Анализ текущей ситуации на рынках нефтепродуктов Вологодской области.

 

Ситуация с ценами на нефтепродукты в Вологодской области отражает сложившееся положение с разделением территории страны между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК), а также является результатом отсутствия государственного регулирования в данной сфере. В этих условиях единственным фактическим регулятором является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), но только в части пресечения монополистических действий, что, как показывает многолетняя практика, не решает существующих проблем роста цен. Практически на всех территориях России уровень конкуренции на розничном и оптовом рынках нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки в той или иной степени контролируются ВИНК.

Действующими законами не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и предполагается, что цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции. Как правило, цены на социально-важные товары государство с рыночной экономикой регулирует экономическими методами, устанавливая определенные правила. В нашей стране нефтепродукты к таким социально-важным товарам, с регулированием цен, действующим законодательством не отнесены.

Структура оптового, мелкооптового и розничного рынка нефтепродуктов имеет следующий вид:

1.                Крупнооптовая торговля - продажа непосредственно с  нефтеперерабатывающих заводов;

2.                Региональная оптовая торговля - продажа в регионах с мест хранения (региональных нефтебаз) владельцам автозаправочных станций (АЗС), а также крупным производственным потребителям (транспортным предприятиям, сельхозпроизводителям, предприятиям лесного комплекса);

3.                Розничная торговля - реализация автомобильного топлива посредством заправки автомобилей на АЗС.

Необходимо отметить, что уровень конкуренции недостаточен на всех без исключения рынках автомобильного топлива - крупнооптовом (в границах Российской Федерации), региональных оптовых (в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации) и на местных рынках (в границах городов, муниципальных образований, участков автомобильных трасс). Такая ситуация объясняется следующими обстоятельствами:

- Четыре крупнейших ВИНК - ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и ОАО «ТНК - ВР Холдинг» - занимают коллективное доминирующее положение на крупнооптовом рынке автомобильных бензинов, а первые три из них - и на крупнооптовом рынке дизельного топлива в границах Российской Федерации. Доминирующее положение позволяет указанным компаниям оказывать решающее влияние на весь рынок, в том числе определять цены;

- На региональных оптовых рынках в большинстве регионов Российской Федерации доминирующее положение занимает одна из ВИНК в лице своего дочернего регионального сбытового предприятия. Особое положение на рынке, которое дает возможность «управлять ценой» в региональном оптовом звене, как правило, основано на владении объектами региональной инфраструктуры хранения нефтепродуктов (нефтебазами);

-На местных розничных рынках также достаточно часто доминируют один или несколько продавцов - владельцев АЗС, организационно связанных со структурой, которая владеет региональными нефтехранилищами.

С учетом сложившейся структуры рынков и региональных особенностей Вологодской области ситуация в настоящее время складывается следующим образом.

1. На крупнооптовых рынках.

Существенная часть произведенных в России нефти и нефтепродуктов направляется на экспорт. Условия экспорта нефти и нефтепродуктов законодательством не ограничен, поэтому владельцы товара вправе самостоятельно принимать решение об объемах реализации внутри страны или на экспорт, руководствуясь собственными коммерческими интересами. Поэтому российский крупнооптовый рынок нефтепродуктов находится под влиянием колебаний мировых цен на нефть и нефтепродукты.

Доходы от реализации продукта внутри страны не могут быть ниже, чем доходы от экспорта, поскольку в противном случае производители направят свой товар по более выгодному варианту, а на российском рынке образуется дефицит, приводящий к росту цен. Наличие экспортных (вывозных) пошлин на нефть и нефтепродукты дает возможность производителям получать более высокие доходы от реализации на внутреннем рынке при более низких (по сравнению с мировыми) ценах.

Цены на крупнооптовых рынках нефтепродуктов, по мнению ФАС России, должны формироваться по «принципу равнодоходности» исходя из следующего расчета: мировые цены за вычетом экспортной пошлины и затрат на вывоз продукции из России на внешний рынок, плюс внутренние налоги - акциз и НДС.

В периоды, когда российские оптовые цены на автомобильное топливо существенно превышают расчетные, есть основания квалифицировать цены, устанавливаемые доминирующими на рынках ВИНК как монопольно высокие. Основным ценовым индикатором оптового рынка должна стать цена, формируемая по результатам биржевых торгов. В связи с этим ФАС России дополнил Федеральный закон «О защите конкуренции» перечнем условий, которым должны удовлетворять биржевые торги, для того, чтобы сформировавшаяся на них цена не могла быть признана монопольно высокой.

2. На региональных оптовых рынках.

Цены на региональных оптовых рынках изменяются вслед за изменением цен нефтеперерабатывающих заводов с некоторым запаздыванием. ФАС России отслеживает динамику среднего уровня доходности от реализации автомобильного топлива в региональном оптовом звене, и в случае выявления ее необоснованного роста в долгосрочном периоде, возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов, доминирующих на соответствующих рынках.

