РЕШЕНИЕ № 37-15/13 по делу в отношении ЧМП «Спецавтотранс» и Комитета по управлению имуществом города Череповца

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: РЕШЕНИЕ № 37-15/13
Дата публикации: 15 октября 2013, 14:15
 
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, телефон: (8172)72-99-70, факс: (8172)72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru, http://vologda.fas.gov.ru

 

                         ЧМП «Спецавтотранс»

                                            Кирилловское шоссе, д.50, г. Череповец,

Вологодская обл., 162604

 

Комитет по управлению

имуществом города Череповца

Советский пр., 67А, г. Череповец,

Вологодская обл., 162622

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 37-15/13

 

                                                                                                                                г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» октября 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «15» октября 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сазонов Александр Иринеевич – руководитель Управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Кораблев Алексей Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Нестерова Людмила Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии.

рассмотрев дело № 37-15/13 по признакам нарушения Череповецким муниципальным предприятием «Спецавтотранс», расположенным по адресу: Кирилловское шоссе, д.50, г. Череповец, Вологодская обл., 162604, и комитетом по управлению имуществом города Череповца, расположенным по адресу: Советский пр., 67А, г. Череповец, Вологодская обл., 162622, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области 6 августа 2013 года поступило письмо Федеральной антимонопольной службы России №АГ/30312/13 от 05.08.2013 «Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления» (далее – Письмо).

Учитывая изложенное в Письме, Управление обеспечило контроль за соблюдением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии собственником решения о продаже муниципального недвижимого имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Вкупе была проведена проверка органов местного самоуправления на предмет согласования продажи имущества МУПов без проведения торгов.

В рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлено, что распоряжением комитета по управлению имуществом города Череповца от 27.08.2012 №1192р «О продаже имущества», в соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Череповца, утвержденным решением Череповецкой городской Думы от 25.04.2006 №83, постановлением мэрии города Череповца от 12.05.2011 № 1930 «О разграничении полномочий собственника имущества унитарного предприятия», Череповецкому муниципальному предприятию «Спецавтотранс» разрешена продажа по цене не ниже рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, нежилого помещения общей площадью 250,8 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Металлургов, д. 9А. Кадастровый номер помещения: 35-35-12/011/2010-549. Балансовая стоимость – 182 599,66 руб., остаточная стоимость – 152 457,23 руб.

29 августа 2012 года был заключен договор купли продажи недвижимого имущества, сторонами договора являются – Череповецкое муниципальное предприятие «Спецавтотранс» с одной стороны, Можаров С.О. и Соколов С.А. – с другой. Указанное недвижимое имущество оценено сторонами в 7 050 000 (Семь миллионов пятьдесят тысяч) рублей.

Подобным образом комитет по управлению имуществом города согласовал продажу по цене не ниже рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, нежилого здания общей площадью 790,3 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Металлургов, д. 19Б. Кадастровый номер помещения: 35-35-12/004/2012-301. Балансовая стоимость – 1 425 421,09 руб., остаточная стоимость – 496 984,83 руб.

По результатам согласования так же был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества №КП-027/2013 от 07.02.2013 года. Стороны договора – Череповецкое муниципальное предприятие «Спецавтотранс» и ООО «Медицинский центр «Надежда плюс». Цена передаваемого в собственность объекта установлена в размере 15 000 000 (Пятнадцать миллионов) рублей.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Положения Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закона о приватизации) не распространяются на отчуждение государственными унитарными предприятиями (далее – ГУП) и муниципальными унитарными предприятиями (далее – МУП), закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Однако, отсутствие законодательно закрепленного механизма заключения подобных договоров не отменяет положения иных нормативно-правовых актов, в частности, требования Федерального закона «О защите конкуренции».

Продажа федерального имущества, закрепленного за федеральными ГУПами, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 №333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального недвижимого унитарного предприятия». В порядке, установленным Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, отчуждение государственного  или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной  или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

В сущности, дача собственником имущества – комитетом по управлению имуществом города Череповца согласия на отчуждение муниципальным предприятием  муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, приватизация государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к ресурсу для хозяйствующих субъектов – торгов (конкурсов, аукционов).

