• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обзор обращений граждан

Ответы на наиболее часто задаваемые, важные и интересные вопросы, которые были поставлены гражданами при обращении в ФАС России в первом квартале 2013 года

Ответы на наиболее часто задаваемые, важные и интересные вопросы, которые были поставлены гражданами при обращении в ФАС России в перовм квартале 2013 года

Ответ: Ответы на наиболее часто задаваемые, важные и интересные вопросы, которые были поставлены гражданами при обращении в ФАС России в перовм квартале 2013 года


1)Первая группа вопросов: "О порядке подачи заявлений о нарушении антимонопольного законодательства."
Одной из основных функций ФАС России согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлены, в том числе, следующие запреты:
- запрет на злоупотребление доминирующим положением (статья 10);
- запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия (статьи 11, 11.1 и 16);
- запрет на недобросовестную конкуренцию (статья 14);
- запрет на ограничивающие конкуренцию акты и (или) действия (бездействие) органов государственной власти Российской Федерации (статья 15).
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции может являться заявление физического лица, указывающее на наличие признаков такого нарушения.
Часть 1 статьи 44 предусматривает, что заявление о нарушении антимонопольного законодательства подается антимонопольный орган в письменной форме и должно содержать следующие сведения:
1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица);
2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
3) описание нарушения антимонопольного законодательства;
4) существо требований, с которыми заявитель обращается;
5) перечень прилагаемых документов.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства, которые, исходя из пункта 3.9 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью физического лица (уполномоченного лица), подавшего заявление. В случае невозможности предоставления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которых документы могут быть получены.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 44 Закона о защите конкуренции в случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 названой статьи, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.
В случае если заявитель считает, что в действиях каких-либо лиц содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, он может повторно подать соответствующее заявление в ФАС России или его территориальный орган в зависимости от места совершения предполагаемого нарушения или нахождения лица, в отношении которого подается заявление, с учетом требований частей 1 и 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции.
Перечень территориальных органов Федеральной антимонопольной службы размещен на официальном сайте ФАС России в информационно-телекомуникационной сети «Интернет» (www.fas.gov.ru) в разделе «Территориальные органы».

2)Вторая группа вопросов: "Об обязанности информирования обменными пунктами потенциальных клиентов об обменном курсе и комиссиях при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты."
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» купля-продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
При этом, исходя из положений статьи 13 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банковской деятельности), операции по купле-продаже иностранной валюты, которые являются банковскими операциями в понимании данного закона, производятся только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. 
При этом действия кредитных организаций, выразившиеся в несвоевременном предоставлении потенциальным клиентам информации об обменном курсе, а также о наличии и размере комиссионного вознаграждения за выполнение операций по купле-продаже иностранной валюты или предоставлении недостоверной информации об указанных свойствах услуги по обмену валюты, могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Данная часть статьи 14 Закона о защите конкуренции запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
В то же время необходимо принимать во внимание, что отсутствие информации о кредитной организации, которой принадлежит соответствующий обменный пункт, на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru, раздел «Информация по кредитным организациям») может свидетельствовать об осуществлении этим обменным пунктом незаконной предпринимательской деятельности.
За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации для физических лиц предусмотрена уголовная ответственность.
Статья 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает административную ответственность за совершение таких действий юридическими и физическими лицами.
Производство по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.1 КоАП, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции).
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам, а также по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов внутренних дел.
Принятие мер в отношении лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность, согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, не относится к полномочиям ФАС России.
В связи с этим, заявления, указывающие на признаки осуществления незаконной предпринимательской деятельности обменными пунктами, должны подаваться в МВД России.

3)Третья группа вопросов: "Об информировании клиентов о размере процентных ставок и полной стоимости кредитов."

Статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. 
Проценты, начисляемые на полученную денежную сумму, представляют собой плату за пользование заемными денежными средствами и являются годовой процентной ставкой по кредиту.
Помимо расходов на оплату годовой процентной ставки, в большинстве случаев существуют и другие затраты, возникающие в связи с получением и использованием кредита, которые составляют его полную стоимость, также выраженную в процентах годовых.
Информацию о полной стоимости кредита согласно статье 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана предоставить заемщику - физическому лицу до заключения кредитного договора с заемщиком - физическим лицом. Полная стоимость кредита должна быть также указана непосредственно в кредитном договоре.
Действия кредитных организаций, выразившиеся в несвоевременном предоставлении или предоставлении недостоверной информации о размере процентных ставок по кредиту, а также о его полной стоимости, могут содержать признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Данная часть статьи 14 Закона о защите конкуренции запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе, введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Одновременно необходимо отметить, что пункт 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляет обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. 
Функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (место нахождения: Российская Федерация, 127994, г. Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5 и 7, тел. (499) 973-26-90, руководитель – Онищенко Геннадий Григорьевич).
В случае, если заявитель считает, что кредитная организация своими действиями нарушает его права как потребителя, он может обратиться в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением и приложить к такому заявлению копии всех необходимых для его рассмотрения документов.

