• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ФАС России разместила на сайте законопроект, составляющий т.н. «третий антимонопольный пакет»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) разместила на сайте законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (т.н. «третий антимонопольный пакет» законов).

"Третий антимонопольный пакет законов" уточняет:

- порядок применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на конкуренцию в России. В частности, четко определен круг сделок иностранных компаний, подлежащих согласованию с антимонопольным органом (критерий — объем товарооборота на территории РФ).

- понятие координации экономической деятельности — она возможна только лицом, не осуществляющим деятельности на том товарном рынке, на котором осуществляется координация.

- понятие соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию. Они не распространяются на хозсубъекты, входящие в одну группу лиц или контролируемые одним лицом.

- перечень финансовых услуг, в отношении которых необходимо проводить торги по отбору финансовых организаций.

- порядок уведомления лица о проведении проверки в отношении него, направления о предоставлении документов и информации.

Также "третий антимонопольный пакет законов":

- Устанавливает дополнительные критерии, которые должны быть включены в правила недискриминационного доступа на рынки, а также к товарам/услугам естественных монополий. Они направлены на повышение уровня доступности информации для потребителей; определение условий доступа к товарам и услугам естественных монополий; применение типовых договоров.

- Исключает применение уголовного наказания за согласованные действия.

- Вводит фиксированные штрафы за злоупотреблением доминирующим положением по делам, не связанным с ограничением конкуренции.

"Третий антимонопольный пакет законов" направлен на либерализацию норм антимонопольного законодательства, в том числе и в части вертикальных соглашений.

Антимонопольное ведомство при определении монопольно высокой цены товара обязано использовать не только затратный метод, но и метод сопоставимых рынков. При этом цена, сложившаяся при проведении биржевых торгов, не может являться монопольно высокой.

Кроме того, "третий антимонопольный пакет законов" предусматривает обязанность ФАС России оценивать справедливую биржевую цену при определении монопольно высокой цены товара.

Также будет уточнено понятие согласованных действий: в определение будут добавлены квалифицирующие критерии, по которым можно будет отличить просто параллельные действия на рынке, вызванные общими для всех условиями, от согласованных действий.

Поправки предусматривают разделение понятий соглашения и согласованные действия на две разные статьи закона.

При этом срок обжалования решений ФАС России будет сохранен - 3 месяца.

Поправки также направлены на либерализацию на рынке финансовых услуг. Предлагается отказаться от так называемой нотификации соглашений - необходимости участников рынка уведомлять ФАС о заключенных соглашениях. "В тех случаях, когда у сторон есть сомнения в соблюдении всех антиконкурентных требований в соглашении, они могут его прислать на экспертизу",-- отмечает руководитель ФАС России Игорь Артемьев.

Проект поправок предусматривает выведение согласованных действий из уголовно наказуемых в сферу административной ответственности. Также планируется заменить оборотные штрафы фиксированными для тех отраслей, которые работают с большим оборотом и минимальной рентабельностью.

«Таким образом, примерно в половине случаев "оборотный штраф" применяться не будет. За нарушения, которые не привели к ограничению конкуренции предлагается введение фиксированные штрафы, например, 1 млн. рублей. Тем самым мы снимем для бизнеса часть рисков», - заключил глава ФАС России Игорь Артемьев.


Проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации