Органы власти создали преимущественные условия предпринимателю на рынке ритуальных услуг

Сфера деятельности: Контроль органов власти

24 июля 2020 года  Вологодским УФАС России вынесено решение о нарушении Администрацией муниципального образования Городецкое (далее – Администрация поселения), Администрацией Кичменгско-Городецкого муниципального района (далее – Администрация района), Отделением МВД России по Кичменгско-Городецкому району  и индивидуальным предпринимателем N. (далее – Предприниматель)  антимонопольного законодательства.

Указанные органы власти и предприниматель признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, 12.05.2017г. между Администрацией поселения и Предпринимателем заключен договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, согласно которому Администрация поселения передала Предпринимателю во временное пользование  девять кладбищ, расположенных на территории поселения.

Согласно условиям договора аренды Предприниматель обязан нести расходы по содержанию имущества (кладбищ), принимать заказы на похороны и оформление соответствующих документов, выделять и готовить места для погребения умершего, вести реестр (регистрацию) захоронений на всех кладбищах и другие.

Кроме того, Администрация поселения и Предприниматель в период действия договора аренды заключали договоры по уборке и вывозу мусора с территорий мест захоронений и по содержанию проездов к местам захоронений.

Заключив договоры по содержанию проездов к местам захоронений и по уборке и вывозу мусора с территорий мест захоронений, Предприниматель в 2018-2019гг. извлек доход в размере 220 111,38 руб., в то время как за аренду кладбищ заплатил в размере 32 628,75 руб. Разница составляет 187 482,63 руб.

Вологодское УФАС России констатировало, что передача общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта Законом о погребении не предусмотрена. Земли общественных кладбищ не могут относиться к землям коммерческого использования (на условиях передачи в аренду или хозяйственное ведение). Нахождение общественного кладбища в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним функций выделения земельных участков под захоронение, контроля  за соблюдением порядка захоронений противоречит законодательству. Данный вывод подтверждается письмами ФАС России от 03.07.2014 № ЦА/26577/14 «Разъяснения по вопросу присвоения коммерческим организациям и некоммерческим партнерствам по результатам конкурса органами местного самоуправления статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела», от 30.09.2009 № АК/34001 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» и от 24.07.2009 № ПС/24493 «О рассмотрении обращения», а также постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07 и от 18.05.2011 № 17206/10.

Заключение договора аренды девяти кладбищ с наделением властных полномочий в нарушение требований законодательства Российской Федерации в совокупности с последующим ежегодным заключением договоров по содержанию проездов к местам захоронений и по уборке и вывозу мусора с территорий мест захоронений свидетельствует о заключении Предпринимателем и Администрацией поселения ограничивающего конкуренцию соглашения, что создает условия ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов.

 

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Вологодским УФАС России установлено, что 20.03.2018г. Администрация района, Предприниматель и ОМВД заключили соглашение о сотрудничестве в сфере похоронного дела и ритуальных услуг.

Соглашением было закреплено, что Предприниматель оказывает за счет своих средств и сил, с использованием собственных автотранспорта и сотрудников, оказывает услуги по безвозмездной доставке тел умерших граждан района в учреждение судебно-медицинской экспертизы трупов в г. Великий Устюг из с. Кичменгский Городок и обратно; при оказании услуг на платной основе осуществляет доставку тел умерших до с. Кичменгский Городок из других населенных пунктов Кичменгско-Городецкого муниципального района и обратно; на платной основе (включая стоимость товаров (предметов)) предоставляет и осуществляет доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения по месту нахождения учреждения судебно-медицинской экспертизы при выдаче тел умерших, в том числе выполняет погрузочно-разгрузочные работы; самостоятельно утверждает стоимость услуг по доставке тел умерших граждан и цены на гроб и другие предметы, необходимые для погребения.

Администрация района в рамках Соглашения обязуется оказывать Предпринимателю содействие путем информирования населения Кичменгско-Городецкого муниципального района о предоставлении Предпринимателем услуг, указанных в Соглашении, через районную газету «Заря Севера», официальные сайты Кичменгско-Городецкого муниципального района и органов местного самоуправления района (органов администрации района) и информационные ресурсы администраций сельских поселений.

ОМВД в рамках Соглашения обязуется при назначении сотрудниками полиции экспертизы направлять письменную заявку в адрес Предпринимателя с указанием местонахождения трупа и примерное время его доставки; предоставлять документы (либо содействует в их получении), необходимые для транспортировки тела умершего в учреждение судебно-медицинской экспертизы; информировать Администрацию района о предоставлении услуг Предпринимателем по мере необходимости по письменным запросам.

Заключение такого Соглашения не допустимо, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и создает преимущественные условия

Таким образом, рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, Вологодское УФАС России пришло к выводу о нарушении Администрацией поселения, Администрацией района, ОМВД и Предпринимателем  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В целях устранения указанных нарушений Вологодское УФАС России выдало Администрации района и Предпринимателю предписание;  Администрации поселения выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.