4) Четвертая группа вопросов: "О правомерности отказа банка в принятии полиса страхования залогового имущества страховой компании, не аккредитованной в данном банке."

В рамках взаимодействия кредитных и страховых организаций в сфере страхования рисков заемщиков могут заключаться соглашения о сотрудничестве, отдельные условия которых могут приводить к нарушениям статьи 11 Закона о защите конкуренции. 
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции подобные соглашения могут быть признаны допустимыми, если такими соглашениями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений, а также если их результатом является или может являться:
1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;
2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашений.
Согласно части 2 статьи 13 Закона о защите конкуренции Правительство Российской Федерации по предложению федерального антимонопольного органа вправе определить случаи допустимости соглашений, соответствующих условиям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи (общие исключения).
Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 386 (далее - Общие исключения).
Согласно Общим исключениям кредитная организация обязана принимать страховой полис (договор страхования) любой страховой организации, выбранной заемщиком, при условии, что страховая организация соответствует требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги. 
Требования к страховым организациям разрабатываются кредитными организациями в соответствии с условиями, установленными пунктом 2 Общих исключений, согласно которым кредитная организация определяет исчерпывающий перечень требований к страховым организациям и их страховым продуктам, при соблюдении которых обязуется принять полис страховщика, устанавливает понятную и прозрачную процедуру проверки страховой организации на соответствие этим требованиям, а до заемщиков доводит информацию о том, что они могут застраховать свои риски в иных страховых компаниях, если они будут удовлетворять требованиям кредитной организации.
Таким образом, кредитные организации вправе устанавливать исчерпывающий перечень требований к страховым организациям для оценки их финансовой устойчивости и платежеспособности, к условиям предоставления страховой услуги, а также проверять страховщиков на соответствие установленным требованиям. При этом согласно Общим исключениям, банк не обязан принимать полис страховой компании до (без) проведения проверки.
Если основанием для отказа банка в принятии страхового полиса послужило отсутствие этой страховой компании в перечне страховых компаний, аккредитованных банком и участвующих в страховании имущества, являющего предметом залога, то заявитель вправе обратиться в банк для получения разъяснений о процедуре и возможности прохождения выбранной заявителем страховой компании проверки на соответствие требованиям банка к страховым организациям и включения в дальнейшем в список аккредитованных компаний.
Также Федеральная антимонопольная служба считает необходимым отметить, что споры, возникающие между сторонами в связи с исполнением обязательств по заключенным договорам, разрешаются в соответствии с положениями этих договоров и законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.

5) Пятая группа вопросов: "О правомерности взимания кредитными организациями комиссионного вознаграждения при приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги, приеме денежных средств в счет оплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения" (далее - ПДД).

