/14 не заключен.

В силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, единый порядок осуществления закупок устанавливается в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке не может содержать требования к товару, информации, работам и услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Предметом размещения заказа являются расходные материалы для рентген-кабинета: пленка рентгеновская общего назначения, синечувствительная, представляющая собой двусторонне-эмульсированный фотографический материал, сенсибилизированный в синей части спектра, 13*18 №100, 18*24 №100, 30*40 №100, 15*40 №100, 24*30 №100; пленка рентгеновская для маммографических исследований; пленка дентальная для стоматологии; проявитель для машин в форме концентрата для быстрого приготовления рабочего раствора для обработки сине- и  зеленочувствительных пленок; фиксаж для машин в форме концентрата для быстрого приготовления рабочего раствора для обработки сине- и  зеленочувствительных пленок; восстановитель для проявителя в форме жидкого концентрата; восстановитель для проявителя, предназначенного для ручной обработки медицинских рентгеновских и флюорографических пленок в форме жидкого концентрата; фиксаж для приготовления рабочего раствора для ручной проявки.

Помимо расходных рентгеновских материалов (ОКПД 24.64.11.111 –фотопластинки рентгеновские и фотопленки плоские для медицинских, включая стоматологические, и ветеринарных целей) Заказчик указал в техническом задании «рентгеноконтрастное средство бария сульфат+натрия цитрат порошок для приготовления суспензии для приема внутрь» (ОКПД 24.42.23.120 – реагенты рентгеноконтрастные и другие диагностические, предназначенные для введения пациентам).

Лекарственные средства, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, а также перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, содержится в государственном реестре лекарственных средств (далее – Реестр).

Реестр является федеральной информационной системой, ведется в электронном виде с применением автоматизированной системы путем внесения в реестр реестровых записей.

Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными и предоставляются любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Реестру, указанные в техническом задании составляющие рентгеноконтрастного средства бария сульфат и натрия цитрат являются лекарственными средствами.

В силу пункта 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление фармацевтической деятельности требует получения лицензии.

Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года №1081 утвержден Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность.

Из вышеизложенного следует, что требование, включенное Заказчиком в пункт 11 технического задания запроса котировок, поставки рентгеноконтрастного средства бария сульфат+натрия цитрат, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Из анализа технического задания следует, что поставка 12 других наименований – расходных материалов, включенных Заказчиком в предмет запроса котировок, лицензированию не подлежит.

Таким образом, Заказчиком в предмет закупки, представленной единым лотом, включены единицы, подлежащие лицензированию и не подлежащие лицензированию.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении запроса котировок, если организаторами запроса котировок или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении запроса котировок в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в запросе котировок.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Включение (объединение) Заказчиком закупки в предмет запроса котировок, представленного единым лотом из 13 наименований медицинских наименований, подлежащих лицензированию и медицинских расходных средств не подлежащих лицензированию (свободно обращающихся на рынке), нарушает часть 1 и часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку приводит к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки расходных медицинских материалов, в связи с тем, что препараты по 12 позициям лота лицензированию не подлежат и могут быть представлены более широким кругом хозяйствующих субъектов.

Объединение указанных в техническом задании запроса котировок товаров сокращает круг его участников, ограничивает количество участников запроса котировок, которые могут принять участие в размещении заказа по отдельным единицам (которые подлежат лицензированию и, отдельно, которые не подлежат лицензированию), только теми, кто имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, что свидетельствует об установлении непредусмотренного федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничения доступа к участию в процедуре.

Фактическим подтверждением ограничения конкуренции, сокращения круга участников запроса котировок и нарушения положений части 1 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции является заявление ООО «Тиман Лес» о невозможности участия в обозначенной закупке в связи с необоснованным объединением Заказчиком в предмете запроса котировок единиц, поставляемых по лицензии, и без нее, а также факт наличия одной заявки на участие в запросе котировок от ООО «Люмин» – единственного участника, с которым рассматривался вопрос о заключении контракта.

Как было отмечено Заказчиком и не оспаривается Комиссией, цена рентгеноконтрастного средства является незначительной в сумме всей закупки – 1929 рублей 20 копеек при расчете начальной (максимальной) цены равной 298 905 рублям 32 копейкам.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, возможно путем заключения контракта с единственным поставщиком, в связи с чем довод о несвоевременной медицинской помощи населению в случае отсутствия претендентов на поставку рентгеноконтрастного средства Комиссией отклоняется.

