Вологодское УФАС предупреждает заказчиков о появлении постоянных жалобщиков

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Семь процентов жалоб, поступивших за неполные 9 месяцев 2017 года в Вологодское УФАС в рамках контроля Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» направлены постоянными жалобщиками – к такому выводы пришли сотрудники антимонопольного органа при подведении итогов работы  за 9 месяцев текущего года.  

- Начиная с конца 2016 года мы наблюдаем тенденцию к появлению организаций, которые, не принимая участие в закупках и  не претендуя на заключение контрактов, обжалуют действия заказчиков на положения документации о проведении закупки, - говорит исполняющая обязанности начальника отдела контроля органов власти и закупок Вологодского УФАС Юлия Васянович. – В последнее время это явление приобрело массовый характер,  такая ситуация наблюдается не только в вологодском антимонопольном органе, но и в целом по стране: очень большое количество жалоб с похожими доводами поступает от одних и тех же организаций.

Как правило, постоянные жалобщики выбирают крупные закупки с большой начальной (максимальной) ценой контракта (сфера ремонта дорог, сфера строительства) и подают жалобу на документацию о проведении закупки.

Так,  в первом полугодии 2017 года в Вологодское УФАС поступило 7 жалоб от ООО «Перспектива» (г.Самара).

В некоторых из них объектами закупки являлись:  ремонт уличного покрытия в г.Великом Устюге с ценой контракта  22 540 691, 00 руб. (заказчик - администрация г.Великого Устюга) ,  ремонт дорог в г.Череповце с ценой контракта 329 945 670,00 руб. (заказчик - департамент ЖКХ Мэрии г.Череповца) и  выполнение строительно-монтажных работ с ценой  контракта 72 900 000,00 (заказчик МКУ «Управление капитального строительства и ремонтов» г.Череповца).  

ООО «Стройинвест», зарегистрированное в г.Уфе,  в 1 квартале 2017 г. подало в Вологодское УФАС 5  жалоб . Заявитель обжаловал следующие закупки:  ремонт улично-дорожной сети в Череповце (заказчик – департамент ЖКХ Мэрии г.Череповца, цена контракта 329 945 670,00 руб.); содержание и ремонт территории общего пользования г.Сокола (администрация Сокола). Две жалобы  касались закупок на выполнение строительно-монтажных работ ( заказчик - МКУ «Управление капитального строительства и ремонтов», цена каждого контракта по 7 млн.руб.). Только две из семи жалобы были признаны частично обоснованными, пять жалоб признаны необоснованными.

И, наконец, ООО «Профит-плюс», зарегистрированный в г. Сочи, подал в Вологодское УФАС в 1 квартале  2017г.   5 жалоб.

Доводы  у подобных жалоб очень объемные, и их очень много; касаются они всей закупки: требований к извещению,  требований к описанию объекта, требований к участникам, к составлению проекта контракта. В подавляющем большинстве такие жалобы признаются необоснованными.  
          Еще одна особенность подобных жалоб: подаются они, как правило, в последний момент – за день, а то и за несколько часов до истечения срока подачи заявок на участие в закупке.

-  Согласно статье 105 Закона 44-ФЗ  любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц имеют право обжаловать закупку, - говорит Юлия Васянович. -  В связи с этим у контролирующего органа нет оснований для возврата такой жалобы, хотя на момент ее рассмотрения подача заявок может быть окончена, и уже могут появиться протоколы рассмотрения заявок.

            Не смотря на то что  в большинстве случаев подобные жалобы признаются необоснованными, они могут привести к негативным последствиям для заказчика. Так, появление жалобы в ходе проведения закупки всегда затягивает ее сроки. Заказчику приходится продлевать срок заключения контракта, в результате могут сдвинуться сроки  исполнения работ. Это, в свою очередь, может неблагоприятно сказаться на закупочной деятельности заказчика, на эффективности  закупки. Например,   продлевание  срока исполнения работ ставит под сомнение всю целесообразность проведения закупки – в случае проведения закупки «впритык»  к моменту начала работ по исполнению контракта. 
            В связи с этим сотрудники отдела контроля органов власти и закупок Вологодского УФАС рекомендуют заказчикам более тщательно подходить к подготовке документации закупки, а также просматривать практику рассмотрения подобных жалоб антимонопольными органами.
            Наличие даже формальных нарушений в конкурсной документации не всегда несет негативные последствия для участника закупки, но всегда является сигналом заказчику о необходимости обратить внимание на «узкие» места в документации.