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банковской деятельности) под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные этим законом.
Перечень банковских операций установлен статьей 5 Закона о банковской деятельности и включает себя операции по:
- переводу денежных средств по поручению физических по их банковским счетам;
- переводу денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов);
- кассовому обслуживанию физических лиц.
Из содержания статьи 29 Закона о банковской деятельности следует, что если иное не установлено федеральным законом, комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитными организациями по соглашению с клиентами, то есть исходя из складывающейся на соответствующем товарном рынке конъюнктуры.
Норм, содержащих запрет на взимание или ограничения в отношении возможности установления кредитными организациями того или иного размера комиссионного вознаграждения за осуществление по поручению физических лиц банковских операций по перечислению денежных средств со счета или без открытия счета для оплаты жилищно-коммунальных услуг либо оплаты штрафов за нарушение ПДД, федеральные законы не содержат.
Следовательно, кредитные организации, осуществляя данные операции тем или иным способом по поручению физического лица, вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций. 
При этом, учитывая, что соответствующие запреты в федеральных законах также отсутствуют, физические лица, в том числе, исходя из экономических соображений, для оплаты жилищно-коммунальных услуг/ штрафов за нарушение ПДД вправе выбрать любой способ осуществления таких платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств.
В то же время необходимо принимать во внимание, что кредитные организации и иные лица, участвующие в приеме платежей в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг/штрафов за нарушение ПДД, при осуществлении такой деятельности обязаны соблюдать антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Законом о защите конкуренции для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов, в том числе запрет на злоупотребление доминирующим положение на товарном рынке (статья 10).
В частности, в соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 данной статьи Закона о защите конкуренции злоупотребление кредитными организациями доминирующим положением на товарном рынке может выражаться в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, а также установлении необоснованно высоких или необоснованно низких цен на банковские услуги. 
В то же время для квалификации тех или иных действий кредитной организации в качестве нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции определению подлежат продуктовые и географические границы товарного рынка, на котором усматриваются признаки указанного нарушения, положение на этом рынке кредитной организации, а также общие условия обращения на товарном рынке банковской услуги (услуг), в связи с оказанием которой в действиях кредитной организации усматриваются признаки соответствующего нарушения (например, уровень цен, установленных на схожие услуги кредитными и иными организациями-конкурентами).
При этом также необходимо отметить, что определение границ товарного рынка в целях установления доминирующего положения кредитной организации и признаков злоупотребления таким положением осуществляется преимущественно в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе связанных с местом совершения предполагаемого нарушения.
В случае, если заявитель считает, что в действиях каких-либо лиц содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, он может подать соответствующее заявление в ФАС России или его территориальный орган в зависимости от места совершения предполагаемого нарушения или нахождения лица, в отношении которого подается заявление, с учетом требований частей 1 и 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

6) Шестая группа вопросов: "О правомерности взимания комиссионного вознаграждения при приеме денежных средств при оплате различных государственных пошлин."

Согласно статье 1 Закона о банковской деятельности под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные этим законом.
Перечень банковских операций установлен статьей 5 Закона о банковской деятельности и включает себя операции по:
- переводу денежных средств по поручению физических по их банковским счетам;
- переводу денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов);
- кассовому обслуживанию физических лиц.
Комиссионное вознаграждение по операциям согласно статье 29 Закона о банковской деятельности устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом. 
К таким исключениям, в частности, можно отнести порядок перечисления денежных средств в оплату государственных пошлин и штрафов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 60 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) банками не взимается плата за обслуживание по операциям, связанным с исполнением поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 60 Налогового кодекса правила, установленные данной статьей, распространяются также на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, включая государственные пошлины, пеней и штрафов.
К числу таких штрафов и государственных пошлин относятся, в частности, штрафы, указанные в главе 16 Налогового кодекса, и государственные пошлины, указанные в главе 25.3 Налогового кодекса.
Исполнение обязанности по уплате гражданами единовременных сборов за выдачу разрешений на оружие регулируется статьей 23 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.1998 № 574 «О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии», а также за продление срока их действия» (далее – Постановление № 574).
Законом об оружии и Постановлением № 574 не предусмотрена обязанность кредитных организаций исполнять поручения граждан по перечислению денежных средств за оплату разрешений на оружие без взимания комиссионного вознаграждения.
Соответственно, кредитная организация, перечисляя по поручению физического лица денежные средства со счета или без открытия счета, в том числе перечисляя денежные средства в счет оплаты сбора за выдачу разрешений на оружие вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этой операции.
В то же время необходимо принимать во внимание, что кредитные организации и иные лица, участвующие в приеме платежей в счет оплаты сбора за выдачу разрешений на оружие, при осуществлении такой деятельности обязаны соблюдать антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в целях обеспечения которой Законом о защите конкуренции для хозяйствующих субъектов установлен ряд запретов, в том числе запрет на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (статья 10).
В частности, в соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 данной статьи Закона о защите конкуренции злоупотребление кредитными организациями доминирующим положением на товарном рынке может выражаться в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, а также установлении необоснованно высоких или необоснованно низких цен на банковские услуги. 
В то же время для квалификации тех или иных действий кредитной организации в качестве нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции определению подлежат продуктовые и географические границы товарного рынка, на котором усматриваются признаки указанного нарушения, положение на этом рынке кредитной организации, а также общие условия обращения на товарном рынке банковской услуги (услуг), в связи с оказанием которой в действиях кредитной организации усматриваются признаки соответствующего нарушения (например, уровень цен, установленных на схожие услуги кредитными и иными организациями-конкурентами).
При этом также необходимо отметить, что определение границ товарного рынка в целях установления доминирующего положения кредитной организации и признаков злоупотребления таким положением осуществляется преимущественно в зависимости от конкретных обстоятельств, в том числе связанных с местом совершения предполагаемого нарушения.
В случае, если заявитель считает, что в действиях каких-либо лиц содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, он может подать соответствующее заявление в ФАС России или его территориальный орган в зависимости от места совершения предполагаемого нарушения или нахождения лица, в отношении которого подается заявление, с учетом требований частей 1 и 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

7) Седьмая группа вопросов: "О порядке приема платежей за услуги Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)."

