Большая зачистка.


 


 

В городе назрела «генеральная уборка» в сфере наружной рекламы. Занявшись жалобой отдельных бизнесменов на то, что им не дают работать на рынке наружной рекламы, областная антимонопольная служба выявила массу нарушений.

И хотя в городской администрации во многом не согласны с предъявленными претензиями, по нашим данным, договоренность о совместной работе между ведомствами уже достигнута. Уже определен срок для «наведения порядка» — первые результаты должны быть до 11 мая.

 

Вне конкурса

Как пояснил заместитель руководителя УФАС по Вологодской области Вячеслав Хлевчук, согласно федеральному закону «О рекламе», появление любой рекламной информации, размещаемой на всеобщем обозрении, должно быть согласовано не только с собственником рекламных площадей, но и с органами местного самоуправления. Даже если человек хочет украсить собственным рекламным плакатом собственный забор, он обязан получить разрешение у городских властей за плату в 1,5 тысячи рублей.

Кроме того, согласно изменениям в ФЗ «О рекламе», вступившим в силу с 1 августа 2008 года, места под стационарные рекламные носители — баннеры, растяжки и т.д. — должны распределяться между желающими заняться этим бизнесом предпринимателями на основании открытого конкурса. «Власти имели возможность подготовиться и начать вести эту деятельность, однако до сих пор ни одного конкурса в Вологде проведено не было, — поясняет Вячеслав Хлевчук. — Но это не значит, что в городе не размещается реклама, напротив, она размещается в больших количествах и с большими же нарушениями».

Как установили антимонопольные органы, большая часть рекламных площадей — баннеров, растяжек и т.д. — была передана в собственность частным фирмам еще в 90-е годы, однако еще осталось немало площадей, подходящих для размещения рекламной информации, — к примеру, фасады зданий, находящихся в муниципальной собственности, различные ограждения и другие объекты. Но конкурсов все равно нет. В городской администрации «Премьеру» пояснили, что заполняемость имеющихся на сегодняшний день рекламных площадей не превышает 40%, поэтому заключение новых договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не представляется целесообразным.

Чтобы проверить подозрения антимонопольной службы о том, что в свое время рекламные площади передавались нынешним собственникам на невыгодных для бюджета условиях, «Премьер» запросил у заместителя главы города, начальника Департамента градостроительства Ильи Самарина в том числе информацию о том, на каком основании нынешним собственникам принадлежат данные рекламные конструкции. Но ответа мы не получили.

 

Цифры не сошлись

Кроме того, по информации Вячеслава Хлевчука, городские власти не ведут должного учета имеющихся в Вологде рекламных конструкций, следовательно, местный бюджет теряет не только на выдаче разрешений, но и на арендной плате — ведь баннеры находятся на муниципальных земельных участках. «Размер арендной платы также определяется на аукционе, а у нас городская Дума приняла решение, что плата будет фиксированной, и это тоже ведет к убыткам», — считает Хлевчук.

По подсчетам специалистов антимонопольного управления, в городе никак не меньше 10 тысяч стационарных рекламных носителей.

У городских властей цифры совершенно другие. Как ответил на запрос «Премьера» Илья Самарин, по состоянию на 26 марта 2010 года Администрацией города Вологды заключено 467 договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

По мнению антимонопольщиков, это ничтожно маленькая цифра — только на мосту 800-летия насчитано более трех десятков баннеров. Примерно столько же — на Ленинградском…

По данным администрации, на территории Вологды зарегистрировано 43 собственника рекламных конструкций, и все они исправно платят в городскую казну согласно заключенным договорам на основании решения Вологодской городской Думы от 23 декабря 2009 года № 214 «О плате за размещение и эксплуатацию рекламных конструкций». В 2009 году от них поступило 4 миллиона 882 тысячи рублей.

Вячеслав Хлевчук считает, что это малая часть возможных поступлений в бюджет, тем более что большая часть рекламных площадей, выявленных его сотрудниками на территории города, получается, существует стихийно. «Если учесть, что за одно разрешение нужно заплатить 1500 рублей, то за все рекламные площади получается порядка 15 миллионов рублей», — подытожил Вячеслав Тихонович.

«Сейчас на фоне снижения интереса к размещению рекламы на биллбордах городу можно «прибраться в рекламном хозяйстве», то есть создать реестр существующих рекламных организаций с перечнем адресов размещения биллбордов, злостных нарушителей вывести из тени, — выражает точку зрения антимонопольных органов пресс-секретарь УФАС Ольга Прусакова. — Это выгодно и городу, и обществу, и бизнесу. Город получает стабильный ручей денежных средств в казну, общество — прозрачный механизм взаимоотношений между администрацией, рекламными агентствами и заказчиками рекламы, бизнес — возможность работать без административных препятствий и влияния доминирующих участников рынка».

 

Ольга Ильинская

№16 (655) 20 — 26 апреля 2010 г.