УФАС начал проверки исполнения Закона о торговле.

   Вологодский УФАС проверил исполнение ЗАО фирмой «Продтовары» Федерального закона № 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Закона о торговле) и Федерального закона № 135 «О защите конкуренции».

   ЗАО Фирма «Продтовары» объединяет 6 торговых объектов. Внеплановая проверка проходила 6 дней и преследовала цель понять механизм взаимоотношений торговой сети и её поставщиков. Антимонопольщики изучили договоры, подписанные со 125 поставщиками продовольственных товаров.
   Как отметила руководитель проверки начальник отдела по анализу конкуренции Вологодского УФАС Наталия Проничева: «Все договоры заключены в редакции поставщиков. Это положительный аспект в работе сети. Договоры не содержат дискриминационных условий, нарушений по отсрочке оплаты товара, условий поставщику о рекламировании товаров, маркетинговых и других действий, а также понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях подписания договора поставки».  

   Как следует из акта Вологодского УФАС от 16 июня 2010 года «В ходе проведения проверки за соблюдением требований антимонопольного законодательства и законодательства о торговой деятельности ЗАО фирмой «Продтовары» не установлено признаков нарушения положений статьи 11 Закона о защите конкуренции и статей 9, 13 и 14 Закона о торговой деятельности. Договоры соответствуют требованиям, предъявляемым Законом о торговой деятельности».

   Закон о торговле определил срок приведения в соответствие с новыми нормами условий договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу Закона о торговле. Он составляет 180 дней со дня вступления в силу закона. Проверки УФАС проходят до истечения срока и запланированы после. Это позволит в развитии увидеть влияние новых законодательных норм. Как пояснил Руководитель Вологодского УФАС Александр Сазонов: «Мониторинг ситуации в торговле – это полномочия антимонопольной службы. Скоро закончится переходный период в 180 дней со дня вступления Закона о торговой деятельности в силу. Мы увидим, как начал работать закон – поменялась ли ситуация во взаимоотношениях торговых сетей и их поставщиков. Не ухудшилось ли положение тех, ради кого принимался закон. Кроме проверок, основания для выводов дают жалобы контрагентов сетей. По итогам мониторинга ФАС будет сформирован пакет поправок в закон о торговле. Необходимо, чтобы законодательство развивалось вслед  за меняющимися отношениями между участниками рынка».   

   С 1 февраля вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (Закон о торговле). Он направлен на создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров. Закон о торговле содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.
   Так, частью 6 статьи 9 Закона о торговле участникам торговой деятельности запрещено включать в цену договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть видов вознаграждения за исполнение торговой сетью условий этого договора, иных видов вознаграждения. В договор поставки продовольственных товаров законом также запрещается включать условия о совершении поставщиком действий или совершении услуг, направленных на продвижение товаров (услуг по рекламированию товаров, маркетинговых и других), а также понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях заключения договора поставки. Указанные нормы направлены на пресечение одного из наиболее распространенных методов, навязываемых торговыми сетями контрагентам и создающим дискриминационные условия доступа поставщиков продовольственных товаров на товарный рынок.
   Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющими поставки продовольственных товаров в торговые сети, устанавливаются обязанности по размещению (предоставлению) информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.
   Часть 1 статьи 13 Закона о торговле содержит антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, так как указанные действия могут привести к ограничению конкуренции в сфере розничной торговли и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов. При этом срок приведения условий договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу Закона о торговле составляет 180 дней со дня вступления в силу закона.
   Также Законом о торговле (статья 14) устанавливаются ограничения на приобретение дополнительных торговых площадей для целей торговой деятельности. Ограничения будут распространяться на торговые сети, доля которых превышает 25% в границах в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа.
   Кроме того, для предотвращения необоснованного препятствия осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установлению для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, статьей 15 Закона о торговле установлены запреты на определенные действия органов власти и органов местного самоуправления.