• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Наталия Мерзлякова ответила на вопросы журналистов о ценах на бензин в Вологодской области

Руководитель Вологодского УФАС Наталия Мерзлякова в рамках состоявшейся пресс-конференции рассказала журналистам о проблемах, складывающихся на рынке по покупке и продаже нефтепродуктов на территории Вологодской области.

 

         Выступая перед представителями СМИ, Наталия Мерзлякова  отметила, что в Российской Федерации цены на нефтепродукты являются свободными и не подлежат государственному регулированию; ни один орган государственной власти не вправе устанавливать фиксированные или интервальные значения цен или надбавок на данную продукцию.

         - В антимонопольном законодательстве есть такое понятие как сопоставимые рынки, - заметила Наталия Мерзлякова.  - Розничную продажу нефтепродуктов в  Ярославской области осуществляют ОАО «Роснефть-Ярославль» (имеющая 34 АЗС); ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад»  (34 АЗС); ООО «Ярославская топливная компания» (19 АЗС); ООО «Татнефть-АЗС-Запад»  (14 АЗС) и другие. Эти общества являются дочерними организациями крупнейших вертикально-интегрированных систем, которые замыкают весь цикл добычи, производства и реализации нефтепродуктов.  В связи с тем, что в Ярославской области функционирует несколько нефтеперерабатывающих заводов (в Вологодской области – ни одного), ряд экономически затратных составляющих формирования розничной цены на бензин в регионе минимизирован. Таким образом,  рынок бензина в Вологодской области является несопоставимым по отношению с рынком бензина соседней Ярославской.

            В Вологодской области розничную реализацию автомобильного топлива осуществляет ряд продавцов, в т.ч. ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» (крупнейший розничный продавец, входит в группу лиц ОАО НК «ЛУКОЙЛ»), ООО «Энтико-Инвест», ООО «Шелл Нефть», ООО «Вест-Маркет». В соседних же регионах (Ленинградской, Ярославской, Архангельской, Тверской областях, Республике Коми, Республике Карелии) розничную реализацию автомобильного топлива осуществляют иные хозсубъекты (иные юридические лица):

    - дочерние организации – участники группы лиц ОАО НК «ЛУКОЙЛ»:   ООО “ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт” (розничная продажа в г.Санкт-Петербурге, Ленинградской, Архангельской, Новгородской, Псковской областях, Республике Коми, Республике Карелия), ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (розничная продажа в Тверской области);

   - дочерняя организация – участник группы лиц ОАО «Нефтяная компания «Роснефть»:  ОАО «Роснефть-Ярославль» (розничная продажа, в частности в Ярославской области через 34 АЗС);

   - дочерняя организация – участник группы лиц ОАО «Газпром нефть»:  ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад»  (розничная продажа, в частности в Ярославской области через 34 АЗС);

   - ООО «Ярославская топливная компания» (розничная продажа в Ярославской области через 19 АЗС);

      - дочерняя организация – участник группы лиц ПАО «Татнефть»: ООО «Татнефть-АЗС-Запад»  (розничная продажа, в частности в Ярославской области через 14 АЗС).

           Эти продавцы (в т.ч. участники группы лиц ОАО НК «ЛУКОЙЛ»:  ООО «Лукойл-Волганефтепродукт», ООО “ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт”, ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт") являются самостоятельными юридическими лицами, у  них разные поставщики топлива,  разные закупочные цены на топливо, разные финансово-экономические показатели своей деятельности,  поставки осуществляются с разных нефтеперерабатывающих заводов.  Объективно (с учётом данных факторов), розничные цены на автобензины и дизтопливо у данных продавцов автомобильного топлива, формируемые для целей реализации данного топлива в Вологодской области и в других регионах РФ,  всегда будут различны.

            Кроме того, отметила на пресс-конференции Наталия Мерзлякова, отсутствие в Вологодской области нефтеперерабатывающей промышленности приводит к необходимости ввозить все виды бензинов и дизельного топлива в регион из Республики Коми, Пермского края, Ярославской, Ленинградской, Московской, Нижегородской  и иных областей.

Так, например,  наиболее значимый розничный продавец автомобильного топлива в Вологодской области - ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» - осуществляет закупку с нефтеперерабатывающих заводов северных территорий РФ: Коми, Пермский край, Ухта и др. Высокая стоимость закупаемого продукта, оптово-отпускные цены и существенные транспортно-заготовительные издержки связаны с тем, что в данных регионах добыча и переработка сырья значительно затратны. 

Большая протяжённость территории Вологодской области (с севера на юг - 385 км, с запада на восток - 650 км) обуславливает значительные транспортные издержки на перевозку нефтепродуктов на отдаленные АЗС внутри  Вологодской области.

Недостаточно развитая конкуренция на локальных рынках розничной реализации нефтепродуктов не позволяет сформироваться конкурентным ценам, которые бы не были ориентированы на цены ООО «Лукойл-Волганефтепродукт».

Самые скромные экономические расчеты показывают, что строительство АЗС требует затрат от 20 до70 млн. руб., окупаемость этих проектов наступает не ранее 7-10 лет. Таким образом, без государственной поддержки региональным предпринимателям очень сложно развивать конкуренцию на этом рынке и самостоятельно застраивать отдаленные районы области. 

При распределении региональных земельных ресурсов под строительство АЗС в 90-е годы XX в. преимущество было предоставлено группе компаний «Лукойл», участником которой является ООО «Лукойл-Волганефтепродукт». Данный продавец сейчас имеет наибольшую долю реализации этого вида товара в Вологодской области – более 50 %. Доминирующее положение данного участника рынка непосредственно оказывает влияние на ценовую политику иных продавцов. Вместе с тем, еженедельный мониторинг цен на бензин и дизельное топливо, который осуществляет Вологодское УФАС, показывает объективно различный рост цен региональных продавцов.

Одной из причин изменения цен с апреля 2016 г. стал рост акцизов. С 1 апреля ставка акциза на литр бензина выросла на 2 рубля, на литр дизтоплива – на 1 рубль. В текущем году это уже второе повышение акцизов на топливо – в январе этого года сборы на бензин были увеличены на 36,1%, на дизтопливо – на 20%.  

Одной из экономических составляющих формирования цены на нефтепродукты является торговая наценка, максимальный предел которой законом не регулируется.

Факт сговора участников рынка может быть установлен антимонопольным органом, если ряд продавцов единомоментно и на равную величину изменят свои цены, причем каждому из них будет заблаговременно известно о действиях другого участника рынка. 

В 2009 году Вологодским УФАС рассмотрено дело о сговоре между местными продавцами нефтепродуктов.  ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» признано нарушившим антимонопольное законодательство. Но судебные инстанции отменили решение Вологодского УФАС, т.к. нарушители подтвердили объективный характер повышения цен.

Еще одним нарушением антимонопольного законодательства является монопольно высокая цена товара, которая устанавливается доминирующим хозяйствующим субъектом. Но таковой цена может быть, если она превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Еженедельный мониторинг сопоставления оптово-отпускных и розничных цен на АЗС ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» за 8 месяцев 2016 г. показывает, что при росте закупочных оптовых цен в пределах 24%,  рост розничных цен находится в пределах до 3-4 %. Таким образом, применение мер антимонопольного реагирования также не возможно, т.к просматривается объективная сопоставимость расходов и возможной прибыли.

            Путями решения сложившейся ситуации на рынке розничных цен на бензин и дизтопливо Вологодское УФАС видит в создании благоприятного инвестиционного климата для  привлечения иных продавцов-конкурентов и создания конкурентной среды.