Правительство РФ приняло Правила осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике

17 декабря постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике. Документ подготовлен Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) в целях реализации норм федеральных законов, принятых в 2004–2012 годах.

Постановление направлено на определение особенностей осуществления антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии и мощности.

Правила устанавливают способы, предмет и результаты контроля за функционированием оптового и розничных рынков электрической энергии.

Документ содержит перечень и описание мер государственного регулирования и контроля, которые применяются при установлении факта манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) субъектом оптового рынка, иных фактов осуществления монополистической деятельности, а также при осуществлении контроля экономической концентрации, в целях предупреждения злоупотреблений и недопущения манипулирования ценами.

В целях установления признаков нарушения антимонопольного законодательства, в части манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках электрической энергии, Правилами устанавливаются критерии существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность, а также порядок их определения.

Критерии существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность определяются отдельно для оптового и розничных рынков и представляют собой условия, при соблюдении которых изменение цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность является существенным.

Правила устанавливают перечень документов и сведений, представляемых хозяйствующим субъектом, в ФАС России вместе с ходатайством об определении антимонопольным органом условий участия этого субъекта в конкурентном отборе мощности, а также порядок рассмотрения такого ходатайства.

Кроме того, документ предусматривает перечень факторов, на основании которых определяется доминирующее положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей установленной мощности его генерирующего оборудования или с долей выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока меньше 20 процентов.

Документ содержит понятие «рыночной силы».

Правила закрепляют возможность применения антимонопольным органом, в случае установления факта манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность), а также в рамках осуществления контроля экономической концентрации, применение в отношении нарушителя таких мер как:

- государственное регулирование цен (тарифов);

- ограничение цен в ценовых заявках; 

- введение ограничения в виде условия о подаче только ценопринимающих заявок; 

- ограничение цен в ценовых заявках; 

- введение ограничения в виде условия о подаче только ценопринимающих заявок;

- обязательство участника оптового рынка предоставить на оптовый рынок в максимально возможном объеме всю электрическую энергию и мощность, вырабатываемые с использованием принадлежащего ему генерирующего оборудования.

«Работа над этим документом была длительной и потребовала многостороннего согласования с федеральными органами исполнительной власти, профессиональными объединениями, инфраструктурными организациями отрасли, бизнес-сообществом. Итогом работы стало принятие очень сухого и конкретного документа, в котором выкристаллизовались базовые принципы регулирования рынков электроэнергии и мощности. С принятием этого документа завершилась без преувеличения целая эпоха обсуждений, решений, проверки позиции антимонопольной службы в судах, когда проверялось на прочность каждое его положение и отсекалось все лишнее», - заявил начальник Управления контроля электроэнергетики Виталий Королев. 

Заместитель Руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин так же подчеркнул, что документ повышает прозрачность деятельности антимонопольного органа при осуществлении контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Субъекты рынка получили в нем четкие и ясные требования к рыночному поведению, при соблюдении которых нивелируются риски привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

«В положениях правил нашла закрепление многолетняя практика применения законов «О защите конкуренции» и «Об электроэнергетике». Дела о нарушениях антимонопольного законодательства рассматривались в отношении генераторов, сбытовых организаций и крупных потребителей. Примером этому могут служить дела в отношении ОАО «Мосэнерго», группы компаний ОАО «РУСАЛ», ОАО «ТГК-6», ОАО «Волжская ТГК» и ЗАО «Уруссинская ГРЭС», ОАО «Мариэнергосбыт» и другие», - прокомментировал А. Голомолзин.

«Важно, что документ способствует не только пресечению нарушений антимонопольного законодательства, но их предупреждению. Ряд положений Правил, например, в части осуществления контроля проведения конкурентных отборов мощности, носят предупредительный характер, при котором доминирующим субъектам на рынке определяются условия участия, что позволяет избежать негативных последствий как для рынка, так и для субъектов, чьи действия могли быть квалифицированы как манипулирование ценами», - подчеркнул А. Голомолзин.