Чиновников-нарушителей ждут серьезные штрафы или дисквалификация

Со следующего года в стране заработают нормы так называемого четвертого антимонопольного пакета. В Вологодском УФАС рассказали, как изменятся правила обращения в антимонопольный орган и как накажут чиновников, нарушающих законодательство.
Грядущие изменения уже называют либерализацией антимонопольного законодательства. И правда, штрафовать антимонопольщики теперь должны значительно реже.
- Одними из главных изменений стали поправки, касающиеся института предупреждения, с помощью которого те или иные спорные вопросы решаются без доведения дела до суда, что позволяет снизить издержки и затраты по времени, - поясняет руководитель регионального Управления Федеральной антимонопольной службы Наталия Мерзлякова. - Если нарушитель исправится и выполнит предписание нашего органа, то возбуждение дела не состоится. То есть появилась законодательно закрепленная возможность исправить ошибку.
Новая система непосредственным образом затронет и органы власти. Теперь за неоднократное нарушение антимонопольного законодательства нерадивого чиновника могут не просто оштрафовать, но и вовсе дисквалифицировать со своей должности на несколько лет. 
 УФАС получает ранее не предусмотренную возможность выступать в защиту не­определенного круга потребителей, но прекращает рассмотрение жалоб со стороны физических лиц. Теперь по вопросам, связанным, к примеру, с услугами ЖКХ, техническим присоединением, УФАС будет принимать лишь обращения, нарушающие права предпринимателей или влияющие на неопределенный круг лиц. С частными вопросам лучше обращаться в другие контролирующие органы. К примеру, с неправильными расчетами по коммунальным услугам гражданам лучше сразу идти в Государственную жилищную инспекцию.
Кроме того, в законодательстве появился ряд изменений по определению доминирующего положения компании на рынке. 
Также с января упраздняется реестр компаний, имеющих долю на товарном рынке свыше 35%, то есть подпадающих под антимонопольное регулирование их деятельности. Если раньше такую организацию автоматически записывали в число занимающих доминирующее положение на конкретном рынке, то теперь в каждом конкретном случае ФАС придется изучать тот или иной сегмент рынка, выясняя, подпадают ли действия предприятия под нормы антимонопольного законодательства. Причина такого новшества в законодательстве, говорят в УФАС, в том, что этот реестр, по сути, потерял свою актуальность, так как ситуация на том или ином рынке постоянно меняется, а информация в реестре не всегда оперативно обновлялась, учитывая новые реалии.
Появилась и еще одна важная норма. Так, правительство страны сможет определять правила недискриминационного доступа к товарам не только для естественных монополий, как это делается сейчас, но и для компаний, которые естественными монополиями не являются, но доля которых на товарном рынке составляет более 70%.
Изменилась и часть законодательства, касающаяся недобросовестной конкуренции. Если раньше это была конкретная статья, то теперь целая глава из восьми статей. Там учтено практически все: от введения в заблуждение потребителя до использования чужой интеллектуальной собственности. Таким образом, предпринимателям теперь придется еще аккуратнее подходить к борьбе с конкурентами, хваля свой товар.
Артём Помялов