Анализ состояния конкуренции на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов в Вологодской области за 2012 г.

        Анализ проводился на основании приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

         Анализ проводился с целью  установления доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) на региональных рынках и  унификации методов анализа с учетом проведенного обобщения лучших практик территориальных органов ФАС России.

        Временной период исследования – 2012 год.

        На основании  проведённого анализа в соответствии с Порядком, в качестве продуктовых границ мелкооптовых рынков автомобильных бензинов рассматриваем следующие товары:

- бензин А-76 (АИ-80)

- бензин АИ-92

- бензин АИ-95

- бензин АИ-98

         По мнению Вологодского УФАС России (основывающемся на нормах вышеназванных Закона «О защите конкуренции» и Правил) географическими границами мелкооптовых рынков автобензинов является территория, в более широких границах, чем границы Вологодской области.

        Количество выявленных хозяйствующих субъектов - продавцов, действующих на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов в Вологодской области, составило 8 единиц.

       Доли более 50% на мелкооптовых рынках автомобильного бензина АИ-92, бензина АИ-95, бензина АИ-98 в границах Вологодской области в 2012 г. занимает ООО ПКФ «ВЕСТ-МАРКЕТ»

        Уровни концентрации мелкооптовых рынков автомобильных бензинов в 2012 г. (согласно показателям коэффициента рыночной концентрации CR-3 и индекса  рыночной концентрации HHI) высокие.

        Отсутствие в регионе нефтеперерабатывающей промышленности приводит к необходимости ввозить извне области продукты нефтеперегона. Поэтому, продукты нефтепереработки в полном объёме поступают в Вологодскую область  из-за её пределов.

            Информация, полученная от продавцов - субъектов мелкооптовых рынков автомобильных бензинов, свидетельствует о следующем:

           -  рынки относятся к конкурентным;

           - к ценовому лидеру отнесено ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»;

           - к барьерам, которые существуют для входа потенциальных конкурентов на данные рынки отнесены объёмы первоначальных инвестиций и капитальных затрат для входа на данный рынок. Но данный барьер преодолим  в перспективе (а именно, затраты на преодоление таких барьеров оправдываются доходами)

           - признаков раздела рынков нет.

          По вышеназванным в данном исследовании показателям оценка состояния конкуренции на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов в Вологодской области следующая: данные рынки относятся к виду рынков с неразвитой конкуренцией.