• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Разъяснения Вологодского УФАС на наиболее часто задаваемые вопросы по применению ст.17.7 ФЗ «О защите конкуренции»

Сфера деятельности: Контроль органов власти

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» допускается передача по договору прав владения и (или) пользования в отношении государственного имуществабез проведения торгов на право заключения такого договора на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление имущества на более длительный срок без проведения торгов запрещается.

2. В соответствии с пунктом 8 части 1 и пунктом 2 части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, допускается передача по договору прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества, без проведения торгов на право заключения такого договора.

Согласно Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.02.2006г. № 83, технологически связанные сети это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, учитывая, что объект газораспределительных сетей –после присоединения к существующему газопроводу высокого давления стал составной частью газораспределительных сетей муниципального района и технологически связан с ними, возможна передача прав владения и (или) пользования им по договору без проведения торгов лицу, обладающему правами владения и (или) пользования указанным газопроводом высокого давления. При этом закон, в случае если права владения и (или) пользования на сеть инженерно-технического обеспечения принадлежат нескольким лицам, не устанавливает приоритетное право на заключение договора кого-либо из этих лиц.

3. В соответствии с пунктом 8 части 1 и пунктом 2 части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, допускается передача по договору прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества, без проведения торгов на право заключения такого договора.

Таким образом, учитывая, что объекты инженерно-технической сети – промышленное водоснабжение, повысительная насосная станция с резервуарами запаса воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения после присоединения к существующему хозяйственно-питьевому водопроводу стал составной частью водопроводных сетей, принадлежащих «Водоканал» и технологически связан с ними, возможна передача прав владения и (или) пользования им по договору без проведения торгов указанному лицу

4. Заключение договора с единственным участником торгов, проведенных в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010г. № 67, и признанных несостоявшимися, не является нарушением антимонопольного законодательства. Проведение  нового конкурса (п.п.101, 102 вышеназванных Правил) является правом, а не обязанностью организатора торгов.

5. В соответствии с пунктом 1 части 1 и пунктом 2 части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» допускается передача по договору прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, без проведения торгов на право заключения такого договора, на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу.

Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.10.2009г. № 796, не устанавливают иной порядок передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, отличный от предусмотренного Федеральным законом «О защите конкуренции» и, соответственно, не предоставляют право заключать договоры, предусматривающие передачу прав владения и (или) пользования государственным имуществом, без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 5 части 1 и пунктом 2 части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» допускается передача по договору прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, без проведения торгов на право заключения такого договора, нотариальным палатам. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993г. № 4462-1 нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариус, занимающийся частной практикой, является членом нотариальной палаты, его правовой статус отличен от нотариальной палаты. Таким образом, названные нормы не регулируют вопросы передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, без проведения торгов нотариусу в целях оказания нотариальных услуг.

В тоже время в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательской, соответственно нотариус не может являться индивидуальным предпринимателем.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О защите конкуренции» действие указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Согласно  статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» конкуренция предоставляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Таким образом, передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества нотариусу в целях оказания нотариальных услуг не регулируется Федеральным законом «О защите конкуренции», следовательно, может осуществляться без проведения торгов.

 

6*. В соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» до 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в части 1 статьи 17.1 данного закона, размещается на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном органом местного самоуправления.

 7. С 1 сентября 2010 года органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения и иные лица, являющиеся организаторами торгов в отношении федерального имущества, проводимых в соответствии со ст.17.1 Закона о защите конкуренции, должны руководствоваться приказом ФАС России от 14.07.2010 № 400 «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов. Согласно данному приказу информация о торгах в отношении федерального имущества размещается на сайте torgi.gov.ru.

8. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2010  № 767 «Об определении официального сайта Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и определении уполномоченного на его ведение федерального органа исполнительной власти» установлено, что официальным сайтом для размещения информации о проведении торгов на право заключения договоров, указанных в частях 1и 3 статьи 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», является сайт torgi.gov.ru.

Таким образом, с 1 января 2011 года организаторы торгов в отношении государственного и муниципального имущества, проводимых в соответствии со ст.17.1 Закона о защите конкуренции, должны руководствоваться данным постановлением.

Неразмещение информации о проведении торгов с 01.11.2011 будет являться нарушением Правил, установленных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, что в соответствии с частью 4 ст.17 Закона о защите конкуренции является основанием для признания торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

* Органы государственной власти субъекта Российской Федерации (как законодательные (представительные), так и исполнительные органы государственной власти) имеют право учреждения печатного средства массовой информации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации (пункт 38 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Органы местного самоуправления обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации (пункт 7 части 1 статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). При этом в судебной практике на основании толкования указанных норм сделан вывод о том, что органу местного самоуправления не предоставлено право учреждать несколько печатных средств массовой информации (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 12.05.2008 N Ф09-2845/08-С6 по делу N А34-3026/2007).

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что официальное печатное издание федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления учреждается соответствующим органом власти либо органом местного самоуправления. Как правило, такое официальное печатное издание у соответствующего органа власти (органа местного самоуправления) может быть только одно.

Указанные печатные издания не следует отождествлять с официальным печатным изданием для публикации извещений о проведении конкурсов или аукционов, вносимых в них изменений, извещений об отказе от проведения конкурсов или аукционов в соответствии с требованиями части 5 статьи 53 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 статьи 53 Закона о защите конкуренции федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны на конкурсной основе определять официальное печатное издание для опубликования извещений о проведении конкурсов или аукционов, вносимых в них изменениях, извещений об отказе от проведения конкурсов или аукционов.

По мнению ФАС России, проведение отбора официального печатного издания целесообразно осуществлять на аукционе в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Критерии, условия и порядок проведения отбора должны определяться в соответствии с Законом о размещении заказов.

При этом победителем аукциона должно признаваться печатное издание, предложившее минимальный размер платы за опубликование извещений о проведении конкурсов или аукционов, вносимых в них изменениях, извещений об отказе от проведения конкурсов или аукционов.

Кроме того, в условиях аукциона могут устанавливаться требования к печатному изданию, в частности, к тиражу издания.

(<Письмо> ФАС РФ от 29.12.2009 N ИА/47351 "О применении части 5 статьи 53 Закона о защите конкуренции")