• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Медвежья услуга.

РЖД заплатит штраф в 68 миллионов рублей за включение в стоимость билета постельного белья.

16 июня 2006 года распоряжением ОАО «РЖД» в тарифы на перевозку пассажиров стали включать постельное белье. Это касалось поездов дальнего следования, купейных вагонов и вагонов СВ.

«Я ехала к маме из Вологды в Сыктывкар на поезде «Москва — Воркута», — рассказала студентка вологодского вуза Наталья Богданович, — меня никто не спросил, нужно ли мне постельное белье, а просто продали мне билет с уже включенным в стоимость комплектом за 89 рублей. Хотя поезд из Вологды отправляется в 6 утра, едет целый день, и спать я не собиралась. Однако проводник деньги за белье мне вернуть отказалась. Она сказала, что это две совершенно разные организации, поэтому у них разные счета, и мои деньги, соответственно, перечислены на счет той, которая снабжает ОАО «РЖД» бельем».

Целый год длились тяжбы между Федеральной антимонопольной службой и «Российскими железными дорогами». Еще в августе 2009 года ФАС предупредила ОАО «РЖД» о недопустимости включения в тарифы на перевозку пассажиров платы за использование постельных принадлежностей. Однако ничего не изменилось: в билетных кассах по-прежнему продавали билеты вместе с постельным бельем.

«Если это фирменный поезд, то цена постельного белья в купе включается автоматически и составляет 130 рублей, — пояснили в справочном бюро вологодского вокзала, — если обычный, как, например, «Котлас — Москва», то стоимость постельного комплекта для купе составляет 89 рублей».

На минувшей неделе компания «РЖД» была признана виновной в нарушении закона о защите конкуренции и получила предписание выплатить штраф государству в размере 68,081 миллиона рублей. Эта сумма сложилась исходя из прибыли ОАО «РЖД» за 2008 год. Теоретически подобный иск можно вчинить «РЖД» и за 2007-й, и за 2009 год, то есть за все то время, пока действовал приказ 2006 года.

«Я считаю, что это правильно, — говорит заместитель руководителя управления ФАС по Вологодской области Вячеслав Хлевчук, — сначала мы бились за то, чтобы людям не навязывали страховку «карманные» страховые компании перевозчиков, и в итоге выиграли это дело, сейчас постельные принадлежности. Если бы в кассе меня спросили, нужно ли мне постельное белье, и предоставили свободу выбора — это одно, а вот включать услугу без моего ведома в билет — другое. А если я еду в поезде 4 часа в купе, зачем мне постельное белье? Не каждому человеку нужно спать в течение дня. Все должно быть по выбору покупателя, это он должен решить, нужно это ему за его деньги или нет».

В понедельник, 16 августа, стало известно, что железные дороги будут обжаловать штраф в Высшем Арбитражном суде. «Правомерность включения платы за белье в стоимость билета была ранее подтверждена четырьмя судами, — пояснили в пресс-службе ОАО «РЖД», — к тому же это соответствует санитарным правилам по организации пассажирских перевозок и правилам оказания услуг по перевозкам пассажиров, утвержденным постановлением правительства».

А в кассах вологодского железнодорожного вокзала по-прежнему продают билеты «с бельем», оставляя выбор лишь пассажирам плацкартных вагонов.

Юлия Лаврова

Газета "Премьер" №33 (672) 17 — 23 августа 2010 г.