• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

"Красный Север" проверил, доливают ли бензин на местных АЗС"

Не успел утихнуть скандал по поводу резкого скачка цен на бензин, как активисты Федерации автовладельцев России выявили недолив бензина на заправках 13 регионов. В нашей области аналогичный мониторинг не проводился, но водители жалуются в соцсетях, что подобные случаи происходят и у нас. Так ли это, попытались выяснить журналисты «Красного Севера». 

Бензин по 55 рублей?

Внимание на недолив топлива на АЗС в начале июля обратила Федерация автовладельцев России (ФАР). Ее активисты разработали свою методику проверки: на заправке водитель открывает лючок бензобака, при этом в багажнике «покупателя» установлена специальная канистра, шланг от которой выведен возле штатной горловины. Конечно же, на полную точность этот метод претендовать не может. Но чтобы уличить в обмане недобросовестных продавцов, этого вполне достаточно. 
Мониторинг недолива АИ-92 и АИ-95 проводился в общей сложности на 34 АЗС в 13 регионах, и соответствующие факты выявлены на 76% заправок. Также мониторинг выявил, что реже всего автовладельцев обманывают на заправках крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. Как показала проверка ФАР, чаще всего грешат недоливом небольшие и частные АЗС (фактически 100%). При этом средний недолив составил 5% от оплаченного литража. 
Как отмечают эксперты, то, что в бак вашего автомобиля не долили бензина, - это не только обман потребителя, но и негласный элемент повышения стоимости бензина. Например, в одном из регионов АЗС продавала АИ-95 по 44,7 рубля за литр. При этом недолив составил 19%. Получается, что фактически автовладельцы покупали литр бензина более чем за 55 рублей. 
На результаты мониторинга ФАР резко отреагировали в Независимом топливном союзе, объединяющем владельцев АЗС. По их мнению, нельзя сделать какие-то глобальные выводы, проверив только 34 из 25 тысяч автозаправок.
- Мы не отрицаем, что существует проблема недолива, но она не такая распространенная, как пытаются показать представители Федерации автомобилистов России. Надо отдать должное службам Росстандарта, которые отслеживают ситуацию на АЗС. Есть достаточный инструментарий для воздействия на нерадивых владельцев - оборотные штрафы. Поверьте, это весомое наказание, - заявили поставщики топлива. 
При этом представители нефтяной отрасли признаются, что отчасти проблема недолива обострилась после решения Правительства России заморозить розничные цены на бензин при том, что оптовые остались рыночными. 
- В итоге все продавцы бензина вынуждены работать с нулевой или даже отрицательной маржинальностью. И если крупные компании способны перенести прибыль на другие сектора (добычи, переработки), то мелкие этого сделать не могут, - считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов. 

Испытано на себе

«Лично у меня совсем недавно в Иванове был случай: я просил налить бензин «до полного», а в итоге мне предъявили к оплате 95 литров, при том что в бак у меня влезает всего 80! - написал в одной из социальных сетей депутат Законодательного Собрания области Антон Холодов. - Знакомые, имеющие отношение к заправочному бизнесу, мне объяснили, что действительно есть возможность перенастроить бензоколонки. До 50 литров они наливают честно, так как проверяющие обычно приходят, имея с собой мерные емкости на 10, 15 и 20 литров. А вот если водитель покупает более 50 литров, то с помощью электроники может произойти «добавка».
Также депутат попросил откликнуться в социальных сетях тех вологжан, кому когда-нибудь недоливали бензин. В социальной сети «ВКонтакте» был проведен опрос, в ходе которого 144 из 174 респондентов ответили, что сталкивались с недоливом топлива.
В минувший понедельник журналист «Красного Севера» отправился вместе с Антоном Холодовым в собственный рейд по заправкам. 
На первой АЗС - «Лукойла» мы наполнили 10-литровую канистру 92-м бензином и попросили у менеджера Елены Бакиной мерник на 10 литров. 
- На сухой мерник мерить нельзя. Поэтому первый раз мы смачиваем его нашим бензином. Затем при вас его полностью осушаем и только потом проводим контрольный замер, - пояснила она нам алгоритм действий. - Любой водитель может к нам обратиться для того, чтобы измерить объем заливаемого бензина. Когда к нам приезжают проверяющие, то помимо 10-литрового мерника они используют приборы на 20 и 50 литров.
По словам Елены, в зависимости от температуры и погодных условий нормой считается «плюс-минус» 50 миллилитров на 10 литров. Документы на мерник оказалось в порядке. 
А вот пломба вызвала вопросы. 

