Цифровая экономика порождает новые формы конкуренции и новые формы монополизма
Начальник Управления по контролю промышленности ФАС России Нелли Галимханова рассказала о трансформации конкуренции в сфере промышленности в ходе сессии «Монополии цифровой экономики. Как государству обеспечить защиту на цифровых рынках?», которая прошла в рамках форума Открытые инновации.
«Мы отмечаем что промышленные предприятия все больше ощущают наступление цифровой эпохи, - отметила она. – Но «цифровые» антимонопольные кейсы существуют пока только в отрасли информационных технологий».
В качестве примера применения больших данных в сфере легкой промышленности Нелли Галимханова напомнила о бизнес-модели компании Zara, основанной на анализе данных о результатах продаж новой коллекции, сверхскоростной цепочке поставок и сокращении производственного цикла, что позволяет угнаться за вкусами потребителей и полностью избежать рисков, связанных с неопределенностью спроса.
Она подчеркнула, что бизнес-модели трансформируются, формируя «подрывную» бизнес модель, что, по словам, начальника Управления промышленности является «новой конкурентной силой Индустрии 4.0». Большие данные и цифровые технологии ведут к высокой скорости принятия решений, выстраивания коммуникаций с покупателями или поставщиками и контроля, как со стороны спроса, так и со стороны предложения.
«Это т.н. экономика «совместного пользования». Компании, не обладающие большими площадями или активами имеют большую стоимость, например, по данным Forbes от августа 2016 года капитализация Airbnbоценивается в 30 млрд $, что значительно больше, чем, к примеру, капитализация известных мировых сетей отелей», - заявила Нелли Галимханова.
Конкуренция эволюционирует вместе с индустриальными революциями. Так, начальник Управления промышленности ФАС России рассказала, что в эпоху Индустрии 1.0 это была ценовая конкуренция, во время Индустрии 2.0 - эффект масштаба производства, Индустрия 3.0 привела к неценовой конкуренции, а новая Индустрия 4.0 поставила во главе поведенческую экономику.
«Нам необходимо учитывать возможность иррациональности поведения хозсубъектов», - отметила она, говоря об изменениях в рассмотрении антимонпольных дел.
Среди вызовов, стоящих перед антимонопольным регулированием Нелли Галимханова назвала высокую скорость изменения отраслей, «подрывные» бизнес-модели, размывание границ отраслей, изменение ценностных ориентиров.
«Антимонопольный орган опирается на анализ состояния конкуренции, а характер конкуренции в отраслях меняется, появляются новые барьеры. В связи с этим должны измениться и подходы к регулированию, к анализу рынков. Также нужно повысить в целом скорость антимонопольного реагирования», - подытожила она.