• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные итоги рассмотрения анкет публичных обсуждений за 2 квартал 2018 года

15 июня 2018 года состоялись Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Вологодкого УФАС России за 2 квартал 2018 года в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок. Слушания проходили в актовом зале Вологодского государственного университета.

Провела Публичные обсуждения руководитель Вологодского УФАС России Наталия Мерзлякова.

         Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Вологодское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на указанные в специальных анкетах и поступившие до начала мероприятия вопросы.

В слушаниях приняли участие 150 человек, из них 15 заполнили анкеты.

Средний бал по соответствию мероприятия ожиданиям участников составил 4,9 баллов из 5 возможных.

         Участникам было предложено оценить по 5-бальной шкале проведенные Публичные обсуждения по нескольким позициям:

- по тематической направленности – 4,9;

- по программе – 4,8;

- по квалификации выступающих – 4,9;

- по организации мероприятия – 5

 

По результатам анкетирования поступило предложение от представителей малого бизнеса организовать учебные мероприятия для субъектов малого бизнеса по участию в государственных и муниципальных закупках.

Вологодское УФАС России публикует ответы на вопросы, поступившие до начала и во время проведения мероприятия.

  1. Государственное учреждение столкнулось  с отказами со стороны частных компаний на заключение договоров на вывоз мусора. Как можно на них повлиять? Можно ли принудить к  исполнению уже  заключенного контракта?

Ответ:   В случае, когда между Заказчиком и организацией, оказывающей услуги по вывозу мусора, заключен государственный либо муниципальный контракт в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и исполнитель отказывается исполнять свои обязательства по контракту, Заказчику следует руководствоваться положениями контракта о применении мер ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.

В случае, когда Заказчик намерен заключить договор на оказание услуг по вывозу мусора с единственным поставщиком в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, однако конкретные организации отказываются заключать подобные договоры, Заказчик не имеет права понуждать подобные организации к заключению договоров, так как на данном рынке отсутствуют организации, занимающие доминирующее положение; рынок конкурентный, в связи с чем действия по заключению подобных договоров - это коммерческий выбор той или иной организации.

 

  1. Является ли ограничением конкуренции  объединение в одном аукционе оказания услуг по промывке и опрессовке системы отопления административного здания  и услуг по поверке тепловых счетчиков данной системы?

Ответ: Данный вопрос  требует дополнительного анализа нормативной правовой базы, регулирующей порядок оказания услуг по промывке и опрессовке системы отопления, а так же услуг по поверке тепловых счетчиков на предмет возможности оказания данных услуг отдельно друг от друга. Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, в случае, если указанные услуги не взаимосвязаны между собой, и имеется возможность их оказания отдельно друг от друга, то их объединение в один лот при проведении закупки будет являться нарушением ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

  1. Рассматривает ли Вологодское УФАС России заявления (жалобы) юридических лиц на решения органов исполнительной власти области, связанные с отказом предоставлении государственных услуг?

Ответ: Да, рассматривает. Порядок рассмотрения изложен  в статье 44 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

1. Заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

2. К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (далее - документы). В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

3. В случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения, о чем уведомляет в письменной форме заявителя в течение десяти рабочих дней со дня их поступления.

4. Антимонопольный орган рассматривает заявление или материалы в течение одного месяца со дня их представления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления или материалов, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.

  1. Можно ли  изменить цену контракта на стадии заключения контракта  - в частности, увеличить на 10%?

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Согласно ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

Исходя из буквального толкования статьи 70 Закона о контрактной системе, данная статья не предполагает увеличение цены контракта и количества товара по одной из позиций на 10% на стадии заключения контракта при проведении электронного аукциона.

Аналогичные нормы содержатся и в положениях соответствующих статей Закона о контрактной системе, регулирующих другие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Однако возможно увеличение количества закупаемого товара на стадии заключения контракта в соответствии с ч.18 ст. 34 Закона о контрактной системе, но только в случае проведения конкурса или аукциона - при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

 

  1. Можно ли  рекламировать методы диагностики (УЗИ-диагностика  и другие)?  Если врач ведет прием,  как правильно указывать в рекламе - "ведет прием врач нарколог (педиатр)" или указывать направления: "наркология", "педиатрия" и пр.?

 

Ответ:  Методы диагностики рекламировать можно, соблюдая требования законодательства. Согласно п.7 ст.24  Закона о рекламе   реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию,  необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Таким образом, при рекламе услуг медицинских учреждений (в т.ч. врачей-специалистов, методов диагностики, в том числе УЗИ-диагностики) необходимо указать «имеются противопоказания, необходима  консультация специалиста». В печатном издании предупреждение должно составлять не менее пяти процентов площади данной рекламы.  
Оказание медицинских услуг являются лицензионным видом деятельности ( Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» , ПостановлениеПравительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" )
Приказом  Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н(ред. от 10.12.2014) "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2012 N 23010) утверждена номенклатура медицинских услуг.          В п.7 ст.24  Закона о рекламе  говорится, в том числе, о рекламе медицинских услуг; в нем не указано такое понятие, как «медицинская деятельность».  
П. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» разграничены понятия медицинских услуг и медицинской деятельности. Деятельность признана более широким понятием, нежели услуга, потому запреты закона «О рекламе» не могут распространяться на рекламу медицинской деятельности, не связанную указанием на медицинские услуги, перечень которых определен Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.
Такой же позиции придерживается и ФАС России.  На основании разъяснений, данных Федеральной антимонопольной службой России от 20.01.2014 г. № АК\1193\14, согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. 

При этом медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. 
             Таким образом, с учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия части 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», в том числе в случаях, когда такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.
               Например, в рекламе «Открылся новый медицинский центр. Проктология. Урология»   указаны виды медицинской деятельности, которые оказываются в медицинском центре, а не конкретные медицинские услуги. Данная реклама видов медицинской деятельности не должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний и о необходимости получения консультаций специалистов.
Таким образом, реклама: "ведет прием врач нарколог (педиатр)" должна сопровождаться пометкой «Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста». При рекламе: "наркология", "педиатрия" такой пометки не требуется.