Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ограничило деятельность негосударственных пенсионных фондов.

 

Комиссия ФАС России 20 мая 2013 года признала Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия федеральных органов исполнительной власти). Нарушение выразилось во введении ограничений в отношении осуществления негосударственными пенсионными фондами (НПФ) деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и необоснованном препятствовании осуществлению этой деятельности путем установления, не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к НПФ, осуществляющим деятельность по ОПС.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России возбудила в отношении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации как правопреемника Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ранее осуществлявшего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в мае 2012 года в форме типового договора об ОПС между НПФ и застрахованным лицом и в Типовых страховых правилах НПФ в отношении НПФ установило обязанность по поддержанию величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности (далее – ИОУД) в размере 100 млн. рублей.

Комиссия ФАС России пришла к выводу, что установленная Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации величина денежной оценки ИОУД НПФ не соответствует требованию к величине ИОУД НПФ, установленному Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», и необоснованно препятствует осуществлению деятельности по ОПС для НПФ, подавших заявление о намерении осуществлять деятельность по ОПС до 1 июля 2009 года. 

В связи с этим, Комиссия ФАС России приняла решение о выдаче Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации предписания об устранении нарушения.


Справка

1. В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

2. В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 363 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, включая негосударственное, переданы Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации;

3. Форма типового договора об ОПС между НПФ и застрахованным лицом утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.07.2010 № 523н. Типовые страховые правила НПФ утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 731н.