Роста цен на бензин не избежать.

В марте в России может быть введен новый налоговый режим для предприятий нефтяной отрасли. «Красный Cевер» разбирался, помогут ли фискальные нововведения обуздать цены на бензин.

 

ФАС на них

 

Российские власти признали, что ситуация на топливном рынке критическая. Бензин дорожает на 0,3% каждую неделю. В среднем по России литр 80-го бензина поднялся в цене на 2,3%, 92-го и 95-го - чуть больше.

 

- Повышение цен на бензин связано с увеличением акцизов и пересмотром акцизной политики, - объясняет президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. - С 1 января сборы выросли на две тысячи рублей за тонну бензина. Это, разумеется, привело к росту налоговой нагрузки. Естественно, производитель закладывает издержки в цену продукта.

 

Однако факты - вещь упрямая. Некоторые компании просто прекратили выпуск дешевого топлива, а другие намереваются производить его только по госзаказу (к примеру, для нужд армии) или гнать на экспорт. Таким образом, по прогнозам, вскоре 80-й бензин сравняется по цене с 92-м. Создается искусственный дефицит топлива, что и приводит, в конечном итоге, к росту цен.

 

Антимонопольщики в подавляющем большинстве российских регионов проводят разбирательства в отношении продавцов топлива. Но даже в ФАС, похоже, не верят в действенность этих мер. Вот и наше вологодское Управление Федеральной антимонопольной службы расследует дело по высоким ценам «Лукойл-ВолгаНефтепродукт».

 

- Только одних документов на заседание комиссии привезено 700 листов, - признается пресс-секретарь УФАС во Вологодской области Ольга Прусакова. - Нам говорят, что не подведены еще итоги за четвертый квартал прошлого года, и ходатайствуют об отсрочке. Сами же вину свою не признают, утверждая, что не знают, как произошла такая ситуация с ценами на топливо.

 

«Красный Север» уже сообщал о том, что заседание комиссии теперь перенесено на 15 февраля. Так что ждать быстрого расследования в очередном «нефтяном» деле не стоит.

 

Да и если вина лукойловцев будет доказана, все равно ничего на рынке кардинально не поменяется. С этим полностью согласны эксперты ТЭК.

 

- В итоге штрафы нефтяники уплатят, только они будут, как обычно, раз в 10 меньше, чем начислено, - говорит Евгений Аркуша. - Можно сказать, дополнительная фискальная нагрузка, налог на сверхдоходы. Административное давление на нефтяные компании обречено на провал. Формула цены ни к чему не привела. Не приведет и биржевая торговля. Нужна реальная конкуренция.

 

Налоги вместо конкуренции

 

Чтобы появилась конкуренция, необходимо разделить добычу, переработку и продажу нефтепродуктов и раздать их в разные руки. Но пойти на этот шаг власти, похоже, пока не готовы. Зато изменение налоговых режимов - это реальная государственная прерогатива. В правительстве уже существует проект реформы. Он предполагает снижение экспортной пошлины на нефть и увеличение пошлины на экспорт нефтепродуктов.

 

Потери бюджета от снижения пошлины на нефть планируется компенсировать ростом объемов ее экспорта.

 

Сегодня компаниям выгоднее всего продавать нефтепродукты на внутреннем рынке, затем идет экспорт нефтепродуктов. Продавать «черное золото» за границу было невыгодно из-за пошлин. Рост мировых цен на нефть только ухудшает ситуацию. Правительство собирается новым налоговым режимом увеличить для нефтяников рентабельность нефтедобычи, что в конечном итоге должно привести к ее росту.

 

С другой стороны, по мнению экеспертов, все это может привести к падению нефтепереработки - примерно на 20-30 миллионов тонн в год. В России из более чем 500 миллионов тонн добываемой нефти перерабатывается примерно половина. Это может привести к очередному дефициту топлива на внутреннем рынке, так что все благие намерения вновь не сработают.

 

- Если сейчас начать сокращать нефтепереработку, то на внутреннем рынке возникнет угроза дефицита высокооктановых бензинов, что приведет к резкому росту цен на высокооктановые бензины, - полагает директор по развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков. - Явно просматривается ситуация, при которой России грозит нехватка светлых нефтепродуктов на внутреннем рынке.

 

О каком обуздании цен в этом случае можно говорить, не совсем понятно. Хотя, если честно, федеральные власти и не обещали, что новый налоговый режим приведет к снижению цен или хотя бы к уменьшению темпов их роста. Так что платить по 30-40 рублей за литр горючего, похоже, нам все-таки придется.


Артем ПОМЯЛОВ 

krassever.ru

/

Архив

/

№ 17 (26549) - 1 февраля 2011