Розничная надбавка на бензин может быть ограничена.

Розничная надбавка на бензин может быть ограничена

Министерство энергетики нашло очередной способ борьбы с постоянным повышением цен на топливо в стране. Ведомство разработало формулу для расчета стоимости горючего для АЗС.

Правительство намерено ограничить предельную надбавку на бензин. Рост стоимости топлива будет рассчитываться по определенной формуле. Если предложение будет принято, то надбавка, которую смогут устанавливать независимые АЗС, в этом году составит 4,5 тысячи рублей за тонну продаваемого горючего.
Таким образом, наценка на литр 92-го не может составить больше чем 3,5 рубля, для ДТ - 3,6 целковых. Примерно в таком же пределе должна быть установлена наценка и на топливо Аи-95. Ежегодно наценка будет индексироваться в зависимости от уровня инфляции в стране. В Минэнерго полагают, что формула должна быть включена в договоры между нефтебазами и операторами. 
- Наценка на АЗС, подконтрольных вертикально-интегрированным нефтяным компаниям, сейчас вряд ли превышает 3,5 рубля за каждый литр, - уверен предприниматель, занимающийся мелкооптовой торговлей бензином в области Илья Горохов. - Мне кажется, что эту формулу согласовывали с представителями наиболее крупных нефтяных компаний. Направлена эта мера против завышающих цены независимых операторов и мелкооптового звена. 
Представители нефтяных ВИНКов заявляют, что в разработке законопроекта участия не принимали, но, несмотря на этот факт, считают его принятие очень полезным для отрасли.
По данным ИА «Кортес», розничная надбавка на не­офеллированых с ВИНКами автозаправках в среднем колеблется от 4,5 до 6 рублей, что в новую формулу никак не вписывается.
Независимые операторы по всей России кивают на крупных поставщиков топлива, утверждая, что они далеко не всегда продают им топливо на тех же условиях, что и своим АЗС-операторам.
Между тем, по словам руководителя УФАС по Вологодской области Александра Сазонова, встречи антимонопольщиков с представителями независимых операторов не выявили подобных случаев притеснения «малышей».
- Тут, скорее всего, правду не найти, - уверен череповецкий экономист Дмитрий Ребров. - Наша компания занимается в том числе инвестициями в ТЭК, поэтому мы ведем свой независимый мониторинг рынка. Знаю, что мелким компаниям просто невыгодно ссориться с ВИНКами и раскрывать все карты. Расходы на содержание АЗС у «малышей» могут быть выше, чем у сетевиков. Кроме того, для небольших компаний наценка - единственный вариант дохода, вот они иногда и завышают цены. 
Минэнерго предлагает вводить штрафные санкции для операторов АЗС, надбавка у которых окажется выше определенной по формуле. 
Между тем эксперты опасаются, что инициатива Мин­энерго еще сильнее снизит конкуренцию на топливном рынке страны, так как практически не затронет нефтяных гигантов.
- Любые попытки ручного регулирования приведут к дефициту топлива, - считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - Не стоило бы сейчас трогать розницу, так как это единственный конкурентный сектор в нашей отрасли. Практически никакой конкуренции ни в добыче, ни в переработке нефти у нас нет.
Исправить положение могло бы принятие вдобавок к формуле от Министерства энергетики еще и закона 
«О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ». Этот законопроект еще осенью в Правительство внесла ФАС. В нем прописывается альтернативная формула расчета цены на нефтепродукты. В соответствии с предложениями ФАС стоимость нефтепродуктов должна быть привязана к их цене на мировом рынке за вычетом экспортной пошлины и транспортных расходов, но с учетом налогов.
- Давно говорю, что это здравая идея, - соглашается Дмитрий Ребров. - Подобный шаг структурировал рынок, привязав цены на АЗС к стоимости нефти на мировых рынках. Это было бы экономически мотивировано.
Однако, когда закон антимонопольщиков будет наконец-то согласован в Правительстве, не ясно.
Пока же математические выкладки Минэнерго направлены для ознакомления и коррекции в Министерство экономики и в Федеральную антимонопольную службу. Источники в федеральных органах власти заявляют, что согласовать все аспекты проекта и вынести его на обсуждение Государственной Думы планируется уже этой весной. 

Артем ПОМЯЛОВ