 

Таким образом, с учетом вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Никольская ЦРБ» нарушившим часть 1 и часть 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

2. Бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Никольская ЦРБ» выдать:

- предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 02.09.2014 года закупки на право поставки расходных материалов для рентген-кабинета по извещению №0330300009914000068;

- предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе произвести закупку лекарственного средства –  бария сульфат+натрия цитрат порошок для приготовления суспензии для приема внутрь, требующего лицензирования со стороны участника, отдельно от расходных материалов, указанных в техническом задании.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ООО «Тиман Лес»

 

дер. Тиманова Гора,

Бабушкинский район,

Вологодская область, 161365

 

БУЗ ВО «Никольская ЦРБ»

 

ул. Володарского, д.10, г. Никольск,

Вологодская область, 162608

 

РЕШЕНИЕ №28-17/14

 

                                                                                                                                г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» сентября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «23» сентября 2014 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Осипов Сергей Владимирович – заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анфимова Светлана Леонидовна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Нестерова Людмила Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Ульяновская Наталья Вадимовна – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии,

рассмотрев дело №28-17/14 по признакам нарушения БУЗ ВО «Никольская ЦРБ» (ул. Володарского, д.10, г. Никольск, Вологодская область, 162608) частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в ограничении конкуренции при подготовке и проведении запроса котировок на право поставки расходных материалов для рентгенкабинета учреждения здравоохранения Вологодской области,

 

УСТАНОВИЛА:

 

общество с ограниченной ответственностью «Тиман Лес» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Управление федеральной антимонопольной службы России по Вологодской области с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства со стороны бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Никольская Центральная районная больница» (далее – Учреждение, Заказчик) при подготовке и проведении запроса котировок на право поставки расходных материалов для рентгенкабинета учреждения здравоохранения Вологодской области.

Заявление подано Обществом в установленный законом срок, соответствует нормам Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и требованиям административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС №339 от 25 мая 2012 года.

Заявитель считает, что в техническом задании среди расходных рентгеновских материалов, подлежащих к поставке, Заказчик указал в графе № 11 «Рентгеноконтрастное средство», вещества, входящие в состав которого – Бария сульфат+Натрия цитрат, являются лекарственными средствами, соответственно участниками запроса котировок от 21.08.2014 № 0330300009914000068 могут являться только организации, обладающие лицензией на осуществление фармацевтической деятельности. Соответственно, включив в техническое задание на поставку расходных материалов для рентгенкабинета «Рентгеноконтрастное средство», Заказчик ограничил участие организациям, не обладающим лицензией на осуществление фармацевтической деятельности, тем самым нарушил положения частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По мнению Заказчика, техническое задание запроса котировок было сформировано таким образом в связи с потребностью учреждения в расходных материалах для рентген-кабинета, а также в целях своевременного оказания медицинской помощи населению, возможные поставщики были выявлены на основании коммерческих предложений. Вместе с тем представитель учреждения пояснил, что в случае установления антимонопольным органом фактов нарушения, БУЗ ВО «Никольская ЦРБ» проведет повторные запросы котировок с соблюдением требований антимонопольного законодательства.

На заседании Комиссии представитель ООО «Тиман Лес» требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, сослался на доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление.

При рассмотрении настоящего дела Комиссией антимонопольного органа установлены следующие обстоятельства.

21 августа 2014 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг было опубликовано извещение №0330300009914000068 о проведении запроса котировок на поставку расходных материалов для рентген-кабинета.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 2 сентября 2014 года, на основании части 6 статьи 77 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) запрос котировок признан несостоявшимся, победителем в запросе котировок признан участник размещения заказа – общество с ограниченной ответственностью «Люмин». Контракт между Учреждением и ООО «Люмин» на момент вынесения решения по делу №28-17/14 не заключен.

В силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, единый порядок осуществления закупок устанавливается в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке не может содержать требования к товару, информации, работам и услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Предметом размещения заказа являются расходные материалы для рентген-кабинета: пленка рентгеновская общего назначения, синечувствительная, представляющая собой двусторонне-эмульсированный фотографический материал, сенсибилизированный в синей части спектра, 13*18 №100, 18*24 №100, 30*40 №100, 15*40 №100, 24*30 №100; пленка рентгеновская для маммографических исследований; пленка дентальная для стоматологии; проявитель для машин в форме концентрата для быстрого приготовления рабочего раствора для обработки сине- и  зеленочувствительных пленок; фиксаж для машин в форме концентрата для быстрого приготовления рабочего раствора для обработки сине- и  зеленочувствительных пленок; восстановитель для проявителя в форме жидкого концентрата; восстановитель для проявителя, предназначенного для ручной обработки медицинских рентгеновских и флюорографических пленок в форме жидкого концентрата; фиксаж для приготовления рабочего раствора для ручной проявки.