В распоряжениях комитета по управлению имуществом города Череповца №1192р от 27.08.2012 года и №1473р от 22.10.2012 года форма продажи муниципального имущества не указана, иными словами, собственник имущества дал согласие на реализацию объектов муниципальной собственности, но способ отчуждения был выбран унитарным предприятием самостоятельно. Резюмируя сказанное, комитет не преследовал целевым образом продажу имущества без проведения публичной процедуры. Данный факт был подтвержден представителем комитета на заседании Комиссии.

Таким образом, действия Череповецкого муниципального предприятия по реализации муниципального имущества без проведения торгов привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело в отношении комитета по управлению имуществом города Череповца прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Признать Череповецкое муниципальное предприятие «Спецавтотранс» нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Выдать Череповецкому муниципальному предприятию «Спецавтотранс»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе принять меры по расторжению договоров купли-продажи недвижимого имущества от 29.08.2012 года и 07.02.2013 года.

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                            А.И. Сазонов

 

 

Члены комиссии:                                                                                          Т.Б. Тихомирова

                                                                                                    А.С. Кораблев

                                                                                                   Л.В. Нестерова

                                                                            отсутствует             Д.С. Анпилов

                                                                                                             Е.С. Шишкин

stdClass Object ( [vid] => 7816 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ № 37-15/13 по делу в отношении ЧМП «Спецавтотранс» и Комитета по управлению имуществом города Череповца [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7816 [type] => solution [language] => ru [created] => 1382005027 [changed] => 1382005500 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1382005500 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
 
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, телефон: (8172)72-99-70, факс: (8172)72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru, http://vologda.fas.gov.ru

 

                         ЧМП «Спецавтотранс»

                                            Кирилловское шоссе, д.50, г. Череповец,

Вологодская обл., 162604

 

Комитет по управлению

имуществом города Череповца

Советский пр., 67А, г. Череповец,

Вологодская обл., 162622

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 37-15/13

 

                                                                                                                                г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» октября 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «15» октября 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сазонов Александр Иринеевич – руководитель Управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Кораблев Алексей Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Нестерова Людмила Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии.

рассмотрев дело № 37-15/13 по признакам нарушения Череповецким муниципальным предприятием «Спецавтотранс», расположенным по адресу: Кирилловское шоссе, д.50, г. Череповец, Вологодская обл., 162604, и комитетом по управлению имуществом города Череповца, расположенным по адресу: Советский пр., 67А, г. Череповец, Вологодская обл., 162622, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области 6 августа 2013 года поступило письмо Федеральной антимонопольной службы России №АГ/30312/13 от 05.08.2013 «Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления» (далее – Письмо).

Учитывая изложенное в Письме, Управление обеспечило контроль за соблюдением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии собственником решения о продаже муниципального недвижимого имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Вкупе была проведена проверка органов местного самоуправления на предмет согласования продажи имущества МУПов без проведения торгов.

В рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлено, что распоряжением комитета по управлению имуществом города Череповца от 27.08.2012 №1192р «О продаже имущества», в соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Череповца, утвержденным решением Череповецкой городской Думы от 25.04.2006 №83, постановлением мэрии города Череповца от 12.05.2011 № 1930 «О разграничении полномочий собственника имущества унитарного предприятия», Череповецкому муниципальному предприятию «Спецавтотранс» разрешена продажа по цене не ниже рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, нежилого помещения общей площадью 250,8 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Металлургов, д. 9А. Кадастровый номер помещения: 35-35-12/011/2010-549. Балансовая стоимость – 182 599,66 руб., остаточная стоимость – 152 457,23 руб.

29 августа 2012 года был заключен договор купли продажи недвижимого имущества, сторонами договора являются – Череповецкое муниципальное предприятие «Спецавтотранс» с одной стороны, Можаров С.О. и Соколов С.А. – с другой. Указанное недвижимое имущество оценено сторонами в 7 050 000 (Семь миллионов пятьдесят тысяч) рублей.

Подобным образом комитет по управлению имуществом города согласовал продажу по цене не ниже рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, нежилого здания общей площадью 790,3 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Металлургов, д. 19Б. Кадастровый номер помещения: 35-35-12/004/2012-301. Балансовая стоимость – 1 425 421,09 руб., остаточная стоимость – 496 984,83 руб.