Вопрос организации приема платы за услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) и (или) содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), в электронном виде через Портал услуг Росреестра (www.rosreestr.ru ) (далее - Портал) рассматривался ФАС России на предмет соответствия части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП, а также внесенных в ГКН, взимается плата.
Как следует из пояснений Росреестра, в настоящее время существует несколько способов получения сведений, внесенных в ГКН и содержащихся в ЕГРП, в том числе в электронном виде через Портал.
Заполнив на Портале заявление о представлении сведений, внесенных в ГКН и содержащихся в ЕГРП, физическое лицо может оплатить услуги по представлению таких сведений в организациях, с которыми у Росреестра заключено соглашение о приеме платежей.
Согласно представленной информации в целях заключения указанных соглашений на Портале в разделе «Иная деятельность» размещена Публичная оферта «О взаимодействии при предоставлении информации о платежах физических лиц за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Публичная оферта). Кроме того, данная Публичная оферта размещается в помещениях, в которых осуществляется прием заявителей при личном обращении.
Как следует из содержания Публичной оферты и пояснений Росреестра, процедура присоединения к Публичной оферте носит уведомительный характер со стороны организаций, изъявивших желание осуществлять прием платежей физических лиц, и не предусматривает оснований для отказа в таком присоединении со стороны Росреестра. 
Таким образом, число хозяйствующих субъектов, которые могут осуществлять прием платежей за предоставление сведений, внесенных в ГКН и содержащихся в ЕГРП, через Портал, зависит исключительно от желания данных субъектов оказывать такие услуги.
В первом квартале 2013 года у Росреестра действовали соглашения о приеме платежей со следующими хозяйствующими субъектами: КИВИ Банк (ЗАО); ОАО «Крайинвесбанк»; ОАО «УРАЛСИБ»; ООО «Томская платежная система»; ОАО «УБРиР»; Банк «Возрождение» (ОАО); ИАБ «Диг-Банк» (ОАО); ОАО «Банк «Санкт-Петербург».
Вместе с тем, фактически деятельность по приему платежей физических лиц за предоставление сведений, внесенных в ГКН и содержащихся в ЕГРП, через Портал в настоящее время осуществляется только КИВИ Банк (ЗАО).
Проведенный ФАС России опрос показал, что иные хозяйствующие субъекты, присоединившиеся к Публичной оферте, не осуществляли деятельность по приему через Портал платежей физических лиц за услуги по предоставлению сведений, внесенных в ГКН и содержащихся в ЕГРП, исключительно на основании принятого ими решения и в силу иных обстоятельств, не связанных с действиями Росреестра.
Сведения о препятствовании со стороны Росреестра или предоставлении Росреестром преимуществ для осуществления такой деятельности отдельным лицам указанными хозяйствующими субъектами не представлены.
Следует также отметить, что получение сведений, внесенных в ГКН и содержащихся в ЕГРП, также возможно иными способами, а именно в виде бумажного документа при личном обращении в Росреестр или путем отправки его по почте.
В этом случае оплата услуг Росреестра за представление сведений, внесенных в ГКН и содержащихся в ЕГРП, может быть произведена по банковским реквизитам, размещенным на официальном сайте Росреестра в сети «Интернет», в любой организации, имеющей право на осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам, переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, почтовых переводов.
При таких обстоятельствах в действиях Россреестра признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции ФАС России не установлены.

8)Восьмая группа вопросов: "О невозможности получения социальных выплат в любой выбранной гражданином кредитной и иной организации."

Невозможность получения социальных пособий с использованием услуг любой выбранной гражданином кредитной и иной организации может быть обусловлена наличием соответствующих норм в законодательстве Российской Федерации либо действиями уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами.
В случае если невозможность получения социальных пособий с использованием услуг любой выбранной гражданином кредитной и иной организации не обусловлена наличием соответствующих норм в законодательстве, гражданину целесообразно обратиться в ФАС России или территориальное управление ФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в отношении лиц, установивших подобное ограничение.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий, в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
При подаче заявления гражданину в обязательном порядке необходимо указать конкретный вид социального пособия, порядок получения которого может не соответствовать нормам статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или государственный внебюджетный фонд, в отношении которого подается заявлении, а также учитывать иные требования статьи 44 Закона о защите конкуренции относительно порядка подачи заявлений.