УФАС защитил сталеваров.

   Северо-Западный окружной арбитражный суд в Санкт-Петербурге 9 ноября 2009 года подтвердил обоснованность решения и предписания Вологодского управления ФАС о признании нарушившим ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Вологодская сбытовая компания», которая создает препятствия выходу ОАО «Северсталь» на оптовый рынок энергии и мощности.

  В Управление ФАС по Вологодской области поступило заявление от ОАО «Северсталь» (далее – Общество) о нарушении антимонопольного законодательства  ОАО «Вологодская сбытовая компания» (далее – Компания), выразившемся в препятствовании доступу Обществу на оптовый рынок энергии и мощности. Общество и Компания являются субъектами одного товарного рынка – розничного рынка электроэнергии Вологодской области. Кроме того, Общество по договору купли-продажи покупает электроэнергию  у Компании.      

   Компания является доминирующим хозяйствующим субъектом на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Вологодской области (приказом Вологодского УФАС России от 24.12.2007 № 195 Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по электрической энергии с долей более 65 процентов на территории Вологодской области), является гарантирующим поставщиком и имеет статус субъекта оптового рынка.

   На заседании комиссии в Вологодском УФАС представители Компании пояснили, что в соответствии с п. 8 Правил недискриминационного доступа смежные с заявителем субъекты оптового рынка обязаны обеспечить согласование не только документов, подтверждающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электроэнергии (мощности) на оптовом рынке, но и порядок информационного обмена, а также порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка. Следовательно, при согласовании документов согласующая сторона должна руководствоваться не формальным основанием, а рассматривать документы по существу и исходить из критериев достаточности и целесообразности. При этом высок риск предъявления претензий  к Компании со стороны Общества в связи с возможным отказом в доступе к услугам Администратора  торговой системы. Запрашиваемые Компанией документы действительно предоставляются Администратору торговой  системы оптового рынка. При технической проверке проходит системный анализ предоставленных документов (в том числе Перечня средств измерений), и при выявлении несоответствий и противоречий Обществу может быть отказано в доступе к услугам Администратора по основанию пп «б» п. 9 Правил недискриминационного доступа.

Представители Общества на заседании комиссии пояснили, что ОАО «Северсталь» ранее являлся субъектом оптового рынка, и все документы были согласованы.

Общество обратилось с жалобой в Комиссию при Наблюдательном  совете НП «Совет рынка» по рассмотрению обращений (жалоб) на действия (бездействие) субъектов электроэнергии, препятствующие доступу на оптовый рынок электроэнергии,  на действия Компании, которые препятствуют доступ на оптовый рынок электроэнергии, выразившееся в  отказе  согласования перечня средств измерений по причине неполноты представленных документов. Комиссия НП «Совет рынка» сделала следующие выводы: в соответствии с п. 8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течении 30 дней со дня получения обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка. Согласно п. 6, 7 Регламента коммерческого учета смежные с заявителем Участники ФОРЭМ обязаны одновременно согласовать Перечни средств измерений  для целей коммерческого учета (являющиеся либо самостоятельным документом, либо приложением к соглашению об информационном обмене) в течение 30 календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия предоставленных соглашений об информационном обмене и Перечней средств измерений для целей коммерческого учета требованиям указанного Регламента.

Причины, указанные ОАО «ВСК» носят либо необоснованный, либо некорректный характер. Таким образом, ОАО «ВСК» в нарушение предусмотренного п. 8 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы в течение тридцатидневного срока не обеспечило согласование с Обществом Перечня средств измерений.

Комиссия Вологодского УФАС признала действия (бездействие) Компании, выразившееся в отказе от согласования Перечня средств измерений, не соответствующим Правилам оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, препятствующими доступу ОАО «Северсталь»  на оптовый рынок электроэнергии. Рекомендовала Обществу доработать Перечень средств измерений с учетом замечаний Компании в течении семи  рабочих дней с даты оглашения решения комиссии, направить его на подписание в Компанию. А также предложила Компании подписать доработанный Обществом Перечень средств измерений и проинформировать об этом Комиссию в семидневный срок.       

Руководствуясь  ст. 23, частью 1 ст. 39, частями 1-4 ст. 41, частью  1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции»,  комиссия Вологодского УФАС решила:

1.  Признать ОАО «Вологодская сбытовая компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», выражающимся в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного уклонения от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета и Соглашения об информационном обмене, что создает препятствие доступу ОАО «Северсталь» на оптовый рынок электроэнергии (мощности).

2. Выдать ОАО «Вологодская сбытовая компания» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. 

   ОАО «Вологодская сбытовая компания» оспорила решение и предписание УФАС в Арбитражном суде Вологодской области. Суд принял сторону энергетиков. Но Северо-Западный окружной арбитражный суд признал правоту Вологодского антимонопольного управления.