По результатам согласования так же был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества №КП-027/2013 от 07.02.2013 года. Стороны договора – Череповецкое муниципальное предприятие «Спецавтотранс» и ООО «Медицинский центр «Надежда плюс». Цена передаваемого в собственность объекта установлена в размере 15 000 000 (Пятнадцать миллионов) рублей.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Положения Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закона о приватизации) не распространяются на отчуждение государственными унитарными предприятиями (далее – ГУП) и муниципальными унитарными предприятиями (далее – МУП), закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Однако, отсутствие законодательно закрепленного механизма заключения подобных договоров не отменяет положения иных нормативно-правовых актов, в частности, требования Федерального закона «О защите конкуренции».

Продажа федерального имущества, закрепленного за федеральными ГУПами, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 №333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального недвижимого унитарного предприятия». В порядке, установленным Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, отчуждение государственного  или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной  или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

В сущности, дача собственником имущества – комитетом по управлению имуществом города Череповца согласия на отчуждение муниципальным предприятием  муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, приватизация государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к ресурсу для хозяйствующих субъектов – торгов (конкурсов, аукционов).

В распоряжениях комитета по управлению имуществом города Череповца №1192р от 27.08.2012 года и №1473р от 22.10.2012 года форма продажи муниципального имущества не указана, иными словами, собственник имущества дал согласие на реализацию объектов муниципальной собственности, но способ отчуждения был выбран унитарным предприятием самостоятельно. Резюмируя сказанное, комитет не преследовал целевым образом продажу имущества без проведения публичной процедуры. Данный факт был подтвержден представителем комитета на заседании Комиссии.

Таким образом, действия Череповецкого муниципального предприятия по реализации муниципального имущества без проведения торгов привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело в отношении комитета по управлению имуществом города Череповца прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Признать Череповецкое муниципальное предприятие «Спецавтотранс» нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Выдать Череповецкому муниципальному предприятию «Спецавтотранс»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе принять меры по расторжению договоров купли-продажи недвижимого имущества от 29.08.2012 года и 07.02.2013 года.

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                            А.И. Сазонов

 

 

Члены комиссии:                                                                                          Т.Б. Тихомирова

                                                                                                    А.С. Кораблев

                                                                                                   Л.В. Нестерова

                                                                            отсутствует             Д.С. Анпилов

                                                                                                             Е.С. Шишкин

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>
 
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Вологодской области

 

160035, г. Вологда, ул. Пушкинская, 25, телефон: (8172)72-99-70, факс: (8172)72-46-64

e-mail: to35@fas.gov.ru, http://vologda.fas.gov.ru

 

                         ЧМП «Спецавтотранс»

                                            Кирилловское шоссе, д.50, г. Череповец,

Вологодская обл., 162604

 

Комитет по управлению

имуществом города Череповца

Советский пр., 67А, г. Череповец,

Вологодская обл., 162622

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 37-15/13

 

                                                                                                                                г. Вологда

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» октября 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено «15» октября 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее – Комиссия, Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Сазонов Александр Иринеевич – руководитель Управления, председатель Комиссии;

Тихомирова Татьяна Борисовна – начальник отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Кораблев Алексей Сергеевич – старший государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Нестерова Людмила Владимировна – государственный инспектор отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Анпилов Денис Сергеевич – специалист-эксперт отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии;

Шишкин Егор Станиславович – специалист 2 разряда отдела контроля органов государственной власти, член Комиссии.

рассмотрев дело № 37-15/13 по признакам нарушения Череповецким муниципальным предприятием «Спецавтотранс», расположенным по адресу: Кирилловское шоссе, д.50, г. Череповец, Вологодская обл., 162604, и комитетом по управлению имуществом города Череповца, расположенным по адресу: Советский пр., 67А, г. Череповец, Вологодская обл., 162622, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области 6 августа 2013 года поступило письмо Федеральной антимонопольной службы России №АГ/30312/13 от 05.08.2013 «Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления» (далее – Письмо).

