Состояние конкуренции на рынке банковских услуг

28 марта 2017 года в г. Москве состоялся Съезд Ассоциации российских банков на тему: «Развитие, а не стагнация. Конкуренция – главный рычаг экономического роста».

В мероприятии, помимо представителей ФАС России, приняли участие представители Минфина России, Банка России, иных министерств и ведомств, ведущие аналитики банковского рынка, топ-менеджеры кредитных организаций и других компаний.

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров выступил с докладом, посвященным результатам выборочного анализа состояния конкуренции на рынке банковских услуг за период с 2011 по 2016 гг.
Так, Андрей Кашеваров констатировал, что количество кредитных организаций с 2011 года в целом сократилось на 38,4%, а именно на 389 единиц. При этом процент такого сокращения в год вырос с 3,4 до 15%. Если рассматривать этот показатель на уровне федеральных округов, то можно отметить, что в шести округах сокращение числа банков составило более чем на 1/3.

Несмотря на рост активов банковской системы в 2,37 раза, количество тех кредитных организаций, которые составляют 80% этих активов, сократилось в два раза (с 50 до 24). На уровне же федеральных округов таких организаций стало преимущественно меньше 10.

Ввиду этих обстоятельств доля государственного участия в банковской системе продолжает расти и в настоящее время составляет более 50%.

Одновременно с этим сократилось более чем на 60% и количество филиалов банков (средний процент такого сокращения в год составляет 17,1%). К концу исследуемого периода после наблюдавшегося роста также сократилось количество их внутренних структурных подразделений (на 21,5%), а также количество их банкоматов и платежных терминалов (на 12,5%).

Вместе с тем, за последние шесть лет, в том числе, в связи с участием в санации банков в два раза выросло количество групп кредитных организаций - приблизительно с 16 до 32 таких групп.

Доля тройки лидеров на федеральном рынке является стабильно высокой (58,8-62,9%) на протяжении всех последних шести лет. 

Концентрация же абсолютного большинства региональных рынков (от 56 до 79 субъектов РФ в соответствующих периодах) является крайне высокой и доли тройки лидеров на этих рынках составляют от 70,1 до 100%. К числу указанных банков при этом преимущественно относились банки с государственным участием в уставном капитале.

На федеральных рынках кредитования физических лиц и привлечения денежных средств физических лиц в банковские вклады (на банковские счета) доли троих лидеров за исключением ряда случаев росли и к началу 2017 года составили 62,3 и 60,7% соответственно.

Самым крупным игроком на федеральных рынках оказания этих услуг физическим лицам неизменно являлась группа Сбербанка и к 2017 году ее доля составила: на рынке кредитования – 41,2%; на рынке привлечения средств – 46,8%. Отрыв второго игрока от лидера в разные моменты времени составлял от 16,1 до 37,6%.

Что касается региональных рынков кредитования физических лиц и привлечения средств физических лиц, на них к 2017 году группа лиц Сбербанка лидирует соответственно в 78 и 79 субъектах РФ с долями от 26 до 88%.

В целом же количество высококонцентрированных рынков кредитования физических лиц в период с 2011 года выросло в 2,8 раза (с 27 до 76 субъектов РФ), тогда как количество рынков с умеренной концентрацией сократилось в шесть раз (с 54 до 9 субъектов РФ).

Структура рынка привлечения средств физических лиц при этом к концу исследуемого периода определялась высокой концентрацией на рынках 81 субъекта РФ; умеренной концентрацией – 4 субъектов РФ.

Низкоконцентрированные рынки кредитования и привлечения денежных средств физических лиц (рынки с высоким уровнем конкуренции) отсутствуют.

На рынках оказания услуг юридическим лицам динамика состояния конкуренции является разнонаправленной.

Так, доли трех лидеров на федеральных рынках кредитования юридических лиц и привлечения средств юридических лиц за исключением ряда случаев сокращения (в том числе к концу периода) преимущественно росли и к началу 2017 года составили 58,8 и 62,9% соответственно.