Комментарии

Наталия ДЕМИДОВА, и. о. начальника коммерческого отдела компании «Энтиком-инвест»:
- У нас интегрированная компания, независимый продавец с небольшим количеством АЗС. В прошлом году мы сработали в большой минус и не смогли покрыть затраты. Чтобы этого не допустить, нам нужно было максимально поднять цены, но тогда бы потеряли покупателей. Сейчас мы избавляемся от неликвидных активов, оптимизируемся, сдаем в аренду свое имущество, чтобы снизить затраты на тонну бензина. Но пока продолжаем работать в минус.

Герман ТИТОВ, сопредседатель регионального штаба ОНФ:
- За последний месяц активисты ОНФ провели уже четыре рейда по АЗС региона. Мы фиксируем цены на 15 заправках Вологды, Череповца, Сокола, Кириллова, а также Вологодского, Сокольского, Кирилловского и Грязовецкого районов. Первые рейды выявили рост цен на все виды топлива практически на всех автозаправочных станциях. Однако 
в последние две недели он прекратился. Также был выявлен факт более высоких цен на бензин в районах области по сравнению с Вологдой и Череповцом. Наши эксперты также отметили, что 
на частных заправках бензин дороже, 
чем у сетевых «гигантов». 

Алексей ТАМОДИН, руководитель Вологодского регионального управления компании «Лукойл-Волганефтепродукт»:
- Мы очень ждем того решения, которое будет принято на уровне Правительства РФ, так как сегодня доля акциза в стоимости нефтепродуктов запредельно высокая. Мелкооптовые цены превышают розничные, в итоге мы видим, что большинство операторов розничного рынка вынуждены прекратить свою деятельность, потому что работают в убыток.

- По ГОСТу после проверки пробник пломбируется. А здесь, скорее всего, пломбы нет, - засомневался Антон Холодов.
- Проверки у нас проводятся раз в квартал. Следующая будет в сентябре. Мы подадим заявку, и нам все быстро сделают, - отреагировала менеджер АЗС. 
Затем в уже подготовленный пробник депутат перелил «нашу» канистру бензина. Результат: на 10 литров оказалось «минус» 10 миллилитров. В норму уложились.
На следующей АЗС - «Шелл» мы решили сразу из колонки залить бензин в мерник. Менеджер автозаправочной станции также без лишних переговоров представила нам паспорта колонок и документы на прибор, который показал «плюс» 15 миллилитров на 10 литров. 
Третьей стала заправка компании «Русснефть». Там мы решили сделать «контрольную закупку» на 30 литров 92-го бензина, но первые 20 литров залить в бак автомобиля, а оставшиеся 10 - в канистру и затем проверить их на мернике. После звонка руководству сотрудники АЗС представили нам все необходимые документы и мерник. Результаты тоже оказались в норме. 
- Как вы думаете, почему онлайн-опрос показал, что большинство автовладельцев сталкиваются с проблемой недолива бензина, а в ходе нашего рейда мы это не обнаружили? - поинтересовался я у Антона Холодова. 
- Возможно, это связано с тем, что сейчас по всей стране идет кампания по замерам топлива на АЗС. Я знаю, что Генпрокуратура попросила подключиться к этому и МВД. Понятно, что автозаправочные станции в курсе этих мероприятий и, возможно, кто-то из них успел к ним подготовиться. Кроме того, мы проверяли наиболее «проходные» заправки. Не исключено, что если бы мы выехали в какой-нибудь из районов, то там нарушения обнаружили бы, - подвел итоги проверки депутат. 

