• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Развитие рынка нефтепродуктов - одно из приоритетных направлений развития экономики региона

С таким посылом согласились участники рабочего совещания, которое прошло 8 декабря 2017 г. в Вологодском УФАС России.

В совещании приняли участие заместитель Губернатора области Виталий Тушинов, заместитель начальника Департамента ТЭК и тарифного регулирования Михаил Кривохижин, председатель постоянного комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Денис Долженко, а также представители крупнейших поставщиков на рынке нефтепродуктов региона ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»,  ПАО «Газпром нефть», ООО «Газпромнефть-Центр».

Открывая рабочую встречу, Наталия Мерзлякова отметила, что проблема  цен на бензин и дизельное топливо является социально значимой и актуальной для всех жителей региона.

«Мы собрались обсудить дальнейшие перспективы решения этого вопроса, так как применение только мер административного воздействия, не приводит к ожидаемому результату. И только эффективное взаимодействие региональной власти и основных участников рынка, качественное изменение нормативных правил, влияющих на развитие рынка может сдвинут с точки безысходности ситуацию в нашей области»  - обратилась к присутствующим Наталия Валерьевна.

Заместитель Губернатора Виталий Тушинов отметил, что  из-за сложившейся ситуации с ценами на бензин  бюджет Вологодской области несет серьезные потери.  Так, например, перевозчики - потенциальные потребители топлива  проходят участки федеральной трассы по территории области без дозаправки.

 -  Мы предприняли достаточно активные шаги для привлечения на территорию Вологодской области новых участников этого процесса, - заметил Виталий Тушинов. - Одним из них стала группа компаний «Шелл»  – это «Шелл-АЗС». На сегодня у нас появился новый оператор на территории области – ПАО «Газпром нефть», но их доля на рынке пока незначительна.  Из двухсот  автозаправочных станций, присутствующих на территории Вологодской области, шестьдесят одна  АЗС – это станции «Лукойл-Волганефтепродукт».

Виталий Тушинов отметил, что отсутствие в Вологодской области нефтеперерабатывающей промышленности приводит к необходимости ввозить все виды бензинов и дизельного топлива в регион из соседних регионов, что не может не сказываться на уровне цен и влияет на развитие рынка.

Одним из важных аспектов является наличие нефтебаз в Вологодской области.  Сегодня их  три  – вологодская, череповецкая, великоустюгская. До недавнего времени функционировали еще нефтебазы, которые на сегодняшний день закрыты или выкуплены в частную собственность. Достаточно большой интерес могут представлять те нефтебазы, которые хорошо логистически  связаны с Волго-Балтийским путем, что обеспечит  дешевизну доставки топлива. Но на сегодняшний день белозерская нефтебаза закрыта, вытегорская находится в частных руках. Поэтому тем интересантам, которые готовы активно представлять свои позиции в Вологодской области, в первую очередь стоит задуматься о возможном возобновлении деятельности этих нефтебаз, поскольку их логистическое преимущество очевидно.

Виталий Тушинов пояснил, что для  привлечения новых игроков  на рынок нефтепродуктов  необходимо решать вопрос изменения зоны присутствия самого крупного игрока - ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт».  Если такие договоренности будут достигнуты, то группа компаний «ЛУКОЙЛ»  может получить снижение доли  на рынке, что повлечет  расширение зоны присутствия других компаний и в итоге поменяется ситуация, связанная с  доминированием на рынке.

В рамках  мероприятий по строительству   дороги в обход  города Вологды Правительством Вологодской области запланирована возможность использования нескольких земельных участков под строительство АЗС для привлечения новых операторов.  А инвестиционный интерес к этим площадкам будет обеспечен за счет подготовки  в процессе строительства дороги и инфраструктурных объектов.

Заместитель начальника Департамента ТЭК и тарифного регулирования Михаил Кривохижин проинформировал участников совещания, что в рамках подписанного соглашения с ПАО «Газпром нефть»  планируется строительство около 20 автозаправочных станций по основным магистралям  на территории Вологодской области.

- Правительство занимается не только развитием рынка нефтепродуктов, но и газомоторного топлива, - отметил Михаил Кривохижин, - в перспективе транспорт будет заправляться не только бензином, но и газомоторным топливом. 

Руководитель ярославского филиала  ООО «ГАзпромнефть-Центр» Дмитрий  Шиндяпин  отметил, что для привлечения на рынок новых игроков необходимо информационное сопровождение программы развития дорожной сети Вологодской области.  В частности, хотелось бы оперативно получать информацию о торгах  по предоставлению земельных участков   в рамках строительства.

По мнению представителей крупных поставщиков нефтепродуктов, участвующих в рабочей встрече, одним из барьеров входа на рынок новых операторов является сложность приобретения  земельных участков под строительство АЗС.

В связи с этим старший государственный инспектор Олег Сучков выступил с предложением аккумулировать всю информацию о государственных и муниципальных торгах по продаже или аренде земельных участков размещать на сайте Правительства и Департамента ТЭК и тарифного регулирования.

Председатель постоянного комитета по экономической политике и собственности Законодательного Собрания области Денис Долженко, выступая перед участниками рабочей встречи, заметил:

-  Делая выводы об уровне цен, наши граждане не обращают внимания на такую вещь, как бонусы и стимулирующие программы, у многих компаний они есть, есть и у «ЛУКОЙЛА». Эти   программы стимулируют потребителя, происходит накопление баллов, с учетом которых цена на топливо уже будет не такая, как указана  на стеллах  АЗС.  Эти акции направлены на привлечение клиентов и должны учитываться при мониторинге и анализе ценовой ситуации.

Подводя итоги рабочей встречи, Наталия Мерзлякова выразила надежду, что  в рамках принятого в регионе Стандарта конкуренции рынок нефтепродуктов будет утвержден как приоритетный или социально значимый, на развитие которого будут направлены самые действенные механизмы.