Вологодское УФАС России признало акционерное общество «Газпром газораспределение Вологда» нарушившим Закон о защите конкуренции

16 февраля 2017 года Вологодское УФАС России признало акционерное общество «Газпром газораспределение Вологда» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Акционерному обществу выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующим положением путем взимания платы   за проведение на своих сетях работ,  направленных на устранение аварийных ситуаций и на обеспечение повторного пуска газа для возобновления оказания услуг по газоснабжению потребителей многоквартирных домов. Антимонопольный орган обязал Общество перечислить  в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 88 668,94 руб.

 

Дело в отношении  АО «Газпром газораспределение Вологда» было возбуждено 23.08.2016 г. по  заявлениям ряда управляющих компаний и специализированных  организаций  о нарушении Обществом требований антимонопольного законодательства при осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения.  

Заявители жаловались на требования Общества  об оплате оказанных услуг по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций, в том числе за повторный пуск газа в газопроводы многоквартирных домов (в частности, за открытие задвижки и возобновление газоснабжения).

В  ходе  рассмотрения дела комиссией установлено, что  с апреля 2016 года и в период рассмотрения  настоящего дела Общество прекращало  подачу природного газа в сети газопотребления ряда многоквартирных домов,  находящихся в городах Вологде, Череповце,  поселке Тоншалово Череповецкого района, поселке Майский Вологодского района,   для локализации аварийных ситуаций, связанных с утечками природного газа на сетях внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Данные дома находятся под управлением ТСЖ, жилищного кооператива, управляющих организаций. Указанными организациями заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования со специализированными организациями, в том числе с ООО «ТехноГазСервис», ПК «Коопстройсервис»,  ООО «ГазСервис».

 Затраты на содержание аварийно-диспетчерской службы закладываются в тариф АО "ГАзпром газораспределение Вологда".

АО «Газпром газораспределение Вологда», получая от  потребителей аварийную заявку, осуществляет выезд аварийной бригады. При выявлении утечки газа в подъезде дома и отсутствии у заявителя договора на техническое обслуживание и ремонт ВДГО, аварийная бригада локализует  аварийную ситуацию путем приостановления подачи газа в сети газопотребления дома и выставляет  управляющим компаниям счета на оплату услуг по повторному пуску газа в жилой дом.

Исходя из  требований и положений действующего законодательства, комиссия антимонопольного органа считает, что аварийно-диспетчерское обслуживание газораспределительных сетей не является самостоятельной услугой, а является составной частью услуг по транспортировке природного газа и данного товарного рынка. Следовательно, требования АО «Газпром газораспределение Вологда» оплаты указанных работ является незаконным. 

В то же время комиссия поддержала довод ответчика о том, что он не может по собственному усмотрению осуществлять технологические переключения на не принадлежащих ему на законных основаниях объектах газового хозяйства (в частности, проводить работы на внутридомовом газовом оборудовании).

Антимонопольный орган считает, что и ответчик – газораспределительная организация, и заявители – исполнители услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, должны осуществлять все необходимые действия, направленные на обеспечение надежного и безопасного газоснабжения.

При этом Общество, проводя на своих сетях работы, направленных на устранение аварий, произошедших на сетях внутридомового газового оборудования  (прекращение и возобновление подачи газа), не вправе требовать дополнительной оплаты таких работ.

Общество,  осуществляя взимание платы за проведение на своих сетях работ, направленных  на устранение аварий и на обеспечение повторного пуска газа,  вышло за допустимые пределы реализации своих гражданских прав и допустило факт злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, а именно при наличии императивной обязанности выполнить все необходимые работы без внесения заявителями соответствующих платежей, осуществляло их незаконное взимание,  результатом чего явилось ущемление интересов заявителей – хозяйствующих субъектов в сфере осуществления предпринимательской деятельности по обслуживанию многоквартирных домов.