Необходимо отметить, что региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК, могут завышать оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС и использовать неконкурентные схемы при реализации топлива. Например, реализовать бензин посредством цепочки перепродавцов, не ведущих хозяйственной деятельности, или осуществлять поставки на внутренний рынок только через дочерние структуры, которые устанавливают и поддерживают цены на монопольно высоком уровне.

В ряде регионов в определенные периоды оптовые цены устанавливаются на уровне ниже, чем сложившиеся в регионе розничные цены, что приводит к разорению владельцев независимых АЗС, либо вынуждает их торговать некачественным топливом. Такую политику, направленную на монополизацию розничного рынка и вытеснение с него независимых продавцов, проводят ВИНК, владеющие региональными нефтебазами и одновременно имеющие собственные сети АЗС в конкретном регионе. Условия, на которых получает продукцию, как АЗС ВИНК (со своего склада), так и независимая АЗС (закупает по коммерческому договору) несопоставимы, и применение норм антимонопольного законодательства для выравнивания рыночных условий невозможно.

3. На розничных рынках.

Во многих регионах Российской Федерации территориальными управлениями ФАС России за последние 4 года были выявлены факты установления монопольно высоких цен и незаконные ценовые сговоры на розничных рынках. По результатам рассмотрения дел региональные продавцы, нарушившие антимонопольное законодательство нефтепродуктов, были оштрафованы на крупные суммы.

В Вологодской области представителем ОАО «Лукойл» является  ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» (г. Нижний Новгород), деятельность которого ведётся еще в пяти субъектах Федерации Приволжского федерального округа. Наш регион оказался единственным и самым удаленным от поставщиков в Северо-западном федеральном округе (СЗФО). Тем не менее, по уровню цен на автомобильное топливо Вологодская область устойчиво, в течение не менее 10 лет, занимает 5-6 место из 11 в СЗФО РФ, однако цены  превышают среднероссийский показатель.

В то же время, географически Вологодская область граничит с регионами Центрального и Приволжского федеральных округов, цены в которых довольно существенно (на 1,5-2 рубля) ниже. Субъективно такая ситуация всегда связывается в общественном восприятии как проявление монополизма, хотя некорректно сравнивать розничные цены в Вологодской области, где доминирующим  является ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» с ценами в других субъектах РФ, в которых доминируют другой ВИНК или 2-3 компании (например, Ярославль).

Отсутствие в регионе нефтеперерабатывающей промышленности приводит к необходимости ввозить из-за пределов области бензин и дизельное топливо. Продукты нефтепереработки в полном объёме поступают в Вологодскую область в основном  из Республики Коми, Пермского края, Нижегородской области. За счёт транспортной составляющей цены на бензин и дизтопливо в Вологодской области выше, чем в соседних регионах, в настоящее время цена доставки топлива с Нижегородского завода составляет 1600 руб. за тонну.

Нефтепереработка и оптовая торговля является основным звеном формирования прибыли ВИНК, что установлено Вологодским УФАС в 2011 году в ходе многомесячного разбирательства в рамках дела, возбужденного по признакам нарушения антимонопольного законодательства

Тарифная политика основного поставщика ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» формируется в головном офисе компании в Нижнем Новгороде. К цене завода изготовителя прибавляются затраты на эксплуатацию опасных объектов, затраты на транспортировку и сбытовая надбавка. Особенностью Вологодской области является ее протяженность с запада на восток на 900 км, большие расстояния межу нефтебазами и АЗС, вследствие чего увеличиваются затраты поставщика на внутриобластную логистику.

В тоже время, сроки этапов рассмотрения дел определяются в соответствии с требованиями административных регламентов. Например, рассмотрение дела в отношении ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» в 2011 году растянулось почти на год. Как реакция на повышение цен на дизельное топливо в декабре 2010 года Управлением возбуждено дело № 75-10АМЗ/2010 по признакам нарушения ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на дизельное топливо. Конкурентное законодательство Российской Федерации запрещает экономически/технологически не обоснованное сокращение/прекращение торговли дизельным топливом при наличии спроса; изъятие  дизельного топлива из обращения,  результатом чего является повышение  цены товара на рынке.  Дело было прекращено, так как факты прекращения торговли дизельным топливом при наличии спроса, а также изъятия  дизельного топлива из обращения не были установлены.  Для всестороннего и объективного рассмотрения факта установления монопольно высокой цены на дизельное топливо были  привлечены специалисты отдела цен Департамента финансов Вологодской области, которые не смогли выявить необоснованных затрат монополиста в условиях его убыточной деятельности в рассматриваемый период.

В настоящее время происходит искусственное сдерживание цен (декабрь-февраль 2012 г.), создающее предпосылки для их роста в ближайшей перспективе. Причинами этого служит повышение акцизов на нефтепродукты, рост мировых цен на нефть,  предоставленные льготы АПК, а также уже идущий рост оптовых цен, договоренности о стабилизации которых не было.

