В Управлении ФАС России по Вологодской области прошла пресс-конференция, на которой подведены итоги работы за 2013 год.

В 2013 году Вологодским УФАС возбуждено 235дел: 47 - в отношении органов власти разного уровня, 11 - в отношении монополистов, 71 – по нарушениям рекламного законодательства, 40 – по антимонопольному закону «О защите конкуренции» и 67 дел по обоснованным жалобам на размещение госзаказа.

Из выступления и.о. руководителя Вологодского УФАС Наталии Мерзляковой.

Что можно сказать о нашей основной задаче? Это развитие конкуренции на разных экономических рынках области. Вкупе с другими органами власти – районными, областными, федеральными – мы стимулируем точки роста бизнеса: защищаем его от недобросовестной конкуренции, незаконных актов и действий органов власти.

Отдел контроля органов власти в последнее время, в 2013 году в том числе, проверяет все муниципальные образования на предмет соблюдения антимонопольного законодательства при оказании поддержки предпринимательству. На сегодняшний день проверено 16 муниципальных районов и сельских поселений, входящих в состав данных районов. По итогам проверки возбуждено 24 дела. Нарушения в основном заключались в том, что местному бизнесу предоставлялась имущественная поддержка без законных на то оснований. Суть в том, что органы местного самоуправления в большинстве не навели порядок в своих распорядительных документах, и, поддерживая свой немногочисленный местный бизнес, нарушают закон, предоставляя своё немногочисленное имущество. То сдадут в аренду без торгов муниципальное помещение магазина, как в Междуреченском районе,  то, как в Тарногском районе, предоставят в пользование пекарню, коммунальные сети и другое муниципальное имущество.

Наше управление в последние годы постоянно запрашивает информацию у местных органов власти и тем самым как бы «причёсывает» и ставит на законные основы взаимодействие власти и бизнеса.  Надо отметить, что районы – благодарные субъекты нашего внимания, так как в срочном режиме исправляют и принимают необходимые для их уровня документы и во взаимодействия с Вологодским УФАС узаконивают ситуацию.

Мы проверили за 2013 год и новые многоквартирные дома в области, в основном Вологде и Череповце, на предмет организации управления их коммунальным комплексом. По закону, если сами собственники не определились со способом управления, то за них это должен сделать местный орган власти. Надо отметить, что у нас в области с этим процессом всё в порядке. Нарушений нет, потому что все собственники вовремя начинают управлять коммунальными делами своих домов.

Самыми громкими делами в прошлом году в отношении органов власти стали наши решения по самой дорогой в России спецстоянке Вологды.  Сейчас наши решения оспаривают все фигуранты дела, и Арбитражный суд в стадии объединения этих дел в одно.

Ещё одно комплексное дело, вызвавшее резонанс, это инвестиционная программа по утилизации мусора и тарифы на вывоз и утилизацию ТБО в областном центре. Мы направили два заявления в суд на Городскую Думу Вологды, которая приняла незаконные, на наш взгляд, акты как орган власти. По нашему мнению, в прошлом году вологжане платили за вывоз мусора по завышенным тарифам. 6 февраля началось рассмотрение наших заявлений в Арбитражном суде. Сейчас мы доказываем свою правоту в суде.

Само название нашего ведомства обозначает вектор наших действий: мы против имеющихся монополий и, тем более, их создания усилиями власти.

За прошлый год намного вырос поток жалоб на государственные предприятия, оказывающие услуги для ЖКХ. 40 заявлений поступило на сетевые организации. «Областные электротеплосети» - чемпион по обращениям граждан в УФАС с жалобами на затягивание или отказ в подключении к электросетям частных домов и другой собственности граждан. На него приходится треть всех обращений. Рассматривали мы дела, возбуждённые против «Вологдагортеплосети», «Череповецкой ЭТС», МРСК Северо-Запада. В основном мы предупреждаем предприятия о нарушении закона, после чего энергетики обычно исправлялись. Но достаточно и возбуждённых дел – 11. Это случаи, когда предприятия не изменили своей позиции по отношению к гражданину. Кстати,  этот год мы тоже начали с рассмотрения жалоб на «Областные электротеплосети».

Очень громким стало дело «Череповецгаза». К нам обратились череповчане с жалобой на высокие тарифы на обслуживание внутриквартирного газового оборудования.  Была большая совместная работа с череповецким гражданским активом. Эффективно сработала мэрия Череповца. Несколько раз заседала комиссия нашего управления, изучили мы огромное количество экономических документов и правовую сторону дела. Признали нарушителем Череповецгаз, оштрафовали на 300 тысч рублей, тарифы в итоге снижены.

Чем плох монополизм, как раз и показывает пример Череповецгаза! Всем миром доказывали, что действия газовиков незаконны.

Ещё одно дело с активным участием граждан было против действий РОСГОССТРАХа. В течение весны - осени 2013 года в Вологодское УФАС обращались жители Вологодской обрасти с жалобами на действия агентов ООО «РОСГОССТРАХ». Представители страхового общества настаивали на необходимости заключения договора добровольного страхования вместе с договором обязательного страхования гражданской ответственности для владельцев транспортных средств. По мнению антимонопольного управления, действия занимающего доминирующее положение ООО «РОСГОССТРАХ» привели к ущемлению интересов граждан. Вместе с тем, ООО «РОСГОССТРАХ» полагает, что граждане вольны в своих действиях и не обязаны заключать не нужные им договоры. 20 сентября 2013 года наше Управление признало ООО «РОСГОССТРАХ» нарушившим закон «О защите конкуренции» за навязывание условий договора, невыгодных для клиента или не относящихся к предмету договора. А недавно, 6 февраля, и Арбитражный суд согласился с нашим решением. В этом деле уже вологжане были очень активны, пришли на заседание суда и вместе с нами отстаивали законные интересы.

