Обобщенные итоги публичных обсуждений за 4 квартал 2017 года и ответы на поступившие вопросы

Обобщенные итоги публичных обсуждений за 4 квартал 2017 года

 

6 декабря 2017 года состоялись Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Вологодкого УФАС России за 4 квартал 2017 года в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок в Большом зале Правительства Вологодской области.

Провела Публичные обсуждения руководитель Вологодского УФАС России Наталия Мерзлякова.

         Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Вологодское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на указанные в специальных анкетах и поступившие до начала мероприятия вопросы.

В слушаниях приняли участие  .. человек, из них 34 заполнили анкеты.

Средний бал по соответствию мероприятия ожиданиям участников составил 4,9 баллов из 5 возможных.

         Участникам было предложено оценить по 5-бальной шкале проведенные Публичные обсуждения по нескольким позициям:

- по тематической направленности – 4,9;

- по программе – 4,9;

- по квалификации выступающих – 4,9;

- по организации мероприятия – 4,9.

 

Все участники слушаний, заполнившие анкеты, отметили, что считают необходимым введение в практику проведение подобных мероприятий.

 

Вологодское УФАС России публикует обобщенные ответы на вопросы, поступившие до начала и во время проведения мероприятия, а также в анкетах.

1 вопрос.

Если в условиях конкурсной документации по ОСАГО – обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков, владельцев опасных объектов и т.д.   – содержится неверный расчет страховой премии, как поступать в данном случае страховщику?

 

Ответ: при расчете начальной (максимальной) цены (далее - НМЦ)  контракта Заказчик должен четко соблюдать все требования законодательства, в частности Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Указаний Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».  В случае обнаружения ошибок при осуществлении расчета НМЦ:  во - первых, Страховщик вправе обратиться к Заказчику с запросом о разъяснении, в результате чего Заказчик может произвести перерасчет начальной (максимальной) цены контракта и продлить закупку; во – вторых, Страховщик вправе обжаловать указанные действия в соответствующие контролирующие органы, компетенция которых определена статьей 99 Закона о контрактной системе либо в судебном порядке. Проверку правильности расчета начальной (максимальной) цены контракта осуществляет Федеральное Казначейство Российской Федерации и его территориальные органы, Федеральная антимонопольная служба  проверяет только наличие самого расчета НМЦ.

 

2 вопрос.

Каким образом поступать участникам торгов, при наличии в документации критериев, явно свидетельствующих о предпочтении одному из участников торгов? Например, указывается требование о размере уставного капитала, или об определенной  доле рынка конкретного вида страхования, т.е. указываются явные критерии, которым соответствует то или иное лицо.

 

Ответ: участники торгов вправе обжалось подобные действия в контролирующем органе, в частности в Федеральной антимонопольной службе либо ее территориальном органе со ссылкой на наличие ограничения конкуренции при проведении торгов. 

 

3 вопрос.

Имеет ли право организатор торгов устанавливать критерии по обеспечению выбора страховщика по обязательному страхованию? Насколько правомерно при определении страховщика по обязательному страхованию в качестве критерия указывать цену?

 

Ответ: В случае, если Заказчик  для заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков, обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте) проводит конкурс, он обязан установить критерии оценки заявок в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе. В том числе на основании ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе  в документации о закупке Заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Таким образом, подобные действия Заказчиков не противоречат требованиям законодательства.

 

4 вопрос.

Насколько правомерны действия Заказчика, указывающего в извещении о проведении закупки информацию о начале приема заявок сразу с момента публикации извещения в Единой информационной системе либо в течении нескольких часов после публикации извещения? Например, в 10.00 размещена информация о закупке в отношении 50 объектов, прием документов начинается в 14.00. При данной ситуации в соответствии с законодательством при прочих одинаковых предложениях,  победителем признается тот, кто раньше подаст документы. За несколько часов подготовить документы не всегда возможно, соответственно, при подобных действиях Заказчика, а также действиях одного из участников конкурса, подающего заявку сразу после указанного времени принятия документов, велика вероятность предварительной договоренности Заказчика с будущим победителем. Каким образом эффективно  могут отреагировать на данные сомнительные торги (конкурсы, закупки и т.п.) иные участники торгов (конкурсов, закупок и т.п.)?

 

Ответ: Закон о контрактной системе не содержит запрета на указание в извещении о проведении закупки срока начала приема заявок, устанавливается только минимальный срок, который отводится на подачу заявок. Поэтому, в случае, если общий срок для подачи заявок Заказчиком не сокращен, в его действиях отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе. Вместе с тем, если участник закупки будет обладать какими-либо доказательствами о наличии сговора между Заказчиком и конкретным участником закупки, ставшим в дальнейшим победителем, такой участник может направить в антимонопольный орган заявление о наличии нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О защите конкуренции".

 

5 вопрос.

На официальном сайте Комитета государственного заказа Вологодской области размещена информация о закупках, осуществляемая единственным поставщиком. Осуществляет ли ФАС России контроль данных процедур?

Ответ: Закон о контрактной системе позволяет органам местного самоуправления, субъектам Российской Федерации принимать свои нормативно-правовые акты в рамках развития контрактной системы.                     27 мая 2013 года Правительство Вологодской области приняло Постановление № 537 об электронной системе Электронный магазин, оператором которой является Комитет государственного заказа Вологодской области. Согласно указанному Постановлению, органы исполнительной государственной власти области, являющиеся государственными заказчиками области, казенные и бюджетные учреждения области, государственные унитарные предприятия области, осуществляющие закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, осуществляют выбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заключения гражданско-правовых договоров в случаях осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона, в электронной системе "Электронный магазин".  В полномочия антимонопольного органа не входит осуществление контроля за проведением закупок с единственным поставщиком в электронной системе «Электронный магазин».

 

6 вопрос.

В настоящее время субъект естественной монополии и другие организации, проводящие закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в закупочной документации по страхованию как обязательному, так и добровольному, устанавливают требование о предоставлении участниками следующих документов: копии приказов о назначении, копии трудовых книжек, письменные согласие на обработку персональных данных. Насколько правомерны такие требования?

 

Ответ: Закупочная деятельность заказчика, осуществляющего закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" регулируется данным законом и Положением о закупке. Указанное Положение является документом, который регламентирует и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Таким образом, Заказчик при проведении конкретной процедуры, предусмотренной Положением о закупке, самостоятельно определяет в закупочной документации требования к участникам закупки о наличии каких-либо документов и предъявлении их в составе заявки. Вместе с тем, закупочная документация должна содержать перечень конкретных документов, требуемых от участников закупки. Документы, не указанные в закупочной документации требовать от участников закупки нельзя.

 

7 вопрос.

Как действовать в случае, если заказчик заключает контракт с победителем ранее срока, установленного законом?

 

Ответ: Нарушение срока заключения контракта является нарушением  Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В случае установления подобного факта участник закупки вправе обжаловать действия Заказчика в судебном порядке, а так же обратиться в контролирующий орган с просьбой провести внеплановую проверку на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.

 

8 вопрос.

Как действовать в случае, если Заказчик несвоевременно публикует протоколы (такие факты дают основание полагать о наличии недобросовестных и противоправных действий Заказчика)?

 Ответ: В подобном случае следует обжаловать действия заказчика в антимонопольном органе в соответствии со ст. 105 Закона о контрактной системе либо в судебном порядке в случае, если закупка проводиться в раках Закона № 223-ФЗ.