• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ состояния конкуренции на розничном рынке автомобильного топлива в Вологодской области за 2012 г.

Анализ проводился на основании приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Анализ проводился с целью  установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) на региональных рынках и  унификации методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.

Временной период исследования – 2012 год.

В ходе исследования, проведённого в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, далее – Порядок, было установлено, что низкооктановые автобензины не являются заменителями высокооктановых автобензинов при их потреблении и альтернативным видом топлива для автомобильных бензинов являются сжиженные газы (в частности, сжиженные  углеводородные газ, далее СУГ). Был сделан вывод, что СУГ (применяемые в качестве моторного топлива для автомобильного транспорта) и автобензины относятся к взаимозаменяемым товарам. Таким образом, в качестве продуктовых границ локальных розничных рынков автомобильных бензинов рассматривали следующие товарные группы: это каждый из видов автомобильных бензинов (следующих  марок: А-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95, АИ-98) и сжиженные углеводородные  газы, используемые в качестве автомобильного топлива:

- бензин А-76 (АИ-80) и СУГ, используемые в качестве автомобильного топлива

- бензин АИ-92 и СУГ, используемые в качестве автомобильного топлива

- бензин АИ-95 и СУГ, используемые в качестве автомобильного топлива

- бензин АИ-98 и СУГ, используемые в качестве автомобильного топлива

      В соответствии с Порядком и на основании проведенных расчётов к дальнейшему рассмотрению были приняты локальные розничные рынки по товарной группе «автобензины и СУГ», а именно - соответствующие границы населённых пунктов и прилегающие к ним соответствующие территории в радиусе 15 км. На территории Вологодской области были определены 36 локальных розничных рынков по товарным группам «автобензин соответствующей марки и СУГ» в соответствующих географических границах.

       Для целей определения состава хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на локальных розничных рынках автомобильного топлива (автобензины и СУГ) использовалась информация, представленная из множества источников. В итоге, анализ  состояния рынков автомобильного топлива (автобензины и СУГ) осуществлён на основании информации по субъектам данных рынков, фактически осуществляющим деятельность:

        - по 23 хозсубъектам (продавцы автобензинов);

        - по 13 хозсубъектам (продавцыСУГ).

       Из всех данных субъектов локальных розничных рынков только ООО "ЛУКОЙЛ- Волганефтепродукт" (г. Нижний Новгород) является участником группы лиц ВИНК - ОАО «Лукойл».

         Доли хозяйствующих субъектов на данных рынках были рассчитаны как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на каждом исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем каждого рассматриваемого товарного рынка. Доли более 50% имеют на каждом из рынков «автобензин А-92 и СУГ» и «автобензин А-95 и СУГ» в соответствующих географических границах следующие субъекты:

       ООО Лукойл-Волганефтепродукт" (в границах 21 населённого пункта)

       ООО "Энтиком-Инвест" (в границах 5 населённых пунктов; по Аи-92 в границах 1 населённого пункта)

       ООО "Велес плюс" (в границах 2 населённых пунктов)

     ООО"Авро Шексна"  (в границах 1 населённого пункта)

    ООО «Устюгсельхозхимия»   (по А-92 в границах 1 населённого пункта)

     ООО «Белозерскнефтегаз» (в границах 1 населённого пункта)

       На рынках товарной группы «автобензин А-92 и СУГ» и товарной группы «автобензин А-95 и СУГ» в географических границах г. Вологды и г. Череповца и прилегающих к ним соответствующих территорий отсутствуют продавцы с долями более 50%.

        В связи с тем, что число продавцов на розничных рынках автомобильного топлива (автобензины и СУГ) во многих географических границах не превышает 1-2 единиц, то показатели уровня концентрации данных рынков не рассчитывались. Фактически, уровень концентрации на данных розничных рынках в этих географических границах  высокий. Рассчитывались показатели уровня концентрации данных рынков только в 7 географических границах (где число продавцов более трёх). Фактически, уровень концентрации на розничных рынках автомобильного топлива (автобензины и СУГ) в этих 7 географических границах  также высокий.

        Субъекты розничных рынков  автомобильного топлива (автобензины и СУГ) следующим образом определили обстоятельства (действия), препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на данных рынках.

          Субъекты розничных рынков  автомобильного топлива (автобензины и СУГ) к барьерам входа потенциальных конкурентов на данные розничные рынки в соответствующих географических границах отнесли следующие ограничения:

         1) экономические ограничения (а именно: объёмы первоначальных инвестиций и капитальных затрат для входа на данные рынки).

           2) административные ограничения (а именно: экологические ограничения, лицензионные требования, касающиеся эксплуатации АЗС).

           Большинство опрашиваемых хозсубъектов не отметили в качестве ограничений (в предложенном им перечне), такие, как: 

 -  решения органов власти по ограничению деятельности,

 -  предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

 - препятствия в отведении земельных участков, в предоставлении производственных и иных помещений.

 - ограничения доступа к  участию в конкурсах по заправке бензином и дизтопливом государственного и муниципального транспорта.

        3) стратегию поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов, направленную на создание барьеров входа на рынок

           Большинство опрашиваемых хозсубъектов не отметили в качестве ограничений (в предложенном им перечне), такие как: 

          -  предоставления скидок постоянным покупателям, заключения долгосрочных контрактов, т.е. отпуск нефтепродуктов по заборным ведомостям, по картам, что увеличивает для покупателя издержки, связанные с возможным переходом к другому продавцу),

          - проведение рекламных кампаний

            Ряд опрашиваемых хозсубъектов отметили, что имеют возможность действовать на данном рынке независимо от конкурентов при определении цены на нефтепродукты.

            Ряд опрашиваемых хозсубъектов также отметили, что не имеют возможность действовать на данном рынке независимо от конкурентов при определении цены на нефтепродукты. Ряд опрашиваемых за 2012 г. хозсубъектов  отметили следующее: в тех же границах рынка, где и они осуществляют деятельность, в качестве «ценовых лидеров» выступают ООО «Лукойл-Волганефтепродукт", ООО "Энтиком-Инвест", ООО «Шелл Нефть».

        4) опрашиваемые хозсубъекты не отметили в качестве ограничения (в предложенном им перечне), такое как влияние вертикально - интегрированных хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (ООО «Лукойл-Волганефтепродукт" в составе  вертикально-интегрированной компании ОАО НК «Лукойл»), в частности, приводящее к необходимости (вынуждающее) участников рынка также участвовать в вертикальной интеграции.

              Итоговая оценка преодолимости барьеров входа: опрашиваемые хозсубъекты считают, что барьеры входа на розничные рынки автомобильного топлива (автобензины и СУГ)  являются  преодолимыми

             Данные рынки автомобильного топлива (автобензины и СУГ)  в соответствующих географических границах относится к типу рынка  с неразвитой конкуренцией. Значительную долю рынков (от 50% и выше) занимает ООО «Лукойл-Волганефтепродукт" (ВИНК, группа ОАО «НК «ЛУКОЙЛ»).