Хорошо, что на рынке страховых услуг появляется всё больше предприятий. Спасение – в конкуренции!

Ещё одна большая зона нашей ответственности – госзаказ. Именно за процессом обеспечения конкурентного размещения госзаказа мы и продолжали следить в 2013 году. Как известно, общий объем государственных и муниципальных закупок в Вологодской области составляет более 25 миллиардов рублей. 2013 был последним годом, когда контролировалась только сам процесс закупки. С этого года действует уже контрактная система. И контроль расходования бюджетных средств более эффективный и широкий.

В 2013 году нам поступили 324 жалобы на незаконность действий заказчиков при закупках, но только 67 из них признаны обоснованными, то есть было реальное нарушение закона. 92 жалобы возвращены из-за несоблюдения порядка их подачи, а 157 жалоб признаны необоснованными. Количество необоснованных жалоб превышает количество обоснованных жалоб в 2 раза. Это можно объяснить только низким правосознанием участников в сфере размещения заказов. То есть люди в госзакупках участвуют, а закона не читают. В 2013 году Управлением включено в Реестр  недобросовестных поставщиков 32 организации и предпринимателя. Это те, кто, выиграв торги, уклонились от подписания контракта или с кем расторгли контракт по решению суда. Чуть больше 600 тысяч рублей штрафов заплатили должностные лица в прошлом году за нарушение закона о госзаказе. Самые распространенные нарушения – это заключение контракта на сумму, превышающую разрешённые законом 100 000 рублей на одноименные товары, работы, услуги в течение одного квартала; незаконное продление сроков исполнения обязательств по контрактам; несвоевременное размещение информации о заключении и исполнении контрактов в реестре контрактов. Из самых запомнившихся дел с крупными суммами госконтрактов можно отметить строительство обходной дороги в Кириллове. Дорога бюджету обойдётся больше, чем в триста миллионов рублей. А наше вмешательство не позволило одной и той же организации стать и строителем дороги и контролёром качества её строительства. Два контракта оказались бы в руках одного исполнителя. Наше управление не допустило этого - процесс узаконен.

 

И наиболее популярная тема, близкая каждому из нас – это реклама. 71 дело мы возбудили в прошлом году по признакам нарушения Федерального закона №38 «О рекламе». Два из них не имеют аналогов в России, то есть дела по таким статьям ещё никогда не возбуждались. На кузове автомобиля полиции была размещена реклама предприятия- производителя передвижных лабораторий НТЦ «Экспертцентр». Вологодский областной суд поддержал нашу позицию - признал законным решение Вологодского УФАС в деле против УВД. Другое дело ещё не прошло судебную инстанцию. Это реклама продажи автомобиля, где  роль модели  исполнила юрист областного военкомата. Нас смутила подпись должности и места работы девушки. На наш взгляд, это стимулирует продажу, так как упоминание органа власти для покупателя служит дополнительным одобрением товара. Закон о рекламе это запрещает.

Вы, вероятно, заметили сколько изменений в рекламном законодательстве прошло за минувший год. Это держит в тонусе как рекламораспространителей, так и наших специалистов.

И ещё об одной стороне нашей работы хотелось бы сказать – это законодательные инициативы. Первое, это введение пошлины за рассмотрение жалобы на государственную закупку. Наше Управление в качестве законодательной инициативы предлагает ввести государственную пошлину за подачу жалоб в ФАС. Это сократит количество необоснованных жалоб, которые стопорят процесс выбора поставщика товара, исполнителя работ и услуг. А это совершенно не нужно государству. И ещё одна наша законодательная инициатива касается закона о торговле. Мы тщательно изучили договоры ПК «Вологодский молочный комбинат» с торговыми сетями. Анализ показал, что некоторые условия договоров не соответствуют антимонопольным требованиям, установленными Законом о торговой деятельности. Не допускается выплата вознаграждения за  приобретение субъектом торговли отдельных видов социально значимых продовольственных товаров. Они обозначены в перечне, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2012 года № 530. Он включает в числе прочих продуктов - «молоко пастеризованное 2,5-3,2 % жирности по региональному ГОСТу 5290-2003 со сроком годности менее 10 дней». Проверкой установлено, что ПК «ВМК» фактически поставляет молоко отдельным магазинам с учетом скидки. Дело в том, что ПК «ВМК» поставляет молоко не ГОСТу, а по Техническим условиям (ТУ 9222-003-00432509-06). Это другой документ, регламентирующий качество продукта. И, по мнению молочников,  ограничения, установленные законом, не применяются.

Вологодское УФАС рекомендует внести изменения в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров или дополнить его товарами, производимыми по ТУ.

Файлы для скачивания

prezentaciya_itogov_za_2013_god.ppt
Тип файла: ppt
Размер файла: 1.15 МБ