Анализ состояния конкуренции на розничных рынках дизельного топлива в Вологодской области за период с 01.04.13 по 01.04.14 г.г.

Вологодское УФАС России провело анализ состояния конкуренции на розничных  рынках дизельного топлива в Вологодской области за период с 01.04.13  по 01.04.14 г.г.

Анализ проводился на основании приказа ФАС России от 30.05.13 г. № 373/13 «О плане работы ФАС  России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», с изменениями) и письма от 17.02.14 г. № ЦА5378/14 (о методических рекомендациях), в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

         Анализ проводился с целью  установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) на региональных рынках и  унификации методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.

 Временной период исследования: 01.04.13 - 01.04.14 г.г.

       Дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления, представляет собой один товар. Дизельное топливо, не является взаимозаменяемым товаром. На основании  анализа в соответствии с Порядком, в качестве продуктовых границ определяем и далее рассматриваем товар «дизельное топливо».

      В соответствии с Порядком и на основании проведенных расчётов к дальнейшему рассмотрению были приняты локальные розничные рынки по дизтопливу, а именно - соответствующие границы населённых пунктов и прилегающие к ним соответствующие территории в радиусе 15 км. На территории Вологодской области были определены 36 локальных розничных рынков дизтоплива  в соответствующих географических границах.

       Для целей определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на локальных розничных рынках дизтоплива использовалась информация, представленная из множества источников. В итоге, анализ  состояния рынков дизтоплива осуществлён на основании информации по субъектам данных рынков, фактически осуществляющим деятельность:

        - по 22 хозсубъектам (продавцы дизтоплива).

       Из всех данных субъектов локальных розничных рынков только ООО "ЛУКОЙЛ- Волганефтепродукт" (г. Нижний Новгород) является участником группы лиц ВИНК - ОАО «Лукойл».

         Доли хозяйствующих субъектов на данных рынках были рассчитаны как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на каждом исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем каждого рассматриваемого товарного рынка. Доли более 50% имеют на рынках  дизтоплива в соответствующих географических границах следующие субъекты:

     ООО Лукойл-Волганефтепродукт" (в границах 22 населённых пунктов)

     ООО "Энтиком-Инвест" (в границах 6 населённых пунктов)

     ООО "Велес плюс" (в границах 2 населённых пунктов )

     ООО «Устюгсельхозхимия»   (в границах 1 населённого пункта)

     ООО "Ресурс-В" (в границах 1 населённого пункта)

      В связи с тем, что число продавцов на розничных рынках дизтоплива во многих географических границах не превышает 1-2 единиц, то показатели уровня концентрации данных рынков не рассчитывались. Рассчитывались  показатели уровня концентрации данных рынков только в 6 географических границах. Уровень концентрации на розничных рынках дизтоплива в 6 географических границах  также высокий.

        Субъекты розничных рынков  дизтоплива следующим образом определили обстоятельства (действия), препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на данных рынках. Субъекты розничных рынков  дизтоплива к барьерам входа потенциальных конкурентов на данные розничные рынки в соответствующих географических границах отнесли следующие ограничения:

         1) экономические ограничения (а именно: объёмы первоначальных инвестиций и капитальных затрат для входа на данные рынки).

           2) административные ограничения (а именно: экологические ограничения, лицензионные требования, касающиеся эксплуатации АЗС).

           Большинство опрашиваемых хозсубъектов не отметили в качестве ограничений (в предложенном им перечне), такие, как: 

 -  решения органов власти по ограничению деятельности,

 -  предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

 - препятствия в отведении земельных участков, в предоставлении производственных и иных помещений.

- ограничения доступа к  участию в конкурсах по заправке бензином и дизтопливом государственного и муниципального транспорта.

        3) стратегию поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов, направленную на создание барьеров входа на рынок

           Большинство опрашиваемых хозсубъектов не отметили в качестве ограничений (в предложенном им перечне), такие, как: 

          - предоставления скидок постоянным покупателям, заключения долгосрочных контрактов, т.е. отпуск нефтепродуктов по заборным ведомостям, по картам, что увеличивает для покупателя издержки, связанные с возможным переходом к другому продавцу),

          - проведение рекламных кампаний

            Ряд опрашиваемых хозсубъектов отметили, что имеют возможность действовать на данном рынке независимо от конкурентов при определении цены на нефтепродукты.

            Ряд опрашиваемых хозсубъектов также отметили, что не имеют возможность действовать на данном рынке независимо от конкурентов при определении цены на нефтепродукты. Ряд опрашиваемых в период: 01.04.13 - 01.04.14 г.г.  хозсубъектов  отметили следующее: в тех же границах рынка, где и они осуществляют деятельность, в качестве «ценовых лидеров» выступают ООО «Лукойл-Волганефтепродукт", ООО "Энтиком-Инвест", ООО «Шелл Нефть».

              4) опрашиваемые хозсубъекты не отметили в качестве ограничения (в предложенном им перечне), такое как влияние вертикально - интегрированных хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (ООО «Лукойл-Волганефтепродукт" в составе  вертикально-интегрированной компании ОАО НК «Лукойл»), в частности, приводящее к необходимости (вынуждающее) участников рынка также участвовать в вертикальной интеграции.

         Итоговая оценка преодолимости  барьеров входа: опрашиваемые хозсубъекты считают, что барьеры входа на розничные рынки дизтоплива являются  преодолимыми.

          Данные рынки дизтоплива в соответствующих географических границах относятся к типу рынка  с неразвитой конкуренцией. Значительную долю рынков (от 50% и выше) занимает ООО «Лукойл-Волганефтепродукт" (ВИНК, группа ОАО «НК «ЛУКОЙЛ»).