ФАС предупреждает: на что обратить внимание при рекламе финансовых услуг

На вопросы журналиста ответила руководитель УФАС по Вологодской области Наталия Мерзлякова

 

Реклама кредитов, займов, банковских депозитов и прочих финансовых инструментов давно вошла в нашу жизнь наравне с рекламой других товаров и услуг. Вместе с тем, к рекламе финансовых услуг законодательством установлены более жесткие требования, так как пользование этими услугами требует от потребителя дополнительной осторожности и внимательности. Контроль за соблюдением Федерального закона «О рекламе» на территории региона осуществляет Вологодское УФАС России. Сегодня мы задали несколько вопросов руководителю УФАС по Вологодской области Наталии Мерзляковой, что должен знать рядовой потребитель о рекламе финансовых услуг.

- Наталия Валерьевна, какие требования предъявляет законодательство к рекламе финансовых услуг?

- В соответствие со статьей 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность. Для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и, если имеется отчество. Финансовые услуги в настоящее время пользуются большим спросом, в первую очередь среди физических лиц, которые намерены выбрать наиболее эффективный и выгодный способ вложения денежных средств либо получения кредита. Например, торговые и сервисные организации рекламируют товары, которые можно приобрести в кредит, без указания на кредитную организацию или банк, которые предоставляют кредит. Однако торговые и сервисные организации не являются кредитными организациями, соответственно, при сообщении сведений о предоставлении товарного кредита без указания на кредитную организацию или банк реклама будет нарушать требования данной статьи.

Если в рекламе указано хотя бы одно условие, влияющее на стоимость кредита или займа, то должны быть указаны и все остальные условия, чтобы гражданин мог высчитать, во сколько обойдется ему этот кредит, и верно оценить свои финансовые возможности. К полным условиям займа относятся: сумма займа, срок действия договора, срок возврата займа, валюта займа, процентная ставка. Наличие в рекламе информации о возможности получения, то есть уточнения, сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

- Очень часто бывает, что в рекламе кредита указан один процент, но когда потребитель приходит в финансовую организацию, ему насчитывают процент больший, чем указан в рекламе. Как же понять, может ли потребитель получить кредит под указанный процент?

- В рекламе кредитов финансовые организации довольно часто пишут самый привлекательный процент по кредиту самым крупным шрифтом, чтобы обратить внимание потребителей на рекламу. Нередко создается впечатление, что по такойставке может быть оформлен кредит на любой срок или на любую сумму любым желающим лицом. Однако в большинстве случаев это не так. Если в рекламе кредитов указана ставка по кредиту, то Закон о рекламе обязывает указывать в рекламе также и все остальные условия, при которых потребитель может взять кредит под указанный в рекламе процент, в первую очередь, сумму кредита и срок кредита. И обычно такая информация пишется мелким шрифтом. При принятии решения о получении кредита необходимо не только обратить внимание на всю информацию о кредите, которая есть в рекламе, но стоит также обратиться в банк за уточнением размещенной в рекламе или на сайте информации, попросить рассчитать условия по кредиту и, прежде чем подписывать договор, взять с собой документы домой и внимательно их изучить. Стоит очень внимательно подходить к оценке того, какую сумму вы можете получить в кредит, какую сумму будете уплачивать ежемесячно, и как соотносятся эти платежи с вашим ежемесячным доходом: останется ли достаточно денег на удовлетворение своих ежедневных потребностей.

- Иногда гражданин, получив отказ банка о выдаче кредита, обращается в микрофинансовую организацию. На что ему следует обратить внимание в такомслучае?

- Чаще всего клиентами микрофинансовых организаций становятся социально незащищенные слои населения – студенты, пенсионеры. Как правило, это люди, которые не являются финансово грамотными. Поэтому главный вопрос, на который человек должен самому себе ответить: у кого я беру кредит, и как это в дальнейшем отразится на моем кошельке?

- И что он должен знать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Самое главное, о чем необходимо знать: каждая микрофинансовая организация должна состоять в официальном государственном реестре МФО, который находится в открытом доступе на сайте Центробанка РФ. Если микрофинансовой организации нет в данном реестре, значит она действует незаконно. Кроме того, читая рекламу МФО, важно понимать, что рекламное название организации и ее юридическое наименование не всегда совпадают. Например, на вывеске организация может значиться: «Деньги для вас». А ее юридическое наименование звучит: ООО «Деньги». При получении займа крайне важно выяснить юридическое наименование организации, поскольку, например, индивидуальный предприниматель не имеет право выдавать займы. Если за вывеской «Деньги для вас» стоит индивидуальный предприниматель, то он занимается незаконной деятельностью, и получение от него займа сопряжено с большим риском.

- На страницах печатных изданий порой попадается реклама неких организации, предлагающих услуги консультирования по выдаче кредитов. Как относиться к такой рекламе?

- Не надо полагать, что кто-то будет вам бесплатно давать консультации в финансовой сфере. На самом деле чаще всего под видом консультации гражданину предлагают заключить договор займа. Название своих услуг консультированием – это лишь способ привлечь внимание потенциальных клиентов.

- Как часто Вологодское УФАС России возбуждает дела о нарушении законодательства при рекламировании финансовых услуг?

- В прошлом, 2020 году, было рассмотрено два дела по части 13 статьи 28, касающиеся рекламы займов. Так, в некоторых торговых точках города Сокола индивидуальный предприниматель распространял рекламу услуг по предоставлению потребительских займов. При этом предприниматель не осуществлял профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, как того требует законодательство. В силу части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается. Комиссия УФАС признала рекламу ненадлежащей, на момент принятия решения реклама была удалена.

В марте 2021 года было рассмотрено дела в отношении микрокредитной компании Дракон», которая размещала рекламу займов на растяжке дома в городе Сокол без наименования лица, оказывающего финансовые услуги, тем самым нарушая часть 1 статьи 28 Закона о рекламе. Итогом работы Вологодского УФАС России стало исполнение предписание о демонтаже ненадлежащей рекламы займов.

- Каким образом потребитель рекламы может обратиться в антимонопольный орган с заявлением на недостоверную рекламу?

- Свое заявление о признаках нарушения Закона о рекламе можно подать в произвольной письменной форме или в форме электронного документа. Заявление должно содержать сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства); наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства о рекламе; описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы; существо требований, с которыми заявитель обращается. К заявлению необходимо приложить документы, иллюстрирующие признаки нарушения Закона о рекламе. Свое заявление с приложенными документами можно отправить по адресу Вологодского УФАС России: 160000, г.Вологда, ул.Пушкинская, д.25 или на адрес электронной почты: to 35@ fas . gov . ru .

По результатам рассмотрения заявления о нарушении законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела либо отказывает в возбуждении дела.

 

Адрес: 160000, г.Вологда, ул.Пушкинская, д.25

 

Читайте на WWW.VOLOGDA.KP.RU: https://www.vologda.kp.ru/daily/27271/4405393/