Сотрудники Вологодского УФАС рассказали журналистам о конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов

 21 марта 2017 года в Вологодском УФАС состоялась пресс-конференция на  тему  «Состояние конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортировке твердых коммунальных отходов».

Начальник отдела контроля антимонопольного законодательства и экономического анализа  Наталия Проничева и ведущий специалист-эксперт Андрей Минаев проинформировали журналистов о результатах проведенного  анализа состояния конкуренции на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Вологодской области в 2016 году.

Анализ рынка проводился в географических границах городов Вологды и Череповца.  В 2016 году на территории города Вологды услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) оказывали 14 хозяйствующих субъектов, на территории Череповца - 7 хозяйствующих субъектов.

Ни в областном центре, ни в городе металлургов  в 2016 году не установлено ни одного доминирующего хозяйствующего субъекта (имеющего долю более 50%).  В  то же  время в Вологде   установлен  один хозсубъект, занимающий на  рынке долю в 33%, в Череповце  – 2  хозяйствующих субъекта с долей около 33% каждый.   

         Экономисты Вологодского УФАС оценили  рынок услуг по сбору и транспортированию ТКО  в границах г. Вологды  как рынок  с недостаточно развитой конкуренцией: три крупнейших хозяйствующих субъекта  на данном рынке услуг занимают долю более 60% от всего объема данного рынка.  Рынок  услуг по сбору и транспортированию  ТКО в границах г. Череповца относится к рынку  с  неразвитой конкуренцией:  доля трех крупнейших хозяйствующих субъектов рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО составляет более 80%.  

Доля услуг каждого перевозчика (продавца данных услуг) рассчитывалась в соответствии с тем объемом отходов,  который он  смог собрать и отправить на полигон. 

Наталия Ивановна Проничева пояснила журналистам, что уровень развития  конкуренции  на рынке зависит не от количества хозяйствующих субъектов (их может быть и больше), а от того объема услуг, который предоставляет каждый из них.

Главный специалист-эксперт Андрей Минаев рассказал журналистам о выявленных  барьерах  входа на рынок. Так, экономическими  ограничениями для входа новых хозяйствующих субъектов на рынок услуг по сбору и транспортированию  ТКО являются:  ограниченное финансирование для приобретения новой спецтехники, сложность привлечения доступных кредитов,  удаленная транспортная доступность до полигонов размещения ТКО.

Среди административных ограничений были названы: слабый контроль учета движения ТКО, приводящий к возможности использования демпинговых цен со стороны недобросовестных организаций; длительность процесса лицензирования и получения разрешений на данный вид деятельности.

Экологическими ограничениями являются сложность соблюдения лицензионных и экологических требований для получения лицензии и необходимость в переоформлении всех лицензий при изменениях или дополнениях в каталоге отходов.

Кроме того,присутствие на рынке вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов также приводит к созданию барьеров входа на рынок.

Во второй части пресс-конференции старший государственный инспектор Олег Сучков проинформировал представителей СМИ о проблемах, возникающих между участниками рынка, подробнее остановившись на переходе к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами.

Так, с 1 января 2018 года на территории Вологодской области должен будет действовать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, который будет заключать договоры с иными участниками рынка.
Уже органами власти Вологодской области утверждена территориальная схема обращения с отходами, благодаря которой установлены четкие границы,с каких территорий на какие полигоны должны поступать твердые коммунальные отходы.
- Требования, предъявляемые к оператору довольно высокие, и не каждый желающий сможет войти на данный рынок услуг, - заметил Олег Николаевич. - Это связано с проблемами обеззараживания отходов, с целью не допущения экологической катастрофы и иных нарушений.

Проводить конкурсный отбор и определять оператора будет Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования. Антимонопольный орган будет контролировать законность и обоснованность проведения конкурсного отбора и правильность определения победителя.
- Мы будем смотреть, чтобы при проведении конкурсных процедур не были ущемлены права ни одного из хозяйствующих субъектов, подчеркнул Олег Николаевич.