Помимо расходных рентгеновских материалов (ОКПД 24.64.11.111 –фотопластинки рентгеновские и фотопленки плоские для медицинских, включая стоматологические, и ветеринарных целей) Заказчик указал в техническом задании «рентгеноконтрастное средство бария сульфат+натрия цитрат порошок для приготовления суспензии для приема внутрь» (ОКПД 24.42.23.120 – реагенты рентгеноконтрастные и другие диагностические, предназначенные для введения пациентам).

Лекарственные средства, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 12.04.2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, а также перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, содержится в государственном реестре лекарственных средств (далее – Реестр).

Реестр является федеральной информационной системой, ведется в электронном виде с применением автоматизированной системы путем внесения в реестр реестровых записей.

Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными и предоставляются любым заинтересованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Реестру, указанные в техническом задании составляющие рентгеноконтрастного средства бария сульфат и натрия цитрат являются лекарственными средствами.

В силу пункта 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление фармацевтической деятельности требует получения лицензии.

Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года №1081 утвержден Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность.

Из вышеизложенного следует, что требование, включенное Заказчиком в пункт 11 технического задания запроса котировок, поставки рентгеноконтрастного средства бария сульфат+натрия цитрат, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Из анализа технического задания следует, что поставка 12 других наименований – расходных материалов, включенных Заказчиком в предмет запроса котировок, лицензированию не подлежит.

Таким образом, Заказчиком в предмет закупки, представленной единым лотом, включены единицы, подлежащие лицензированию и не подлежащие лицензированию.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении запроса котировок, если организаторами запроса котировок или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении запроса котировок в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в запросе котировок.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Включение (объединение) Заказчиком закупки в предмет запроса котировок, представленного единым лотом из 13 наименований медицинских наименований, подлежащих лицензированию и медицинских расходных средств не подлежащих лицензированию (свободно обращающихся на рынке), нарушает часть 1 и часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку приводит к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки расходных медицинских материалов, в связи с тем, что препараты по 12 позициям лота лицензированию не подлежат и могут быть представлены более широким кругом хозяйствующих субъектов.

Объединение указанных в техническом задании запроса котировок товаров сокращает круг его участников, ограничивает количество участников запроса котировок, которые могут принять участие в размещении заказа по отдельным единицам (которые подлежат лицензированию и, отдельно, которые не подлежат лицензированию), только теми, кто имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, что свидетельствует об установлении непредусмотренного федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничения доступа к участию в процедуре.

Фактическим подтверждением ограничения конкуренции, сокращения круга участников запроса котировок и нарушения положений части 1 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции является заявление ООО «Тиман Лес» о невозможности участия в обозначенной закупке в связи с необоснованным объединением Заказчиком в предмете запроса котировок единиц, поставляемых по лицензии, и без нее, а также факт наличия одной заявки на участие в запросе котировок от ООО «Люмин» – единственного участника, с которым рассматривался вопрос о заключении контракта.

Как было отмечено Заказчиком и не оспаривается Комиссией, цена рентгеноконтрастного средства является незначительной в сумме всей закупки – 1929 рублей 20 копеек при расчете начальной (максимальной) цены равной 298 905 рублям 32 копейкам.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, возможно путем заключения контракта с единственным поставщиком, в связи с чем довод о несвоевременной медицинской помощи населению в случае отсутствия претендентов на поставку рентгеноконтрастного средства Комиссией отклоняется.

 

Таким образом, с учетом вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Никольская ЦРБ» нарушившим часть 1 и часть 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

2. Бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Никольская ЦРБ» выдать:

- предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 02.09.2014 года закупки на право поставки расходных материалов для рентген-кабинета по извещению №0330300009914000068;

- предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе произвести закупку лекарственного средства –  бария сульфат+натрия цитрат порошок для приготовления суспензии для приема внутрь, требующего лицензирования со стороны участника, отдельно от расходных материалов, указанных в техническом задании.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №28-17/14 [format] => [safe_value] => №28-17/14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-26 07:24:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-23 07:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1415607952 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )