• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 

Во исполнение приказа ФАС России от 20.04.2010 № 196 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009-2010 годы» Управлением ФАС по Вологодской области проведен анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Вологодской области (в разрезе городских округов и муниципальных районов) за 2008 и 2009 гг.

Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проводится с целью определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, определения объема товарного рынка и долей каждого хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, определения уровня концентрации товарного рынка, выявления барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на товарный рынок, формирования реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, а также использования результатов анализа для выявления нарушений антимонопольного законодательства на товарном рынке.

Покупателями на данном рынке являются физические лица.

Продавцами на данном рынке являются юридические лица – аптечные учреждения, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля). В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», аптечное учреждение - это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств.

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

В 2008 г. в Вологодской области осуществляли свою деятельность 118 хозяйствующих субъектов, имеющих 448 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил - 2746065,21 тыс. руб.

В 2009 г. в Вологодской области осуществляли свою деятельность 129 хозяйствующих субъектов, имеющих 467 аптечных учреждений, общий товарооборот которых составил - 3169558,46 тыс. руб.

При этом, в 2009 году 57 % общего количества аптечных учреждений -  это аптечные учреждения частных форм собственности, 43 % - государственной и муниципальной форм собственности. По данным анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами за 2007 год доля аптечных учреждений государственной и муниципальной форм собственности преобладала над долей частных и составляла около 60 %. Таким образом, за 2008-2009 гг. произошло увеличение количества частных аптечных учреждений и сокращение числа государственных и муниципальных аптечных учреждений.

Следует отметить, что в 2009 году во всех муниципальных районах Вологодской области отмечен высокий уровень концентрации товарного рынка, за исключением Кадуйского района, где уровень концентрации умеренный. Только в крупных городах Вологде и Череповце уровень концентрации низкий и умеренный соответственно. По данным проведенного анализа за 2007 год уровень концентрации товарного рынка во всех муниципальных образованиях и городских округах был высоким, за исключением г. Вологды, где уровень концентрации товарного рынка был умеренным. Таким образом, за 2008-2009 гг. произошло изменение уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в г. Вологде, г. Череповце, Кадуйском муниципальном районе, что свидетельствует о развитии конкуренции.

В таких муниципальных районах, как Вожегодский, Кирилловский, Кичменгско-Городецкий, Тарногский, Усть-Кубинский, уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами недостаточный.

На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2008-2009 гг. в Вологодской области выявлены следующие барьеры входа:

1.      Экономические ограничения:

- высокий уровень конкуренции;

-  арендная плата;

-  величина устанавливаемых торговых надбавок;

-  низкая платежеспособность населения;

 

2.      Административные ограничения:

-  получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности;

-  действия и разрешительные документы местной администрации;

-  установление торговых надбавок;

 

3.      Другие ограничения входа на товарный рынок:

-  большое количество контролирующих органов, большое количество проверок;

-  низкая оборачиваемость товара;

-  трудности с подбором квалифицированных кадров в аптечные учреждения;

-  низкая плотность населения;

-  удаленность от областного центра;

-  в связи с государственной регистрацией цен на ЖНВЛС очень большой объем работы;

-  усиливающееся налоговое бремя.

 

Большая часть из существующих барьеров входа на рынок услуг по розничной продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения являются существенными, прежде всего, для небольших субъектов рынка. Они сталкиваются с трудностями как на этапе создания аптечного бизнеса, его регистрации (лицензирование, поиск помещений и кредитных ресурсов, дефицит кадров и др.), так и в процессе своей деятельности и развития (контролирующие органы, невыгодные торговые надбавки, доминирование на рынке крупных хоз. субъектов и др.). Эти проблемы заслуживают особенного внимания, так как именно увеличение на рынке аптечных услуг количества предприятий малого бизнеса способствует снижению его концентрации и развитию  конкуренции на товарном рынке.