ФАС России постоянно анализирует данные о динамике цен на российских НПЗ, а также оптовых и розничных цен на автомобильное топливо во всех регионах. Признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые могут служить поводом для возбуждения дела - это злоупотребления доминирующим положением, и в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в крупнооптовом, оптовом и розничном звеньях.

За последние три года ФАС России провела третью волну дел против ВИНК. В июле – августе 2011 года ОАО «Газпром нефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НК «Роснефть» были признаны нарушившими антимонопольное законодательство в части установления монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин в IV квартале 2010 – начале 2011 года (действия ООО «ЛУКОЙЛ» на оптовом рынке авиакеросина выделены в отдельное производство, их исследование продолжается). Прежде, в 2008-2009 гг., ФАС России рассмотрела «две волны» дел в отношении ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром Нефть» и ОАО «ТНК-ВР Холдинг» о нарушении антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов. Суммарный объём начисленных штрафов составил порядка 15 млрд. рублей. Всего за 2008-2009 гг. центральный аппарат ФАС России вместе с территориальными управлениями рассмотрели более 260 подобных дел, наложено штрафов на сумму свыше 26 миллиардов рублей. В конце 2010 – 2011 году территориальным органами ФАС России возбуждено 76 «нефтяных» дел (в частности, Коми УФАС России возбудило дело в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на автомобильные бензины в декабре 2010 года на территории Республики Коми). Факт нарушения подтвердился в 29 случаях, по 30 делам рассмотрение продолжается, по 17 производство прекращено.

ФАС России разработала проекты федеральных законов, которые сейчас находятся в стадии согласования, - «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации» и «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Последний призван не допустить покупки или строительства новых АЗС теми компаниями, доля которых на рынке уже превышает 35 %. Кроме того, законопроект запрещает юридическим лицам совмещать оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании – владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК. Кроме того, антимонопольная служба ведёт работу по разработке нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания резерва нефтепродуктов.

В этой связи ФАС России считает необходимым:

1.                Для обеспечения конкуренции между производителями нефтепродуктов на крупнооптовом рынке увеличить количество нефтепродуктов, реализуемых на товарных биржах. Биржевой механизм при условиях обеспечения анонимности торгов позволит конкурировать крупнейшим вертикально-интегрированным нефтяным компаниям и сформирует сбалансированный уровень цен НПЗ.

2.                Для развития конкуренции на региональных оптовых рынках в целях обеспечения доступа к инфраструктуре хранения в регионах, предлагается законодательно запретить владельцам крупных региональных нефтебаз осуществлять деятельность по торговле автомобильным топливом и обязать их предоставлять услуги по его хранению.

3.                Для обеспечения развития конкуренции в сфере розничной торговли, где наиболее перспективно участие малого и среднего бизнеса, предлагается:

a.                  установить запрет на совмещение одним лицом деятельности в сферах региональной оптовой реализации и розничной реализации нефтепродуктов;

b.                 ограничить возможность хозяйствующим субъектам, доминирующим на локальных рынках, строить или приобретать новые АЗС на соответствующей территории.

В целях развития конкуренции на региональных и местных рынках автомобильного топлива, ФАС России предлагает включить в законодательство следующие нормы:

1) Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами (группами лиц), осуществляющими розничную торговлю автомобильным топливом посредством сети АЗС, новых торговых объектов:

Хозяйствующий субъект (группа лиц), который осуществляет розничную торговлю автомобильным топливом посредством сети АЗС и доля которого превышает двадцать пять процентов общего объема реализованного автомобильного топлива в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительные АЗС по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

2) Запрет на совмещение видов деятельности:

Хозяйствующим субъектам (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) запрещается совмещать деятельность по оптовой реализации автомобильного топлива из нефтебаз с деятельностью по розничной реализации автомобильного топлива посредством автозаправочных станций.

3) Обязанность предоставления услуг по хранению:

Хозяйствующие субъекты, имеющие на любых основаниях нефтепродуктохранилища, у которых доля емкости хранилищ автомобильного топлива превышает 25 процентов от общей емкости хранилищ автомобильного топлива (за исключением хранилищ Минобороны и Росрезерва), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, обязаны предоставлять услуги по хранению автомобильного топлива на недискриминационных условиях и при этом не вправе осуществлять деятельность по купле-продаже автомобильного топлива.

Также ФАС России вышла с инициативой о внесении изменений в налоговое законодательство. Предлагается сделать более низкие ставки акцизов на высококачественное топливо, чтобы мотивировать компании модернизировать свои производства, развивать нефтепереработку. Работа компаний, эксплуатирующих физически и морально устаревшие мощности, станет менее эффективной. Вторая инициатива – отказаться от разового повышения акцизов на топливо в 2012 и 2013 годах, вместо этого соотнести изменение налога с темпом инфляции.

ФАС России считает, что для улучшения ситуации на рынках автомобильного топлива необходимо предпринять отмеченные выше меры организационного и структурного характера, которые способствовали бы развитию конкуренции как между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, так и между ними и независимыми продавцами.

 

Заместитель руководителя

Вологодского УФАС

В.П. Щепелин.