• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет о результатах проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог

 

I. Общие положения

Настоящий анализ выполнен во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы».

Целью настоящего анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог.

Методическую основу анализа составили рекомендации ФАС России (письма ФАС России от 22.04.2011 № АК/15211 и от 13.04.2012 № АЦ/11418), разработанные в соответствии с "Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (утвержден приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010г.).

В качестве источников информации использовались данные органов власти, статистики, хозяйствующих субъектов, нормативно - правовые акты.

II.         Определение временного интервала исследования.

Временной период исследования – 2009-2011 годы.

III.     Определение продуктовых границ товарного рынка.

В целях проведения данного анализа продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка будут являться услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог.

1. Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативно - правовых актов, ОКВЭДа.

1.1 Основания по нормативно - правовым актам.

В соответствии с Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе, мосты,  путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты, путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

При проведении рассматриваемого анализа состояния конкурентной среды было учтено, что в соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств, других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. По указанной причине расчет долей субподрядчиков и генеральных подрядчиков осуществлялся на основании выполненных объемов работ самостоятельно (своими силами).

1.2 Основания по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также их составных частей - мостов, путепроводов и тоннелей относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог» группировки 45 «Строительство».

2. Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.

Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Таким образом, в целях проведения данного анализа продуктовыми границами рассматриваемого рынка являются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог.

IV. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1)    автомобильные дороги федерального значения;

2)    автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;

3)    автомобильные дороги местного значения;

4)    частные автомобильные дороги.

Данный анализ проведен в географических границах Вологодской области. При проведении анализа Вологодским УФАС России исследованы работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения.

По данным Вологдастата информация о наличии частных автомобильных дорог отсутствует. При этом сообщено, что в 2009 и 2010 годах было введено в действие автомобильных дорог за счет нового строительства и реконструкции соответственно – 13,5 км и 18,7 км только с государственной формой собственности.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

Сведения о вышеуказанных хозяйствующих субъектах получены следующими способами:

1. Информация о генеральных подрядчиках, выполняющих подрядные строительные работы в соответствии с заключенными государственными и муниципальными контрактами, получена в органах исполнительной власти Вологодской области, органах местного самоуправления, посредством запросов, направленных генеральным подрядчикам.

2. Информация о субподрядчиках I уровня, привлекаемых к исполнению договоров подряда генеральными подрядчиками, выполняющих подрядные строительные работы в соответствии с заключенными государственными и муниципальными контрактами, получена в органах исполнительной власти Вологодской области, органах местного самоуправления, посредством запросов, направленных генеральным подрядчикам.

Полученная информация о принадлежности хозяйствующих субъектов к группе лиц, действующих на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, не выявила такие группы лиц.

Из состава хозяйствующих субъектов исключены подрядчики и субподрядчики, выполнявших работы, не являющиеся предметом анализа, в том числе по переносу линий электропередач, ремонту и проведению коммуникаций, систем водоснабжения и водоотведения. Указанные виды работ, согласно ОКВЭД, относятся к подклассу 45.21.4 «производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи, включая взаимосвязанные вспомогательные работы».

VI.                Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Расчет общего объема, произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на указанных рынках, осуществлялся на основании показателей объема продаж в стоимостном выражении, а именно - суммарной стоимости, выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам.

По договорам строительного подряда, заключенных владельцами частных автомобильных дорог, из-за отсутствия информации, объемы продаж не учитывались. Из-за отсутствия полной информации о суммарном количестве (протяженности) построенных автодорог по всем хозяйствующим субъектам, расчет общего объема и долей на основании показателей объема продаж в натуральном выражении не производился.

Доля хозяйствующего субъекта на данном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение объема продаж, данного хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке к общему объему продаж рассматриваемого рынка в стоимостном выражении.

Доля хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рассматриваемом рынке определялась суммарно за три года (2009, 2010 и 2011) анализируемого периода.

Значения общего объема произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов представлены по утвержденным формам в приложении (таблица № 1 – информация не подлежит разглашению).

VII. Определение барьеров входа на товарный рынок.

При определении барьеров входа на рассматриваемый рынок было обращено внимание на прозрачность проведения конкурсных процедур, а также на административные барьеры, возникающие при получении разрешительных документов, в том числе, разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию, заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также на трудности, связанные с введением института саморегулирования.

1. В связи, с чем был проведен опрос хозяйствующих субъектов о существующих барьерах в сфере дорожного строительства по утвержденной форме. Наибольшим количеством баллов были отмечены такие факторы, как отсутствие аванса и крупная сумма требуемого задатка. В качестве «других» факторов были названы некоторыми участниками опроса:

- затягивание оплаты за выполненные работы;

- обеспечение контракта;

- аукционная, а не конкурсная система, где главный критерий только цена, что позволяет крупным компаниям устанавливать демпинговые цены, компенсируя в дальнейшем убытки за счет других объектов.