Учитывая изложенное в Письме, Управление обеспечило контроль за соблюдением статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии собственником решения о продаже муниципального недвижимого имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Вкупе была проведена проверка органов местного самоуправления на предмет согласования продажи имущества МУПов без проведения торгов.

В рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства установлено, что распоряжением комитета по управлению имуществом города Череповца от 27.08.2012 №1192р «О продаже имущества», в соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Череповца, утвержденным решением Череповецкой городской Думы от 25.04.2006 №83, постановлением мэрии города Череповца от 12.05.2011 № 1930 «О разграничении полномочий собственника имущества унитарного предприятия», Череповецкому муниципальному предприятию «Спецавтотранс» разрешена продажа по цене не ниже рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, нежилого помещения общей площадью 250,8 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Металлургов, д. 9А. Кадастровый номер помещения: 35-35-12/011/2010-549. Балансовая стоимость – 182 599,66 руб., остаточная стоимость – 152 457,23 руб.

29 августа 2012 года был заключен договор купли продажи недвижимого имущества, сторонами договора являются – Череповецкое муниципальное предприятие «Спецавтотранс» с одной стороны, Можаров С.О. и Соколов С.А. – с другой. Указанное недвижимое имущество оценено сторонами в 7 050 000 (Семь миллионов пятьдесят тысяч) рублей.

Подобным образом комитет по управлению имуществом города согласовал продажу по цене не ниже рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, нежилого здания общей площадью 790,3 кв.м, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Металлургов, д. 19Б. Кадастровый номер помещения: 35-35-12/004/2012-301. Балансовая стоимость – 1 425 421,09 руб., остаточная стоимость – 496 984,83 руб.

По результатам согласования так же был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества №КП-027/2013 от 07.02.2013 года. Стороны договора – Череповецкое муниципальное предприятие «Спецавтотранс» и ООО «Медицинский центр «Надежда плюс». Цена передаваемого в собственность объекта установлена в размере 15 000 000 (Пятнадцать миллионов) рублей.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Положения Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закона о приватизации) не распространяются на отчуждение государственными унитарными предприятиями (далее – ГУП) и муниципальными унитарными предприятиями (далее – МУП), закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Однако, отсутствие законодательно закрепленного механизма заключения подобных договоров не отменяет положения иных нормативно-правовых актов, в частности, требования Федерального закона «О защите конкуренции».

Продажа федерального имущества, закрепленного за федеральными ГУПами, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 №333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального недвижимого унитарного предприятия». В порядке, установленным Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, отчуждение государственного  или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной  или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

В сущности, дача собственником имущества – комитетом по управлению имуществом города Череповца согласия на отчуждение муниципальным предприятием  муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, приватизация государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к ресурсу для хозяйствующих субъектов – торгов (конкурсов, аукционов).

В распоряжениях комитета по управлению имуществом города Череповца №1192р от 27.08.2012 года и №1473р от 22.10.2012 года форма продажи муниципального имущества не указана, иными словами, собственник имущества дал согласие на реализацию объектов муниципальной собственности, но способ отчуждения был выбран унитарным предприятием самостоятельно. Резюмируя сказанное, комитет не преследовал целевым образом продажу имущества без проведения публичной процедуры. Данный факт был подтвержден представителем комитета на заседании Комиссии.

Таким образом, действия Череповецкого муниципального предприятия по реализации муниципального имущества без проведения торгов привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Дело в отношении комитета по управлению имуществом города Череповца прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

2. Признать Череповецкое муниципальное предприятие «Спецавтотранс» нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

3. Выдать Череповецкому муниципальному предприятию «Спецавтотранс»  предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе принять меры по расторжению договоров купли-продажи недвижимого имущества от 29.08.2012 года и 07.02.2013 года.

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                            А.И. Сазонов

 

 

Члены комиссии:                                                                                          Т.Б. Тихомирова

                                                                                                    А.С. Кораблев

                                                                                                   Л.В. Нестерова

                                                                            отсутствует             Д.С. Анпилов

                                                                                                             Е.С. Шишкин

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ № 37-15/13 [format] => [safe_value] => РЕШЕНИЕ № 37-15/13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-15 10:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-10 10:15:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1382005027 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Вологодское УФАС России )