Отчет о результатах проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Вологодской области за 2012 - 2014 г.г.

В соответствии с Планом работы ФАС России от 18.12.2014 № 790/14 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы» (утв. приказом ФАС России от 18.12.14 № 790/14) Вологодское УФАС России проанализировало состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Вологодской области  за 2012 - 2014 г.г.

Целью проведения данного анализа является оценка состояния конкурентной среды на рынке вышеназванных услуг.

       В качестве источников исходной информации использовались сведения, полученные  от следующих лиц:   

       - от 45 организаций (которые являются членами Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Проектные организации Северо-Запада», г. Вологда)

       - от  9  организаций (которые являются членами Некоммерческого партнерства дорожных проектных организаций «РОДОС», Некоммерческого партнерства "Балтийское объединение проектировщиков", Некоммерческого партнерства "Объединение проектировщиков в области строительства "Проект-Планета", Некоммерческого партнерства Объединение Проектировщиков "ОсноваПроект", Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Межрегиональная организация «Объединение архитектурно-проектных организаций», Некоммерческого партнерства «Проектировщики Северо-Запада»,  Некоммерческого партнерства Объединение Проектировщиков "ОсноваПроект", Некоммерческого партнерства "Объединение организаций, выполняющих проектные работы в газовой и нефтяной отрасли "Инженер-Проектировщик")

       - от 6 организаций, осуществляющих строительство и ремонт автодорог в Вологодской области (получена информация о проектировщиках), и осуществляющих проектирование автодорог (получена информация об их конкурентах в сфере проектирования).

В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемыми организациями свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

       Частью 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий.  В соответствии со статьей 47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Результаты инженерных изысканий, выполненных в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, могут быть использованы в целях подготовки и реализации проектной документации применительно к указанным объектам транспортной инфраструктуры.

Виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждён приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

          С учётом данных обстоятельств, а также с учётом видов работ, указанных в «Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности"  в качестве продуктовых границ исследуемого рынка были приняты услуги по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений. При этом также анализировалась деятельность по инженерным изысканиям (в целях подготовки проектной документации для строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений).

           Выявленные продавцы рынка вышеназванных услуг  (ОАО "Вологодавтодор", ООО "Проектдорпром", ООО "ОКОР", ООО "СтройПроект", ООО «ПИИ «Севзапдорпроект», ЗАО "Вологдакоксконсульт") оказывают  вышеназванные услуги на территориях следующих субъектов РФ:  Республика Карелия, Архангельская область, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Московская, Мурманская и Ярославская области.          Таким образом, товарный рынок данных услуг выходит за границы Вологодской  области и охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации. Т.е. является межрегиональным рынком.

         Вместе с тем, расчёт доли продавцов на рынке  услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений (по объектам, расположенным на территории Вологодской области) позволил определить наиболее значимого продавца с долей более 50% - это ООО «ПИИ «Севзапдорпроект».

         Показатели уровня концентрации на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в границах Вологодской области не рассчитывались ввиду наличия межрегионального типа данного рынка.

К барьерам входа на рынок вышеназванных услуг, препятствующим или затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на данном товарном рынке, опрошенные  продавцы отнесли следующие ограничения:

а) экономические ограничения, в том числе:

- объёмы первоначальных инвестиций и капитальных затрат, а в т.ч. затраты покупку программного обеспечения, покупку оборудования для выполнения вышеназванных услуг  (3 000 000 руб.,  при этом, срок окупаемости затрат составляет  2-4 года.

      -  возникающие у организаций сложности при предоставлении обеспечения исполнения государственных контрактов, в частности, при получении банковских гарантий (высокие ставки на банковские услуги, сжатые сроки для оформления и т.п.). А внесение денежных средств на указанный заказчиком счет в качестве обеспечения выводит из оборота значительные денежные суммы на продолжительное время.

  б) административные ограничения:

      - необходимость получения допусков саморегулируемых организаций к определенным видам деятельности или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Данный барьер является преодолимым

      - решения органов власти по ограничению деятельности;

      - предоставление льгот отдельным хозяйственным субъектам;

      - работа Заказчиков с ограниченным кругом поставщиков.

По мнению продавцов:

-  затраты на преодоление барьеров входа на рынок вышеназванных услуг оправдываются.

      -  рынок данных услуг является конкурентным. При этом, на  объявляемые государственными заказчиками торги, как правило, заявки оформляется несколькими организациями, имеющими допуски саморегулируемых организаций на осуществление соответствующих услуг

      - продавцы  имеют возможность рассчитывать цены по справочнику базовых цен на проектные работы

       - определять уровень цен в одностороннем порядке на вышеназванные услуги организации не имеют возможности. Одним из оснований для этого является то, что оказание услуг осуществляется в соответствии с государственными (муниципальными) контрактами, заключаемыми по результатам торгов и в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».    

        - продавцы не имеют возможности оказывать решающее влияние на общие условия реализации услуг на данном рынке.

        Рынок услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, оказываемых на территории  Вологодской области (географические границы рынка превышают границы Вологодской области) является конкурентным.

Наличие барьеров входа (экономические ограничения, административные ограничения) на товарный рынок  - это факторы, способствующие ограничению конкуренции на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений. Необходимо и в дальнейшем уделять внимание состоянию конкуренции на данном рынке.