2. Запрошена в Главном управлении архитектуры и градостроительства Вологодской области, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, информация о рассмотренных заявлениях о выдаче разрешения на строительство, о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и проанализирована полученная информация в период с 01.01.2008 по 31.12.2010. Анализ указанной информации показал, что количество выданных разрешений на строительство, ввод объекта в эксплуатацию соответствует количеству поступивших заявлений, т.е. случаи отказов в выдаче вышеназванных разрешений не выявлены. Средние сроки рассмотрения заявлений составили 6-7 дней.

3. Запрошена в Автономном учреждении Вологодской области «Управление государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий по Вологодской области», уполномоченного на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, информация о выданных заключениях государственной экспертизы и проанализирована соответствующая информация в период с 01.01.2008 по 31.12.2010. Анализ указанной информации показал, что количество поступивших заявлений о проведении государственной экспертизы проектной документации составило – 1214, заявлений о проведении государственной экспертизы инженерных изысканий не поступало. Выдано положительных заключений - 850, соответственно отрицательных - 364. При этом, средние сроки рассмотрения заявлений о проведении государственной экспертизы проектной документации составили 45 дней независимо от характера заключений.

4. Запрошена в Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, информация об осуществлении государственного строительного надзора в период с 01.01.2008 по 31.12.2010. Анализ указанной информации показал, что в результате проведенных проверок (38) составлены акты (31) и выданы 24 предписания об устранении нарушений требований проектной документации. По всем проверяемым объектам (17), строительство которых было завершено, выданы заключения о соответствии требованиям проектной документации. Лишь, по одному объекту (транспортная развязка через ж.д. пр. Победы-Белозерское шоссе, Вологда) строительство в мае 2009 года было приостановлено.

5. Информация о жалобах хозяйствующих субъектов на действия (бездействие) органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления, уполномоченных учреждений при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдаче разрешения на строительство, вводе объекта в эксплуатацию, осуществлении государственного строительного надзора (иного вида надзора при строительстве объектов капитального строительства) не поступила.

6. Проведен анализ соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регламентирующих порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, осуществления государственного строительного надзора федеральному законодательству о градостроительной деятельности и антимонопольному законодательству Российской Федерации.

В результате установлено следующее. В настоящее время выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию Главным управлением архитектуры и градостроительства Вологодской области регламентируется Градостроительным кодексом РФ и Административными регламентами предоставления соответствующих государственных услуг (утверждены приказами начальника Главного управления № 30 и № 31 от 03.03.2011). Указанные регламенты в настоящее время актуализируются в связи с изменениями действующего законодательства о градостроительной деятельности. Проведение государственной экспертизы проектной документации регламентируется Градостроительным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145. Проект Административного регламента предоставления соответствующей государственной услуги разработан и находится в процессе согласования.

7. Сравнительный анализ перехода от лицензирования к институту саморегулирования выявил следующее. Лицензирование строительной деятельности отменено с 01.01.2010 года. В соответствии с действующим законодательством, в целях получения свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо членство в саморегулируемой организации (СРО). Требования, предъявляемые для получения лицензии и для вступления в СРО, установлены действующим законодательством, а также нормативными актами каждого отдельного СРО.

 

VIII. Определение уровня концентрации товарного рынка, оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Определение уровня концентрации товарного рынка, оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

                        n

(СR) = SUM D,

           i=1          i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

              N         2

HHI = SUM D,

           i=1          i

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Доли трех крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (коэффициент рыночной концентрации CR3) за исследуемый период равен 89,75%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) составил 6344.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Гирфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70%<=CR3<=100% или 2000<=HHI<=10000;

- умеренный – при 45%<= CR3<=70% или 1000<= HHI<=2000;

- низкий – при CR3<45% или HHI <1000.

Таким образом, уровень концентрации товарного рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в географических границах Вологодской области является в анализируемом периоде  – высоким.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке включает заключение о том, к какому виду рынков относится рассматриваемый рынок, а также наличие и преодолимость барьеров входа на рынок. Вид рынка определяется значениями показателей уровня концентрации товарного рынка. В соответствии с полученными показателями уровня концентрации, которые определяют уровень концентрации товарного рынка за весь анализируемый период высоким, товарный рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог относится к виду рынка с неразвитой конкуренцией. Данное заключение подтверждается наличием вышеперечисленных барьеров входа на рассматриваемый рынок и высокой степенью их преодолимости, особенно для представителей малого бизнеса.

IX. Анализ состояния конкуренции на товарном рынке (выводы).

В результате проведенного анализа дана оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в Вологодской области. Конкурентная среда характеризуется как неразвитая.

Выявлены хозяйствующие субъекты, которые на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог имеют долю более 35%., что является основанием для включения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

Необходима разработка мероприятий, направленных на развитие конкуренции, в частности за счет снижения уровня концентрации товарного рынка, сокращения выявленных барьеров входа на рассматриваемый рынок.

Ответственные за предоставление информации:

Главный специалист – эксперт - А.Б. Минаев

(8172) 72-47-65

Начальник отдела по анализу конкуренции

и контролю естественных монополий - Н.И. Проничева

(8172) 72-47-27