Недоливают?

- Несмотря на то, что в отличие от федеральных коллег мы не занимались пока проверками АЗС, факты недолива есть и в Череповце, причем на тех автозаправочных станциях, где раньше этого не было, - рассказал нам региональный представитель Федерации автовладельцев России в Вологодской области Евгений Настейко. 
- А как вы это определили? - интересуемся у эксперта.
- Банально - если в 40-литровый бак автомобиля заливают 44 или 47 литров и каждый раз представители АЗС говорят, дескать, это у вас бак больше, производитель автомобиля вас обманывает. Ну, хорошо, в этом случае, допустим, можно залить 41 или 43 литра. Но ведь и бак перед заправкой не полностью пустой. При нынешней системе электронного программирования не составит труда настроить работу колонки на недолив, а затем легко привести ее в норму, - считает Евгений Настейко. 
- Что бы вы порекомендовали тем автовладельцам, которые столк-нулись с фактом недолива?
- В первую очередь у вас на руках должен быть чек АЗС, а его берут только 10% автовладельцев. Посмотрите, в Интернете полно роликов, когда счетчик на колонках щелкает, а бензин в бак не льется. Это называется заправка воздухом, - пояснил представитель ФАР. - Затем прямо на АЗС вы можете потребовать мерник. Далее нужно написать претензии непосредственно на АЗС и в контролирующие органы. 
По словам эксперта, шансы выиграть судебное разбирательство обычного гражданина с крупной 
нефтяной компанией невелики. А выход из ситуации Евгений Настейко видит в ужесточении федерального законодательства по отношению к владельцам автозаправок. 
К слову, скандал с недоливом 
топлива подстегнул власти к проработке мер, которые помогут устранить проблему недолива. По информации «Известий», подготовлены законодательные изменения, предполагающие наделение Росстандарта правом проведения контрольных закупок по замеру точности отпуска топлива в режиме «тайного покупателя». А сами заправочные колонки предлагают признать измерительной системой, что потребует определения требований к программному обеспечению. Также планируют проводить внеплановые проверки и вводить оборотные штрафы за недолив. 

Сдержать цены

Не теряет своей актуальности и тема стоимости бензина. Если в первые три месяца 2018 года розничные продавцы топлива не повышали цены, то с апреля по июнь наблюдался их резкий скачок. 
Как рассказал врио руководителя регионального УФАС Сергей Осипов, цена АИ-92 на начало 2018 года у ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» составляла 39,07 рубля за литр, АИ-95 Евро - 40,77, ДТ Евро - 41,94 рубля за литр. А на 20 июня АИ-92 стоит уже 42,07 рубля, АИ-95 Евро - 44,37, ДТ Евро - 45,74 рубля за литр. В дальнейшем рост цен прекратился. 
Резкий скачок стоимости топлива заставил Правительство России отказаться от намеченных на июль планов по повышению акцизов на бензин. Этой же теме был посвящен и один из вопросов прошедшей в июне «прямой линии» с Владимиром Путиным. После нее активисты Общероссийского народного фронта открыли «горячую линию» по фактам завышения цен на бензин. 
Сдержать рост призваны поправки в законодательство, предполагающие снижение акцизов на три тысячи рублей за тонну бензина и на две тысячи - за тонну дизельного топлива. Однако федеральное регулирование вряд ли серьезно отразится на розничных ценах на топливо, считают участники топливного рынка.
В Вологодском УФАС констатируют: рост розничных цен на бензин был экономически обоснован, и признаки нарушения антимонопольного законодательства не выявлены. 
Алексей Третьяков