Задержка в развитии.

С 1 августа каждая розничная торговая сеть может занимать на рынке не более 25% своей «ниши». Однако вологодские ритейлеры говорят, что новый закон вряд ли повлияет на их деятельность, потому что развиваться в Вологодской области и так уже некуда.

С 1 августа 2010 года розничным сетям, которые в муниципальных районах и городских округах занимают рыночную долю более 25 %, нельзя будет открывать новые магазины — в силу вступит соответствующее положение закона о торговле.

Кроме того, новый закон ограничит так называемые «официальные откаты» поставщика ритейлеру и позволит регулировать цены на 24 наименования социально значимых продукта.

 

Вспомним всех поименно

В Вологодской области сегодня работают порядка 10 крупных торговых ритейлерских сетей. По количеству магазинов на первом месте торговый комплекс «Золотой ключик», в холдинг которого входят два супермаркета «Золотой ключик», два магазина «Ключик» и порядка 30 мини-маркетов «Лучик», открытых в Вологде, Череповце и Шексне при партнерстве «Севергазбанка». Владелец холдинга — депутат городской Думы Тимур Меднов.

От «Ключиков» отстает сеть краснодарских дискаунтеров «Магнит» ЗАО «Тандер», контрольным пакетом которого владеет бывший представитель косметики Avon на Кубани, а ныне один из самых богатых людей России Сергей Галиций. На сегодняшний день в Вологде работает 10 «Магнитов», всего в регионе их 24.

Третье место занимают вологодские предприниматели Максим Роздухов и Алексей Сивков с торгово-розничной сетью «Макси». В состав компании входят 1 гипермаркет «Мармелад» площадью 42 тысячи квадратных метров, 10 супермаркетов «Макси» и 9 мини-маркетов «Мини» (5 в Вологде и 4 в Череповце).

18 продовольственных магазинов объединяет торговая марка «Гурман», принадлежащая вологодским предпринимателям Ларисе Малковой и Анатолию Кораблеву.

15 гастрономов в Вологде, которыми владеет ООО «Центр Капитал», работают под вывеской «Аллея», учредителем которой, в свою очередь, является известный вологодский предприниматель Юрий Челпанов.

И самая последняя новинка вологодского продовольственного рынка — 4 магазина под вывеской «Любимица» — торговой сети, учрежденной группой компаний «Алком». Генеральный директор —Александр Кузин.

В прошлом году рынок покинула петербургская компания X5 Retail Group — основатель сети магазинов «Пятерочка». По предварительной версии, вологодская компания ООО «Лесснабсервис», работающая с X5 Retail Group на условиях франчайзинга, не выжила в кризис.

Из-за кризиса до сих пор не открыт громко презентованный в 2007 году торгово-развлекательный комплекс «РИО» компании «Ташир» площадью в 45 тысяч квадратных метров, хотя здание ТРК на Окружном шоссе 13 практически достроено. А в строительство ТЦ «АШАН» площадью 47 тысяч квадратных метров в конце улицы Конева даже не заложен первый кирпич.

 

Планы на жизнь

Точными данными оборота всех действующих ритейлерских сетей владеет Росстат, который не уполномочен раскрывать коммерческую тайну. Однако работу ритейлеров контролирует Управление Федеральной антимонопольной службы по ВО и департамент продресурсов Правительства области.

«По нашим данным, ни одна из этих сетей не занимает более 10 % рынка, — считает заместитель руководителя ФАС Валентин Шепелин, — однако пока нет методики расчета доли достижения 25%, о которой говорится в законе. Фактически самые крупные сети примерно одинаково делят рынок и могут развиваться дальше, потому что до ограничений еще далеко».

«Мы намерены развиваться и дальше, — говорит директор ООО «Центр Капитал» (гастрономы «Аллея») Оксана Шорина, — думаю, что можно открыть еще не менее трех наших новых магазинов в перспективе».

Однако большинство ритейлеров не собираются расширять сферы влияния. «Компания «Макси» закончила строительство супермаркетов в Вологде и области, — сообщила руководитель отдела по связям с общественностью компании Татьяна Шепелина. — Мы развились достаточно, и новые цели — другие регионы. В ближайшее время «Макси» готовит открытие супермаркетов в Петрозаводске и Сыктывкаре».

«Мы пошли по пути развития уже работающих супермаркетов в Вологде, — рассказал коммерческий директор сети магазинов «Гурман» Юрий Сыров, — оборот увеличивается за счет расширения площади, увеличения ассортимента, открытия новых касс. В Вологде больше нет района, где было бы оправдано открытие нового магазина «Гурман», слишком велика плотность рынка».

«Магниты» продолжают осваивать районы области и буквально на днях откроют новый магазин в поселке Вохтога Грязовецкого района. «Мы ушли в районы Вологодской области, — рассказал региональный директор сети дискаунтеров «Магнит» Андрей Ермаков, — и намерены развиваться далее в этом направлении».

 

Взгляд со стороны

«Ограничения любой деятельности ведут к повышению цен, — считает вологодский юрист Андрей Смирнов, — в Вологодской области одни из самых высоких цен на продукты в России. Мясо, курица здесь стоят дороже на 30-40%, чем в Москве. Не дать развиваться торговым сетям — это значит заставлять их держать высокий уровень цен, чтобы зарабатывать».

«В новом ФЗ 381 о регулировании торговли есть перечень социально значимых продуктов, цены на которые с 1 августа может взять под контроль государство, — поясняет заместитель руководителя управления, начальник отдела торговли департамента продресурсов Ольга Емельянова, — в него входят говядина, свинина, кура, яйцо, ряд наименований овощей и фруктов. До сих пор государственному регулированию подвергалось лишь детское питание. Правда, я не думаю, что цены в магазинах после 1 августа как-то изменятся. Лишь в одном случае государство может вмешаться — если в течение месяца на социально значимый товар цена поднимется более чем на 30%».

 

№24 (663) 15 — 21 июня 2010 г.                            Юлия Лаврова