Антимонопольный комитет рассмотрел рекламный "пипец".

С начала года Вологодское управление Федеральной антимонопольной службы возбудило 35 дел по нарушениям рекламного законодательства. В оценке рекламных роликов на «профпригодность» принял участие и журналист «Красного Севера».

Нарушители добрались до районов
Если в прошлом году количество нарушений Федерального закона «О рекламе» набралось 42, то за первое полугодие 2012-го возбуждено уже 35 дел.
- Нарушения рекламного законодательства можно выявлять бесконечно: сколько невод не забрасывай, столько раз он и вернется с золотыми рыбками, - улыбается глава Вологодского управления ведомства Александр Сазонов. - Какие-то нарушения находят наши специалисты, отсматривающие печатные и электронные СМИ, наружную рекламу, какие-то - нам присылают неравнодушные граждане. Бывает, что на  рекламодателей жалуются их конкуренты. Это элемент конкурентной борьбы.
В основном нарушают закон рекламщики Вологды и Череповца, но в последнее время стал «подтягиваться» и районный бизнес. Особенно встрепенулся, по словам специалистов, рекламный рынок в Тотьме и Соколе. Правда, от этого всплеска хороших рекламщиков, пиарщиков и дизайнеров в регионе не прибавилось: нарушений Закона «О рекламе» на Вологодчине по-прежнему хоть отбавляй. Не так давно одна из тотемских газет была наказана за ненадлежащую рекламу сразу на 500 тысяч рублей.
Растет и сумма штрафов. В прошлом году ФАС наложила штрафов на 862 тысячи, в этом - на 2,2 миллиона руб­лей. Какая-никакая, но все-таки прибавка к областному бюджету: дело в том, что если штрафы от нарушителей антимонопольного законодательства или правил госзакупок УФАС по Вологодской области направляет целиком в федеральную казну, то  от рекламных «доходов» 60% остается у нас в регионе.
Чаще всего нарушают законодательство компании, рекламирующие финансовые услуги, продающие лекарственные препараты и медицинское оборудование. Банки и страховщики зачастую не указывают в своих роликах и печатной продукции наименование организации, предоставляющей финансовые услуги населению; рекламирующие лекарство забывают упомянуть о возможных противопоказаниях. 
- Недавно пришло письмо от жительницы Череповца, - рассказывает Александр Сазонов. - Она написала нам о множестве нарушений. Где-то выдают беспроцентные кредиты, а название финансового учреждения нет. Где-то выдают займы до 20 тысяч на любые нужды, а  наименование также не указано.
Бывают у местных антимонопольщиков и поистине курьезные случаи. Один раз пришлось привлечь к ответу парикмахерский салон, который рекламировал свои услуги как «лечение волос». По-прежнему не ушли с рынка предприниматели, рискующие рекламировать свой товар как «лучший на Вологодчине», что также является нарушением норм действующего в стране законодательства.
Журналисты стали экспертами
Иногда экспертам приходится «проверять» рекламную продукцию на непристойность.
- Здесь мы говорим о несоответствии рекламы статье 5 ФЗ № 38, - поясняет ведущий специалист-эксперт Вологодского УФАС Артем Мухин. - Для примера: недавно обнаружили рекламу вологодского магазина одежды, которую крутили по одному из телеканалов. В ролике идущая к зрителю спиной девушка раздевается, будучи прикрытой лишь небольшим черным квадратом. Смутил нас и закадровый текст: «…цены - просто пипец».
Если к образу обнаженной девушки ФАС решил все-таки не придираться, так как он выполнен технически грамотно, то слову «пипец» досталось по первое число.
- Данное выражение хоть и встречается в некоторых фильмах и сериалах, но не может быть употребимо в рекламе, - уверен Артем Мухин. - Дело в том, что оно не попадает под нормы русского языка, которыми и руководствуется существующее законодательство о рекламе.
Собравшиеся на брифинге ведомства журналисты с мнением экспертного совета были полностью согласны. Как и в случае с макетом наружной рекламы, развешенной в вологодских автобусах. На макете в весьма непристойной позе была изображена девушка, а надпись гласила: «Доступная мебель». Разумеется, никакой мебели на макете не было и в помине.
Высказанные журналистами мнения подтвердили, что УФАС небезосновательно возбудила дела по обоим случаям. Заполненные представителями СМИ опросные листы также будут подшиты в дела. Теперь против мебельщиков возбудят административное дело. За фривольную рекламную кампанию они могут получить штраф в сумме от 100 до 500 тысяч рублей.
2,2 миллиона рублей - такую сумму штрафов предъявило Вологодское управление ФАС за нарушение рекламного законодательства.
Чаще всего нарушают законодательство компании, рекламирующие финансовые услуги, продающие лекарственные препараты и медицинское оборудование. Банки и страховщики зачастую не указывают в своих роликах и печатной продукции наименование организации, предоставляющей финансовые услуги населению; рекламирующие лекарство забывают упомянуть о возможных противопоказаниях. 

Артём ПОМЯЛОВ