О ситуации на топливном рынке РФ

 

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

На рост цен влияет ряд факторов. Это и рост мировых цен, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике нашей страны. Большое влияние оказывают налоги - составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%. Под воздействием антимонопольных органов и мер защиты внутреннего рынка, рост цен в России ниже, чем за рубежом. Так, с 2007 по 2012 гг. цены на нефть в мире выросли в 2,24 раза, а в Российской Федерации цены на автомобильные бензины выросли в 1,57 раза. Для сравнения инфляция за это время выросла в 1,66 раза. В отдельные периоды и по отдельным нефтепродуктам, например, под влиянием роста мировых цен или сезонного фактора, цены на нефтепродукты опережали инфляцию. В отдельные периоды, в том числе под воздействием ФАС России, отставали от инфляции.

Рост цен в 2011-2012 гг. мог быть меньшим, но в указанный период времени кратно увеличились акцизы на топливо: на автомобильный бензин не соответствующий классу 3, 4 или 5 акцизы в 2012 году по сравнению с 2010 годом выросли в 2,81 раза, на автобензин 3 класса - 1,97 раза, на автобензин класса 4 - 1,71 раза, класса 5 - 1,29 раза; на дизельное топливо не соответствующий классу 3, 4 или 5, а также на дизельное топливо 3 класса акцизы в 2012 году по сравнению с 2010 годом выросли в 3,62 раза, на дизельное топливо 4 класса - 2,99 раза, класса 5 - 2,49 раза. Это привело к тому, что в целом по году цены на топливо опередили инфляцию, а больший рост имел место по дизельному топливу.

Необходимо отметить, что увеличение ставок акцизов на дизельное топливо происходит более существенными темпами, чем на автомобильные бензины, что в свою очередь, приводит к опережающему росту цен на дизельное топливо.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 № 203-Ф3 «О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй налогового кодекса Российской Федерации» с 01 января 2013 года произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо: на автомобильный бензин всех классов, за исключением 5 класса акцизы в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросли в 1,24 раза; на дизельное топливо всех классов, за исключением 5 класса акцизы в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросли в 1,37 раза, на дизельное топливо класса 5акцизы выросли в 1,46 раза.

Рост розничных цен на нефтепродукты происходил неравномерно по регионам, а также по ассортименту нефтепродуктов и в отдельных субъектах Российской Федерации превышал индекс потребительских цен. В частности, в Вологодской области за 2012 год розничные цены на бензин автомобильный марки Аи-92 выросли на 6,46%, на бензин автомобильный марки Аи-95 - 8,36%, на дизельное топливо - 11,68%.

Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, принимают меры по стабилизации сложившейся ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

            В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при выявлении факта согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

ФАС России регулярно принимает меры антимонопольного воздействия в отношении нарушителей Закона о защите конкуренции. В период с 2008 по 2012 гг. было рассмотрено более 450 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Было рассмотрено также три «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально- интегрированных нефтяных компаний: ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «ТНК-BP Холдинг» и ОАО АНК «Башнефть». Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде Российской Федерации, заплатили гигантские не только по российским меркам штрафы. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,4 млрд. рублей.

В рамках обеспечения справедливого ценообразования в регионах принимаются меры антимонопольного реагирования. УФАС России проводятся проверки сложившейся ситуации на региональных рынках нефтепродуктов.

Информацию по вопросам разъяснения ФАС России ситуации на топливном рынке Российской Федерации можно получить на официальном интернет-сайте: www.fas.gov.ru, в разделе «Антимонопольное регулирование»/ «в ТЭК»/ «разъяснения».