Наталия Мерзлякова: «При проведении закупок необходимо соблюдать законные интересы и права участников»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В первом полугодии  2019 года  был принят серьезный пакет поправок в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг», ставший первым шагом в сфере совершенствования госзаказа,  упрощения закупочных процедур, проведение которых не влияло на результат и развитие конкуренции.

О самых главных изменениях контрактного законодательства, которые необходимо знать как заказчику, так и участникам закупок, мы беседуем с руководителем Вологодского УФАС России Наталией Мерзляковой.   

- Наталия Валерьевна, начнем по хронологии: какие изменения уже вступили в силу?  

- Вступили в силу  изменения,  внесенные Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный  закон  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: отменены отчеты об исполнении контракта, этапа контракта, размер штрафа указывается в процентах; типовые контракты могут разрабатываться Минфином России. Кроме того, идет сокращение срока рассмотрения жалоб и документов. Так, срок рассмотрения документов при внесении участников в РНП  теперь  составляет  5 рабочих дней вместо 10. Сроки рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе сокращены с 7 до 3 дней, а срок для подачи жалобы сокращен с 10 до 5 дней.   Кроме того, законодатель ввел  запрет на затребование документов при рассмотрении жалобы, если они размещены в ЕИС.

- Какие изменения, внесенные в 44-ФЗ в целях упрощения системы планирования закупок,  вступают в силу с 1 июля 2019 года?

- Хочу отметить, что принятые поправки упрощают жизнь заказчику на первом этапе закупки:  введен единый документ планирования вместо плана и плана-графика закупок, исключена необходимость 10 дневного моратория на размещение закупки заказчиком после изменения им плана-графика. Кроме того, сокращен срок внесения изменений в план-график: 1 день до размещения извещения в ЕИС/заключения контракта при закупке у единственного поставщика. С 1 июля  есть возможность закупать по цене за единицу товара, работы, услуги при невозможности определить объем любой продукции (прим.: до 01.10.2019 закупка лекарств по цене за единицу не допускается). Увеличен ценовой порог для проведения короткого аукциона: 300 млн руб. для любых закупок, 2 млрд руб. при закупке строительных работ.

- Наталия Валерьевна, а что можно сказать о поправках, касающихся строительства? 

-  С  1 июля  в обязанность заказчика вменено обязательное размещение проектной документации при закупке строительных работ. Участники теперь избавлены от кропотливого занятия по заполнению заявки на участие в закупке. Теперь нужно дать только «согласие» на исполнение контракта в соответствии с требованиями проектно-сметной документации. А уже через 4 часа после окончания срока подачи заявок на основе автоматической проверки электронными площадками предквалификации участников будет проведён электронный аукцион (ранее аукцион проводился только спустя 2 дня). Это сильно сократит возможности по предварительному сговору на торгах или административному давлению на его участников.
       От себя хочу напомнить: если участнику нужно описывать характеристики товара, не надо забывать, что  инструкцию по описанию характеристик должен разработать заказчик. Позиция ФАС такова: инструкция должна быть, она должна быть понятной, читаемой, однозначной, и те характеристики, которые заказчик  устанавливает для описания участников,  должны быть подобраны по критериям оценки качества, т.е. не надо химических свойств, требований к составу, то, что нужно проверять с помощью экспертиз. Если в инструкции делается  ссылку на ГОСТ, ГОСТ должен быть действующим, а характеристики должны этому ГОСТу соответствовать. Если что-то не соответствует, то ГОСТ не указываем. Указание только на ГОСТ или технические регламенты не является описанием объекта закупки.
            Но вернемся к изменениям закона. С 1 июля 2019 года при закупке строительных работ в случае включения в документацию проектной документации аукционный торг проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок. Допускаются изменения объема и видов работ в контрактах на строительные работы, сохранение объектов культурного наследия при условии изменения цены не более чем на 10 %, а также изменение срока этих работ при невозможности исполнения контракта по независящим от сторон обстоятельствам либо по вине подрядчика.

- Какие еще изменения внесены законодателем, чтобы исключить  избыточное дублирования процедур закупок?

- В случае расторжения контракта с победителем торгов заказчикам разрешили заключать контракт со вторым участником, а не проводить новые торги. При этом и предпринимателям дан инструмент защиты в ФАС: при одностороннем расторжении контракта заказчик должен будет доказать, что победитель закупки ненадлежащим образом исполняет свою работу.

Упрощено  взаимодействие заказчика с ФАС: при рассмотрении жалоб больше не требуется представлять документы на бумажном носителе, если они размещены в электронном виде на сайте ЕИС. Сроки обжалования итогов аукциона сокращены до 5 дней, за исключением лица, с которым заключается контракт - у него есть право обжаловать действия заказчика по заключению контракта до его заключения.

Что касается исполнения контракта, то больше нет обязательного проведения внешней экспертизы на этом этапе. Это упрощает осуществление приемки результатов работ и способствует экономии бюджетных средств.

- Давайте поговорим  о закупках у единственного поставщика.

 - Мне хотелось бы обратить внимание, что с 1 июля увеличивается ценовой порог договора при закупках с единственным поставщиком: по пункту 4 части 1 статьи 93  – до  300 тыс. руб., п. 28- до  1 млн. рублей. Также, если при запросе предложений отсутствуют заявки, то возможно заключить контракт с единственным поставщиком по согласованию с контрольным органом. Теперь законодатель допускает  изменение любых существенных условий контракта с единственным поставщиком (п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93: «монополисты», коммунальные услуги, аренда, лечение за границей, юр. услуги в иностранных судах). Следующее изменение: с 31 июля 2019 года  при закупке у единственного  поставщика не требуется извещение и отчет; в контракт включается обоснование цены при закупках у ед. поставщика только по основаниям п.п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч.1 ст. 93 

 

-  Одним из важных моментов в закупке являются дополнительные требования к участникам, установленные Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99. Это касается строительства, реконструкции, капитального ремонта и – это новое в законодательстве – сноса.  Какие здесь главные изменения?

- С 1 июля, согласно изменениям, если установлены дополнительные требования к участникам (ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31), то подача заявок осуществляется только участниками, включенными оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников, при этом проверку квалификации осуществляет оператор электронной площадки. На мой взгляд, очень правильное изменение функционала оператора, когда все документы, подтверждающие опыт  участника, предоставляются на момент аккредитации. Это проще и участнику – он разместил документы, подтверждающие опыт и квалификацию, в реестре. Закупочной комиссии тоже понятно: если документация участника есть, если его аккредитовали, значит, он все правильно предоставил.

Что касается других изменений, с 1 июля 2019 года срок рассмотрения первых частей заявок сокращен до 3 рабочих дней, при коротком аукционе  срок сокращено до  1 рабочего дня. Также появилась возможность заключить контракта со вторым «номером» без проведения конкурентных закупок при расторжении контракта с победителем. Согласно изменениям, субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО освобождаются от обеспечения исполнения контракта при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года с суммарной стоимостью не менее НМЦК заключаемого контракта, информация об этом предоставляется участником из реестра контрактов.

Хочу обратить внимание заказчиков: не смотря на то что законодатель идет по пути упрощения действий заказчиков в рамках контрактной системы, направлению  контроля действий заказчика по-прежнему уделяется особое  внимание. Каждый заказчик должен быть готов к тому, что его действия будут рассмотрены через призму соответствия финансовым правилам и Бюджетному кодексу. Поэтому при проведении конкурентных закупок необходимо  соблюдать законные интересы и права участников. 

Файлы для скачивания

zhurnal_iyul_2019.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 1.11 МБ