При этом самым крупным игроком на рынке кредитования юридических лиц неизменно являлась группа Сбербанка, доля которой к 2017 году составила 33,1% (на региональных рынках к 2017 году эта группа лидирует в 56 субъектах РФ с долей от 26 до 82%). Отрыв второго игрока после резкого сокращения в середине периода до 5,8% к концу исследуемого периода вновь увеличился и составил 17,5%.

Вместе с тем, на рынке привлечения средств юридических лиц в разные периоды времени лидирующие позиции в тройке занимали группы лиц ВТБ и Сбербанка с долями 17-28% и 13-31% соответственно.

Структура региональных рынков кредитования и привлечения средств юридических лиц не являлась стабильной – количество рынков с высокой концентрацией как увеличивалось, так и сокращалось.

К началу 2017 года высокой концентрацией характеризуются рынки кредитования юридических лиц 47 субъектов РФ (с долями тройки лидеров от 70,1 до 99,6%); рынки привлечения средств юридических лиц – 62 субъектов РФ (с долями тройки лидеров от 70,2 до 100%).

Рынки с низкой концентрацией либо отсутствовали, либо составляли незначительное количество.

Поддерживая позицию о необходимости очищения рынка от недобросовестных игроков, спикер также отметил, что, несмотря на наблюдающуюся тенденцию к сокращению числа банков, основной причиной концентрации является ужесточение требований к банкам  (как правило, к размерам их собственного капитала) при допуске к оказанию услуг государству и в рамках государственных программ.

В связи с этим, как сообщил замглавы антимонопольного ведомства, ФАС России согласен с Ассоциацией российских банков и придерживается мнения о том, что размер капитала банка не характеризует его финансовую устойчивость и вместо капитала для оценки банков при их отборе в тех или иных целях целесообразнее использовать в текущем периоде рейтинги включенных в реестр Банка России  рейтинговых агентств.

Критерии отбора по размеру собственного капитала и иные преференции в пользу крупных и государственных банков, по мнению ФАС России, в том числе стимулируют иные банки, особенно в кризисные периоды, к недобросовестному поведению, что подтверждается практикой правоприменения антимонопольных органов, которые, например, фиксируют случаи недобросовестной конкуренции на рынке вкладов граждан (агрессивное привлечение средств с последующим неисполнением заявленных условий по процентным ставкам в части пополнения).

Аналогичным образом использование этих критериев, по словам Андрея Кашеварова, побуждает региональные власти создавать преимущества крупным банкам, в том числе путем рекомендаций перехода на обслуживание для подконтрольных лиц.

В связи с этим были озвучены некоторые предложения, которые, как полагают в антимонопольном ведомстве, будет способствовать развитию конкуренции на рынке банковских услуг, а именно:

изменить подходы к допуску банков к оказанию услуг государству и в рамках государственных программ в пользу конкуренции;

использовать только конкурентные механизмы распределения субсидий для обеспечения льготного кредитования по примеру программы субсидирования автокредитования;

обеспечить равный доступ к информации федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, в том числе используя одинаковые условия и механизмы представления информации для всех банков;

исключить правовые условия, позволяющие доминирующим игрокам влиять на условия обращения услуг на рынке, в том числе изменив расчет среднерыночного значения полной стоимости кредита;

унифицировать правила приема онлайн-платежей через сайты федеральных органов исполнительной власти, порталы госуслуг и ГИС ЖКХ, обеспечив возможность оплаты со счетов любых банков;

стимулировать и развивать использование дистанционных каналов обслуживания, включая внедрение расширенных возможностей по удаленной идентификации клиентов на равных условиях.

Правоприменительная практика антимонопольных органов при этом, как сообщил заместитель руководителя ФАС России, может быть также сконцентрирована на действиях региональных властей, выполняющих их функции организаций, государственных внебюджетных фондов, в том числе при:

проведении отбора банков для размещения средств фонда капитального ремонта многоквартирных домов на предмет применения не предусмотренных законом требований к банкам; а также применения правил оценки заявок в интересах только крупных банков;

доставке и перечислении гражданам социальных выплат на предмет проведения не предусмотренных законом торгов на выбор банка для компенсации его расходов на осуществление этой деятельности; а также ограничения граждан в выборе банка для открытия банковского счета.

По материалам пресс-службы ФАС России